Началом мирового кинематографа считается снятый в 1888 году ролик под названием «Сцены в саду Раунхэй». Он едва ли имеет что-то общее с современным фильмами: его длительность меньше двух секунд, на экране мы не увидим HD-качества, профессиональных актёров или хотя бы сюжета, но в конце 19-го века это был прорыв.
Ролик стал истоком для кино, в том числе и российского, которое появилось только через 20 лет, но смогло покорить мировую публику. Мы расскажем, какие взлёты и падения претерпевал отечественный кинематограф с первого фильма до наших дней.
Первый российский фильм
«Понизовая вольница» 1908 года, срежиссированная Владимиром Ромашковым, представляет собой шестиминутную экранизацию пьесы Василия Гончарова. Чёрно-белая кинокартина заметно отличается от первого в мире фильма: в ней уже появились актёры, титры, постановка кадра, спецэффекты и даже монтаж, но всё равно экранизация пьесы очень далека от того, что мы имеем сейчас.
Кстати, петербуржцы могут гордиться, ведь первый фильм в России, покоривший весь мир, снят именно их предками.
Читайте также
Со временем технических возможностей становилось больше, качество отечественного кино с каждым годом улучшалось: к 1930-му они уже представляли не минутные ролики, а почти двухчасовые фильмы с декорациями, сюжетом, актёрами, но по-прежнему оставались немыми.
Первый звук и цвет
Показ первого звукового фильма состоялся ещё в 1900 году, но эту попытку едва ли можно назвать успешной: технические трудности препятствовали нормальной синхронизации звука и изображения.
Понадобилось почти 30 лет, чтобы кино обрело звук.
В СССР звуковое кино появилось в 1931 году. Это была трогательная картина о беспризорных детях под названием «Путёвка в жизнь», снятая талантливым советским режиссёром Николаем Экком. В 1932 году его признали лучшим режиссёром. Правда, киноэксперты в то время также много спорили насчёт целесообразности использования звука в фильмах. Существовало мнение, что наличие звука убьёт в кино художественность.
Цветное кино тоже появилось благодаря стараниям Николая Экка. «Груня Корнакова», снятая им в 1936 году, стала первым цветным советским фильмом.
Расцвет в СССР
Вообще годы СССР можно считать рождением настоящего художественного кино. Именно в то время вышли такие фильмы-шедевры, как «Броненосец Потёмкин», «Алим», «Человек с киноаппаратом». Режиссёры не просто развлекали зрителей, они воспевали ответственность, силу духа и любовь. В том числе к Родине.
Отчасти это объясняется запросом аудитории, для которой советская идеология была частью жизни. Но существует мнение, что это было требованием властей, которое как раз только мешало творчеству. Споры на эту тему ведутся до сих пор.
С годами улучшалось качество изображения и звука, а у режиссёров увеличивался энтузиазм и появлялись новые идеи. Всё это в итоге привело к тому, что советское кино стало пользоваться успехом и за рубежом.
К слову, тогда не было режиссёрских факультетов, как сейчас, создателями кино в основном были бывшие театралы, обучающиеся кинематографическому ремеслу самостоятельно, либо у старших товарищей в киноателье, а затем — в киностудиях.
Кинематограф в военное время
Война оставила отпечаток на всех сферах жизни, в том числе и на кино. Эти годы можно назвать спадом в кинематографе. Однако этот период подарил нам картины, отражающие то время.
Фильм «Два бойца», снятый в 1943 году по повести Льва Славина, показывает события начала отечественной войны. Картина повествует о дружбе, которую не способна сломить даже война. Примечательно, что режиссёр Леонид Луков снимал кино в условиях эвакуации.
«Машенька» 1942 года рассказывает об истории любви в тяжелейшие для страны времена. Фильм полон нежности и при этом отражает жестокость войны для влюблённых сердец.
Ещё одна картина, демонстрирующая ужасы войны — «Великий перелом» 1945 года. Фильм повествует о Сталинградской битве, которая является важной вехой в истории войны и показывает героизм народа.
К удивлению, в начале 40-х снимали не только военные фильмы, режиссёры находили в себе силы и развлекать публику. В тот период свет увидели картины «Свадьба» и «Кощей бессмертный».
Второе рождение советского кино
После войны, смерти Сталина и прихода к власти Хрущёва наступила оттепель не только в литературе, но и в кинематографе.
Картина «Летят журавли», снятая в 1958 Михаилом Калатозовым, до сих пор является единственным российским фильмом, забравший главный приз на Каннском фестивале.
В тот период страна также познакомилась с такими шедеврами, как «Андрей Рублёв», «Война и мир», «Зеркало» и «Сталкер». Советское кино пользовалось популярностью во всём мире. В пятёрку самых кассовых фильмов страны вошли известные всем «Есения», «Пираты XX века», «Москва слезам не верит», «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Чаще всего на экранах появлялись лица Армена Джигарханяна, Юрия Назарова, Льва Дурова, Валентины Ананьиной и Сергея Никоненко. Все эти артисты сыграли за свою жизнь более 200 ролей.
Спад российского кинематографа в 90-е годы и последствия
Этот период известен нам тяжелыми для населения событиями: распад СССР, экономический кризис, реформирование рынка. Царило упадническое настроение, пострадало в эти годы и кино. У режиссёров порой не было средств на фильмы, и поддержать их никто не мог, поскольку самим людям приходилось выживать. Существует мнение, что в 90-е Россия утратила киноязык.
Но даже в этот непростой период можно отыскать преимущества. Во-первых, запрещённые в СССР фильмы наконец-то увидели свет. Во-вторых, появились новые андеграундные ленты, стиль которых значительно отличался от советских. В-третьих, события 90-х вдохновили режиссёров в начале нулевых на поиск новых форм кино. В это время на экраны вышли: «Брат», «Жмурки», «Сёстры», «Бандитский Петербург» и другие картины, которые мы пересматриваем до сих пор.
Очередное возрождение?
После 2000 года, помимо фильмов о бандитах 90-х, признание получили: «Ночной Дозор» Тимура Бекмамбетова, «9 рота» Фёдора Бондарчука, «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева и «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики. Также российская публика впервые увидела работы «Квартета И», Кирилла Серебренникова и Романа Каримова. Но в целом самобытные и успешные картины были скорее исключением. И интерес российской аудитории к отечественному кино в нулевых стал падать.
В последнее время, напротив, ситуация начала меняться. Причиной тому успехи ответственного кинематографа. Так, за прошлое десятилетие о себе громко заявил Юрий Быков. В 2018 году компания Netflix даже сняла сериал «Семь секунд» по мотивам его фильма «Майор». На международной сцене Россию отлично представил Андрей Звягенцев: он получил номинации на «Оскар» за фильмы «Левиафан» (2014) и «Нелюбовь» (2017). А в 2019 году журнал Rolling Stone включил его картину 2011 года «Елена» в список 50 лучших мировых фильмов второго десятилетия XXI века.
Также в России появились новые имена. Так, в 2019 году на 72-м Каннском кинофестивале приз за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд» получил Кантемир Балагов (фильм «Дылда»). Помимо этого, в прошлом году вышел сериал «Чики» Эдуарда Оганесяна. Его показ состоялся на российском онлайн-сервисе и был успешен: сериал возглавил топ самых популярных проектов по запросам на «КиноПоиске».
Российский кинематограф успел отличиться и в этом году. На Каннском кинофестивале приз «Особый взгляд» взяла Кира Коваленко (фильм «Разжимая кулаки»). Также стало известно, что супергеройский экшн «Майор Гром: Чумной доктор» Олега Трофима возглавил рейтинг зарубежного Netflix.
Всё это внушает надежду на возрождение кинематографа. Но оправдается ли эта надежда — покажет время.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!