Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

В Японии важно старание, а не результат, деталь, а не картина. Уважаема природа и недопустимо вмешательство в естественный ход жизни. Богами являются умершие предки, духи гор и старых безделушек, живут они бок о бок с людьми и не вершат над ними суд. Мы узнали у япониста и религиоведа, на чём зиждется японская культура, дарящая человеку гармонию и уберегающая от родного западному человеку экзистенциального ужаса.

Дом под ключ

Ответы подготовлены на основе беседы с Елизаветой Вайнберг – японистом, преподавателем курса истории, культуры и религии Японии Студии экспериментальной японистики «JapanGO!».

В чем японское мировосприятие принципиально отличается от российского или западного?

Главное отличие в том, что культуры и религии формируют для нас совершенно разный фон, вне зависимости от того, насколько мы верим или не верим. Основу западного мышления составляют культура греков, римлян и христианство. Изначально подразумевается, что мы рождаемся грешниками, существуют первородный грех, семь смертных грехов, за которые мы обязательно будем гореть в геенне огненной. В Азии этого нет, все грехи можно исправить, если постараться. В христианстве, конечно, можно покаяться перед господом, но на Востоке немного другая система: человек, с одной стороны, имеет дело с самим собой, с другой стороны, нет ничего, не было и не будет. Нет на божественном троне персоны, которая будет вершить суд, всё зависит от личного восприятия конкретного человека.

Производство изделий с подсветкой для интерьера и экстерьера, шары, кубы, качели и др. подробный каталог на сайте https://pillars.ru/

Примером проявления религиозного сознания является разное отношение к самоубийству. Для нас оно является неправильным, недопустимым. Совершившего самоубийство православного христианина даже отпевать не станут. В христианской культуре вообще смерть – самое страшное. У японцев же она может восприниматься как избавление, иногда даже как достойный шаг, решение проблемы. Если у нас самоубийство является уходом от проблем, эскапизмом с элементами эгоизма, то в Японии оно может быть необходимым для очищения имени, исполнения долга, избавления общества и близких людей от проблем, позора, лёгшего на семью. Широко известно, что самоубийство было распространено среди самураев. Хоть эпоха прошла, когда позор смывали кровью, прошла, в развитой Японии по сей день высокий уровень самоубийств. Это большая проблема, вытекшая из их особого отношения к смерти: когда представители других культур из последних сил ищут выход, потому что самоубийство – не выход, японцы замыкаются в себе.

Ещё одно различие мировосприятий в том, что в Японии до сих пор коллективное превалирует над индивидуальным. Эта черта характерна для всей Азии, и сохраняется в Японии несмотря на то, что она – страна демократического толка и либерального уклада жизни. Эту специфику можно охарактеризовать японской поговоркой, что выпирающий гвоздь нужно непременно забить. Однако для японцев не зазорно богатство. Если христианство не очень хорошо относится к материальному возвышению, большое состояние ассоциируется с гордыней, жадностью, и наверняка сколочено не теми путями. Христианство возводит в культ аскетичность и бедность, считает, что богатство развращает. У японцев такого понимания нет, они более приземленные в этом плане. Если человек трудится и зарабатывает – он молодец. И нет ничего постыдного в том, чтобы помолиться о богатстве или хорошей должности.

Последним принципиальным отличием является то, что японцы воспринимают всё с точки зрения гармонии. Гармония должна царить повсюду и никогда не должна нарушаться, её всегда нужно восстанавливать. Как это отражается в быту? Например, нельзя напрямую отказывать: в ответ на невыполнимую просьбу следует долгое объяснение, в конце которого просящий сам скажет, что, наверное, вы не сможете. Японцы много думают, как не обидеть окружающих или доставить им неудобства. Даже когда японцу дарят подарок, он в ответ не благодарит, а извиняется за то, что заставил думать о себе, своим существованием нарушил ваш покой.

Какие представления лежат в основе японской мудрости?

Японская мудрость тесно связана с мировосприятием. Если человек западного сознания созерцает мир, то он должен выйти вовне, чтобы объять всё вширь и познать новое опытным путём. Японцы же познают вглубь, находят маленькую деталь и углубляются в неё. Если мы смотрим на песчаный берег, то японцы на песчинку. С одной стороны, они, скорее всего, упустят прелесть общей картины, с другой стороны, откроют дополнительные аспекты, незаметные при взгляде издали.

Любая японская деятельность связана с чрезмерным вниманием к деталям, которые важнее целого. Это отражается и в работе: нет культа результативности, есть культ старания. Важно, что человек прилагает усилия, и другие знают, что прилагает усилия. Его могут посчитать человеком бренным, которому работать не дано, но простят и похвалят за старания.

Японская мудрость в том, чтобы находить счастье в мелочах. Конечно, не всегда это удаётся, но бытовое мировоззрение в том, что не стоит гоняться не пойми за чем, нужно наслаждаться моментом, мелочами: вкусной едой, погодой. В любом дне всегда есть место приятному, которое нужно подмечать и составлять из него большое счастье. Чтобы стать счастливым, необязательно куда-то убегать, ведь от себя не убежать. Счастье – это не то, чего японец достиг или не достиг, это внутреннее состояние, над которым нужно работать. На это делает упор, в том числе, буддизм. Нужно помнить, что японцы испытывают культурное влияние сразу двух религий, синтоизма и буддизма одновременно. И их главная мудрость в том, чтобы познать себя, открыть вселенную в себе.

В каких отношениях с природой состоят японцы?

