Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: leonovichjohn@mail.ru

Хотите разместить здесь статью? Пишите: leonovichjohn@mail.ru
Интернет против бумаги: почему молодые авторы редко выходят в офлайн

Казалось бы, что может быть проще: написал книгу, отнёс в издательство, а через неделю после публикации покорил The New York Times и занял первую строчку в топе бестселлеров. А если ты пишешь в жанре Young Adult, то тебя оторвут с руками. Но пока такая схема работает у авторов молодёжной прозы Европы и США, российские писатели довольствуются малым. Покорять нечего и некого, а популярность проще сыскать в интернете – вдруг потом и издать предложат. Да и кажется, что мороки меньше, нужно всего лишь залить текст, и аудитория сама найдёт его без какого-либо анализа рынка и позиционирования автором.

Тогда в бой вступают сайты-агрегаторы историй: Wattpad и «Книга фанфиков» (больше популярны среди молодёжи и фанатов уже существующих произведений, комиксов, фильмов и т.д.), «Проза.ру», «Самиздат». Именно там многие авторы произведений, которые позже вышли в офлайн с пометкой «онлайн-бестселлер», публиковали первые главы свои работ.

Творчество в сети и сайты-агрегаторы текстов

Издательство «АСТ», которое и раньше работало по многим направлениям, в том числе с зарубежными YA-авторами, выпустило в редакции-импринте Mainstream серию «Online-бестселлер» – как гласит официальный сайт, она стала «визитной карточкой и знаком качества, которому доверяет новое поколение читателей».

Среди многих авторов, чьи книги вышли со схожими обложками-портретами главных героев и тегом серии, оказалась и Ли Виксен. Её цикл «Лисий чертог» сначала распространялся в интернете, но наибольшую популярность сыскал на «Прозе.ру». Спустя некоторое время писательнице поступило предложение от «АСТ» опубликовать «Меня зовут Лис» – книгу о «взрослении женщины», как отмечала автор в одном из интервью.

Другие популярные авторы, Марина Козинаки и Софи Авдюхина, создатели серии «По ту сторону реки», постепенно выкладывали сказку на Wattpad, а позже и на «Книге фанфиков». Ещё в 2015 году создательницы пытались собрать с помощью сервиса краундфандинга деньги на издание «Ярилиной рукописи» – сказке о колдунах и колдуньях, вдохновлённой языческими и русскими мотивами, но нужной суммы не вышло: даже несмотря на то, что у истории уже на начальном этапе были читатели, поклонники, а потом и поддержка официальной группы Wattpad. Авторы были вынуждены сами продвигать свою работу, но после победы в номинации «Лучший молодёжный бестселлер–2015» от издательства «АСТ» смогли опубликовать первую и последующие книги.

Помощи ждать неоткуда: кто такой литературный агент

Получается, вариантов у российских авторов YA-прозы совсем немного: или ждать, пока тебя заметят, или самим всеми силами добиваться публикации. Ну или просто стать популярным онлайн – там и издание не за горами. Неужели никто не поможет?

Маловероятно. В России совершенно не развита профессия литературного агента (в современном её понимании) – человека, который помогает сотрудничать с издательством, занимается подбором целевой аудитории, рекламой, оформлением и распространением рукописи. В его же задачи входит и отбор текстов, которые в будущем могут принести прибыль автору и издателю, заодно он освобождает писателя от коммерческой волокиты. Схожую функцию литературных агентов выполняют мелкие издательства, принимающие заготовки текстов и синопсисы для дальнейшей перепродажи крупным игрокам на книжном рынке, тогда распространением будет заниматься уже покупатель.

За рубежом агент – явление вполне привычное, многие всемирно известные авторы жанра YA-романов и антиутопий пользуются услугами агентств для продвижения свои работ и продажи прав на экранизации и киноадаптации, в том числе Кассандра Клэр (серия «Сумеречные охотники»), Сьюзен Коллинз (трилогия «Голодные игры»), Кира Касс (серия «Отбор)», Холли Блэк (автор фэнтези-романов) и Стефани Майер (франшиза «Сумерки») не гнушаются услугами литературных помощников.

Литературные агентства РФ в основном же либо адаптируют иностранных авторов, либо распоряжаются правами на классические произведения. Причина кроется в маленьких гонорарах – 15%, от и так невысокого заработка начинающего или малоизвестного автора помощник не получит выгоды. Позволить себе их услуги могут либо серьёзные, либо именитые писатели. Именно поэтому профессия не пользуется популярностью – для увеличения спроса молодёжным авторам и YA-писателям придётся больше платить за права на издание их книг, а вкладываться в будущие призрачные надежды о прибыли агенты не желают.

И пока талантливые авторы подростковых романов со всего мира выходят в тираж, многие их российские коллеги томятся в сети. Если ситуация в будущем вдруг изменится, то вскоре в «Благодарностях» к послесловию появится строчка «…и моему агенту». Но как скоро это произойдёт?

Понравился материал?

Подпишись на наш Яндекс.Дзен

А также паблик Вконтакте!

 
16+