История – единственная нить, связывающая нас с предками. Это глубокий колодец, полный событий, ошибок, несправедливости и восхищения. Или же её можно назвать книгой мудрости, в которой, как бы нам иногда не хотелось, нельзя зачеркнуть слова, поменять местами абзацы, а то и вовсе выдернуть страницу и сжечь в камине. Но человек – существо самоуверенное, полное амбиций и больших надежд. Ему не хочется верить, что подвластной остаётся лишь крошечная часть всего мира. И пусть машина времени до сих пор не изобретена, такая как в фильме «Назад в будущее», люди пытаются вмешаться в прошлое всеми доступными ими способами. Один из них – искажение исторических реалий в фильмографии.
С чистого листа
Сейчас общество поделилось на два лагеря. Одни стремятся сжечь историю, переписать её, удалить, как на компьютере, все неугодные элементы. Другие отчаянно борются за сохранение опыта прошлых лет. Вот только первые последние годы всё больше вырываются вперёд. Происходит это либо напрямую, с искажением сюжетов исторических фильмов, либо косвенно, с внедрением в сценарии персонажей, не соответствующих эпохе, о которой повествуется в картине. Часто авторы фильмов создают пометку в титрах о том, что сюжет может не соответствовать действительности, снят по мотивам определённых событий. Но часто такая деталь остаётся в тени грандиозности сюжета, а впечатлительные или же недостаточно образованные зрители могут воспринять всё за чистую монету.
Фильм, снятый по одноимённому роману Маргарет Митчелл, уже давно был признан классикой кино. Кроме того, что это первая в истории цветная полнометражная лента, в Америке она стала самым кассовым фильмом за всю историю индустрии. В своё время картина получила 11 премий «Оскар». А что самое главное, актриса Хэтти Макдэниел, сыгравшая роль чернокожей служанки, стала первой афроамериканкой, которой удалось заполучить заветную статуэтку (лучшая женская роль второго плана).
Осуждать тех, кто считает фильм популяризатором расизма и призывом к борьбе с социальной несправедливостью никак нельзя. Они правы. Каждый может выразить своё собственное мнение. Но как же быть с тем, что картина повествует о событиях, происходящих более века назад. Ведь это просто факт, ничем неизменный. Мы можем лишь только учиться на ошибках прошлых лет, не допуская их в настоящем.
Рождённые в иллюзиях
В борьбе за справедливость люди упускают много других важных нюансов. С каждым годом вырастает всё новое и новое поколение, воспитанное под влиянием идеи, движений и убеждений общества. Молодые люди плохо знают историю, доверяя правдивости документальных фильмов, а то и вовсе картин с историческим сюжетом. Реальное прошлое, которое и так веками было размыто и искажено, кажется, отправляется пылиться на дальнюю полку. Нужно лишь время, и оно станет нашей иллюзией, сказкой, в которую нам всем хотелось бы верить.
Читайте также
Люди стремятся переписать прошлое, но при этом черпают из него много идей для создания фильмов. Возьмём, например, историю России. События разных веков не раз становились основой не только отечественных, но и зарубежных лент. И до сих пор многие режиссёры стараются визуализировать прошлое нашей страны, внося в него все большие смыслы. Вот только теперь задача стоит поважнее – выполнить всё по канонам идеи современного либерального общества.
Создателям сериала «Великая», по их мнению, это удалось. Картина, не претендующая на историческую достоверность, всё же многих подвергла в шок. В ней повествуется о юных годах Екатерины II и её подготовки возглавить могучую империю. Чёрный юмор, сарказм и сочетание несочетаемого – вот главные компоненты многосерийной ленты. И, пожалуй, нужно быть совершенно абстрагированным или же уметь чётко разграничивать правду от выдумки, чтобы воспринять сериал на ура.
Особо впечатлительному зрителю, привыкшему вечерами просматривать программу центральных государственных каналов, такой проект точно не доставит удовольствия. Начнём с того, что актёрский состав был подобран совершенно не соответствующий эпохе. Некоторым героям было присуще поведение и образ жизни, которые в нашей стране до сих пор находятся под строжайшим запретом. Например, огромный диссонанс вызвал персонаж граф Ростов, которого сыграл темнокожий актёр Абрахам Попула. Несмотря на цвет кожи, сценаристам захотелось добавить перчинку в его образ – выдвинуть предположение о его нетрадиционной ориентации.
Или же другой центральный персонаж граф Орлов, которого воплотил в сериале английский актёр индийского происхождения Саша Дхаван. Огромное непонимание русскоговорящих зрителей подпитывалось ещё и тем, что образ списан с реального существовавшего графа, совершенно не имевшего во внешности ничего общего с артистом. Несмотря на сноску «временами правдивая история», многими зрителями такой жест был воспринят как «высмеивание русской истории».
Но больше всего за живое впечатлительных людей задело использование «неприкосновенной» для многих песни «Священная война». Этим музыкальным произведением сопровождался путь императора и его приближённых на переговоры со шведами. Выбор саундтрека действительно можно считать неудачным. Лишь немногие с юмор отнеслись к подобному жесту.
Сила в единстве
Фильм или сериал – это искусство, способ реализовать идеи, открыть миру новое «Я» и помочь ему воспринять общественные движения, начать с уважением к ним относиться. Вот только как отыскать тонкую грань между выражением и идущими после него последствиями. Школьники всё меньше заглядывают в учебники истории, а прогрессивное общество старается оградить их от правдивости прошлых лет.
Киноискусство и история должны идти рука об руку, вместе. Им следует дополнять друг друга, а не стараться изменить, внести свои коррективы. Общество будет прогрессировать, делая мир лучше и толерантнее. А опыт прошлого станет верным спутником, помогающим не упасть в бездну. Как родители учат ходить своего ребёнка, воспитывают его, так и история должна оберегать современность, не позволяя допускать те же ошибки.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!