Японец потенциально имеет более тесную связь с природой, нежели европеец или американец. Это обусловлено традициями и верой. Существует три главных культа – предков, гор и лесов. Последние два обеспечивают заботу о природе, несмотря на модернизацию, индустриализацию и плотность населения. Человек – не царь природы, а её часть, чрезмерное вмешательство в природу, нарушает равновесие и гармонию. Важно, что эта гармония не означает безмятежное спокойствие и отсутствие движения. Торможение естественных процессов тоже нарушает гармонию. В понимании буддизма и дзен-буддизма всё должно двигаться, нельзя останавливать поток, нельзя идти против него.

Пару лет назад, на Новый год в городе Кобэ установили самую высокую в мире «ёлку» (что японской традицией не является). Хвойное дерево не стали обвивать гирляндами или украшать шарами, чтобы не сковывать; на него была направлена подсветка, содержащая позитивный посыл, как-бы восхваляющая первоначальную красоту дерева. Но людям не понравилось: дерево было очень старым, значит, являлось синтоистским божеством.

Уважение к природе также выливается в то, что и традиционная, и современная толковая архитектура идеально вписываются в пейзаж, не сливаются с ним, но находят своё место. Если на опушке построен дом, то кажется, что он всегда там был.

Каковы боги в понимании японцев? Как их представления соотносятся с христианскими?

В христианстве Бог над человеком. Во всех есть божья искра, но Бог, высшая сущность, властен над человеческими судьбами, воплощает в себе нечто великое. А боги в понимании японцев – нечто совершенно иное. Традиционная древняя японская религия синто является анимизмом – в ней божественной сущность наделяются разнообразные объекты живой и неживой природы. И в Японии, помимо основных божеств (пантеона синтоистский богов и его главы, солнечной богини Аматэрасу) есть много локальных божеств. Более того, в основном поклоняются как раз местечковым богам – духам гор, старых деревьев, камней, духам, вселившимся в предметы, так как в качестве тела бога может выступать любой объект, особенно если у него интересная судьба, например, меч. Эти боги называются «ками» и живут с японцами в одной плоскости, делят с людьми мир. У богов может меняться настроение, у них есть желания, они могут вести себя хорошо или плохо, потому что все с характером.

Японцы не считают, что их жизнь зависит от высшей воли, от божеств. Люди понимают, что делят Мир с богами, которые могут помочь или навредить в зависимости от их настроения. А храмы нужны для того, чтобы указать, что в этом конкретном месте живет дух ками, что его не нужно тревожить, его нужно уважать. Интересно, что богам приходят не только, чтобы о чём-то попросить. Люди могут принести подношение или рассказать богу новости, потому что ему тоже интересно, что в мире происходит.

Есть отдельный вид духов – духи предков. Их почитают дома, почти у всех японцев есть домашние алтари. Духи умерших предков защищают семью, поэтому к ним нужно очень хорошо относиться, если разозлить их – мало не покажется, они могут быть требовательнее духов ками.

В буддизме всё немного сложнее. Там тоже нет бога в привычном понимании, есть вселенский закон, по которому происходят те или иные процессы. Существуют будды, их много, но они – некое воплощение вселенского закона, они нужны, чтобы помогать системе приходить в норму. Будда – не божество, он тот, кто родился в нужном месте и нужное время, познал суть всего сущего и обязательно ушёл в нирвану, то есть понял, что всё есть и ничего нет одновременно. Рангом чуть ниже будд есть бодхисаттвы, существа, которые помогают становиться на путь истинный, правильно познавать вселенную. Но если отбросить все ритуалы и погрузиться в философские каноны, то можно обнаружить, что у христианства и дзен-буддизма много общего, говорят они об одном и том же, налагая на это разные вуали. Например, они обосновывают веру в сверхъестественное, возможность достижения Вечности, налагают запрет на причинение вреда (убийство, насилие и др.). Нужно понимать, что кроме отличий есть общие черты.

Тезисы о японской культуре

Резюмирует Николай Поляков – религиовед, доцент СПбГУ, кафедра философии религии и религиоведения

Есть несколько принципиальных различий религии Японии и христианства. В синто отсутствует фигура основателя, сопоставимого с Иисусом из Назарета или Мухаммадом. Соответственно, нет и освященного их авторитетом единственного священного текста, а также и претензии на монополистическое обладание истиной. Синто довольно органично включает в себя элементы нескольких азиатских религий: не только буддизма, но также конфуцианства и даосизма, что свидетельствует о невероятной, по нашим меркам, плюралистичности. Синто не является дуалистической религией: то есть ей не свойственно противопоставление двух миров (нашего и горнего), нет абсолютизации добра и зла, персонификации метафизических сил, стоящих за этими этическими понятиями. Наконец, отношение японцев к своей национальной религии существенно отличается от знакомого нам по авраамическим религиям: оно значительно проще, и представителями западной цивилизации иногда воспринимается как атеистическое.

Почему современные японцы, в большинстве своём, религиозными себя не считают, но храмы посещают регулярно? Кажется, что для японцев синто – нечто большее, чем «просто» религия: за тысячи лет оно так вплелось в ткань культуры, что большинство праздников и ритуалов жизненных циклов, когда приглашаются каннуси (жрец), воспринимаются как часть культурной традиции, а не элементы культа.

Чтобы приблизиться к понимаю японской культуры, можно почитать книгу Рута Бенедикта «Хризантема и меч. Модели японской культуры»; о религии – «Боги, святилища, обряды Японии. Энциклопедия синто».

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика