Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить здесь статью? Пишите: main@sub-cult.ru
Философия ненасилия Толстого: в чём суть и нужна ли она в современном мире?

В 1870-е годы Лев Николаевич Толстой переживает мировоззренческий кризис, связанный с поиском смысла жизни, не исчезающего даже после смерти человека. Искания приводят писателя к религиозно-философскому учению, которое позднее назовётся толстовством и соберёт последователей по всей России.

Фундаментальная часть философии Толстого — идея о непротивлении злу насилием. В чём-то утопическая и радикальная для своего времени, но кажущаяся невероятно рациональной и простой по сути.

Что такое насилие по Толстому? Как с ним бороться и что делать, чтобы жить сообразно идеям классика? Есть ли толстовцы сейчас? Об этом и другом — наше интервью с заведующим экскурсионно-методической службой Государственного музея Л. Н. Толстого Юрием Прокопчуком.

Перелом мировоззрения и его отражение в творчестве

— Мы знаем, что Толстой участвовал в Кавказской войне, а потом и в Крымской. Как бывший военный пришёл к выводу, что с насилием надо бороться?

— Перемена в мировоззрении Толстого на рубеже 70-80-х годов XIX века произошла и была серьёзной, основательной. Но если мы внимательно изучим источники — ранние произведения Толстого, дневниковые записи, его письма — мы убедимся, что зародыши этого учения содержатся уже там.

Лев Николаевич действительно участвовал в Кавказской и Крымской войне: он был артиллеристом, дослужился до поручика, командовал артиллеристским орудием. Хотя сам не убивал людей, но участвовал в войне, которая привела к огромным человеческим жертвам. Уже в ранних произведениях, в рассказе «Набег» или «Севастополь в мае» мы встретим идеи отрицания убийства и насилия, антивоенные идеи, к которым Толстой пришёл в более поздние годы.

Они есть и в романе «Война и мир». Давайте вспомним начало третьего тома: «…началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Вот именно так понимал войну Лев Толстой. Но с каждым годом, всё больше размышляя о смысле жизни человека, о том, есть ли в ней смысл, который не прекращался бы смертью; о том, что должен делать человек в этой жизни, от чего он должен воздерживаться, Толстой приходил к религиозно-нравственной теории, которую он прекрасно отобразил в целом ряде своих публицистических, а также и во многих художественных произведениях. Позднее творчество Толстого, как мы знаем, во многом было подчинено изложению религиозно-нравственных взглядов.

2

Источник фото: polka.academy

— То есть перелом произошёл не мгновенно?

Это был длительный процесс с разными этапами и поворотными пунктами, но мы можем смело сказать, что к 1880-м годам Толстой сформулировал и точно изложил на бумаге то, что всегда было у него в душе, к чему он всегда стремился, но что он, может быть, не вполне чётко осознавал в предыдущие годы. У этого перелома были серьёзные предпосылки — это не было что-то случайное. И очень многие толстоведы-исследователи соглашаются, что это произошло не просто так.

— На что в большей степени опирается учение Толстого о непротивлении злу насилием?

— Толстой берёт за основу Евангельский текст — Нагорную проповедь Иисуса Христа и его слова «не противьтесь злу». Он считает, что это краеугольный камень христианского учения. При этом Толстой обращает внимание на то, что и во многих других религиозно-философских традициях — буддизме, различных течениях индуизма — содержатся похожие идеи непричинения зла, ненасилия, отказа от насилия.

— Это не могло не отразиться в его художественных текстах. Кто из героев произведений Толстого наиболее полно соответствует идейному убеждению о непротивлении злу, которое разработал и которого придерживался Лев Николаевич?

— Вопрос непростой, но думается, что это один из автобиографических героев Толстого.

Толстой очень часто в художественных произведениях изображал персонажей, которые были очень близки к нему самому, имели автобиографические черты. Это есть и в раннем творчестве: можно вспомнить повесть «Утро помещика» или трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность». Если говорить о более позднем периоде, вспоминается «Анна Каренина», а точнее герой Константин Левин, который в восьмой части романа исповедует взгляды вполне в духе толстовской теории о непротивлении злу насилием и выступает против Русско-турецкой войны.

3

Константин Левин / «Анна Каренина», Джо Райт. Источник: kinopoisk.ru

Можно вспомнить Сарынцева из имеющей автобиографические черты пьесы «И свет во тьме светит», Дмитрия Ивановича Нехлюдова из романа «Воскресение», который, как мы знаем, уже в конце произведения как будто бы случайно открывает Евангелие и читает слова из Нагорной проповеди Иисуса Христа. Он приходит к тем же выводам, что и сам Лев Толстой.

Вот такие герои наиболее близки автору. Они очень часто выражают авторскую точку зрения и многие из них действительно единодушны в данном отношении со Львом Толстым.

Если нужно выделить одного героя, можно обратить внимание на Сарынцева из «И свет во тьме светит». В пьесе отразились некоторые события, которые действительно происходили в жизни Льва Николаевича Толстого.

4

Источник: lib.usu.ru

Насилие и то, как избежать увеличения зла в мире

— Хотя мы все примерно понимаем, что такое насилие, каждый из нас может добавить что-то своё в толкование этого термина. Как в учении Толстого понимается насилие?

— Максимально широко. Толстой рассматривает самые разные аспекты этого понятия. Он рассматривает насилие и в личных, и в общественных отношениях. Он рассуждает о насилии физическом и психологическом, о насилии прямом и косвенном. Толстой считал, что деньги — тоже инструмент насилия человека над человеком. Если вы владеете деньгами, вы можете эксплуатировать чужой труд и, эксплуатируя чужой труд, вы совершаете насилие. Это часть насильнического миропорядка.

В самых разных статьях, трактатах, произведениях Толстого отразились разные аспекты этой темы. Насилие — это не только применение физической силы одного человека к другому. Это не только насилие внутри политической системы, каких-то общественных отношений. Толстой весьма широко понимал этот феномен. Он дал ему исчерпывающее объяснение и показал, почему сам по себе насильственный путь является тупиковым; почему ответ насилием на насилие приводит к увеличению зла в мире. Зло увеличивается как снежный ком, его становится всё больше и больше, и только отказ от насилия, только любовь к Богу и ближнему способна растопить этот ком, как лучи солнца — снег.

— Какие способы активного непротивления злу находит Толстой?

— У Толстого есть трактат «В чём моя вера», где он несколько раз подчёркивает одну и ту же мысль: не нужно делать каких-либо подвигов, чтобы жить в соответствии со взглядами Иисуса Христа и осуществлять ненасилие на практике. У христианства другая главная идея — нужно воздерживаться от зла. То есть не совершать то, что приводит к злу.

Если вы воздерживаетесь от этого и ведёте себя, по сути дела, пассивно — не совершаете геройских поступков — вы просто не делаете того, что приводит к злу, и тем самым приближаете духовный идеал. Так вы встаёте на путь ненасилия.

Толстой всегда акцентировал внимание именно на том, что все заповеди христианства отрицательные. Иисус Христос говорит, чего не надо делать. Если человек воздерживается от зла, он уже делает очень много. А все беды как раз от того, что люди увлекаются разными политическими, общественными, религиозными идеями, и идёт борьба всех против всех. Нужно наоборот воздерживаться от зла.

— А поощряются ли какие-либо активные действия, которые могут привести к уменьшению зла?

— Поощряются, но Толстой толкует учение Иисуса Христа именно так, как мы уже сказали выше. Активные действия нужно рассматривать на конкретном примере.

5

Источник: pravlife.org

— Можно ли поставить знак равно между непротивлением злу насилием и пацифизмом?

— Я думаю, нет. Пацифизм, как он понимается обычно, который развивался в течение XIX — начале XX века и существует до сих пор, всё-таки основан на другой платформе. Его суть подразумевает заключение мирных договоров, отказ от, может быть, обязательной военной службы, от милитаризации, от распространения насильственных форм общежития людей, но пацифизм существует внутри общественно-политической системы.

Есть пацифистские деятели, движения, партии. Учение Толстого более радикальное: оно основано на отказе от насилия как такового, на отказе от любых государственных форм, на отказе от участия в деятельности государственных органов власти.

У Толстого целый ряд общественно-политических статей. Я хочу обратить ваше внимание на доклад, который Лев Николаевич написал для конгресса мира в Стокгольме в 1909 году. Толстой хотел туда поехать, прочесть его, но конгресс перенесли. Была даже точка зрения, что участники испугались приезда Толстого, поскольку его взгляды считались слишком радикальными. Толстой написал о том, что пока люди не будут считать себя братьями, пока они будут делить себя на своих и чужих, на представителей одного народа и другого, пока они будут поступать на службу в государственные структуры, в армии, ничего не изменится.

Толстовская правота была подтверждена последующими событиями: статья писалась за пять лет до Первой мировой войны.

— Можно ли сказать, что политический идеал Толстого — это анархия. Или, возможно, он хотел какой-то другой системы, которой ещё нет у нас?

— Действительно, многие специалисты-толстоведы характеризуют точку зрения Толстого как христианский непротивленческий анархизм. Но именно применительно к общественной сфере Толстой постоянно подчёркивал, что анархизм не является для него самоцелью. Он может стать только следствием применения на практике его взглядов: отказа от государства, от участия в деятельности органов власти.

Вообще Толстой не позиционировал себя как общественно-политического мыслителя. Он писал о другом: о том, что находится в душе у каждого человека, о духовном развитии, о самосовершенствовании. Мы не знаем, какие формы общественно-политической и бытовой жизни сложатся в результате применения идей Толстого на практике.

Лев Николаевич писал о том, что если мы будем следовать тем идеалам мира, любви, добра, которые есть в нашей душе, то и общественные формы будут соответствующие. А если же мы будем вести себя по-другому, то неизбежен кризис и в общественной сфере. Именно такой была точка зрения Толстого.

Ганди, Мартин Лютер Кинг и другие последователи Толстого

— Какие поступки совершали последователи толстовства, чтобы реализовать на практике идею непротивления злу? Мы знаем, например, что сам Толстой предлагал отказаться от участия в армии и полиции, отказаться от уплаты налогов, чтобы нейтрализовать насилие государственной власти.

— Толстовское движение существовало в организованных формах с 80-х годов XIX века до 30-х годов XX века. В тридцатые годы очень многих толстовцев в Советском Союзе репрессировали, и уже после конца 1930-х годов мы не можем говорить о таких формах толстовского движения. Фактически оно было разгромлено, хотя многие толстовцы продолжали жить последующие годы.

У толстовцев было своё представление об общественных реалиях: они старались привнести идеи Льва Николаевича и других известных мыслителей-сторонников ненасилия в общественную жизнь.

Они издавали духовно-нравственную литературу, защищали сектантов, которые преследовались царским правительством, протестовали против обязательной воинской повинности и военной службы. Многие толстовцы отказывались служить в царской России. Были отказники от военной службы и в годы Первой мировой войны, и в годы Гражданской войны, и в советские годы. Некоторые толстовцы были расстреляны после начала Великой Отечественной войны за то, что отказывались брать оружие. Таких случаев было очень много.

— Учение Толстого кажется удивительно рациональным и убедительным. Были ли у идеи о непротивлении злу насилием продолжатели среди философов и мировых деятелей?

— Мы имеем дело с мыслителями, с политическими деятелями, которые лишь использовали какие-то толстовские идеи. Толстой бросил семена, они взросли, и их плоды питали очень многие течения уже в XX веке.

Мохандас Карамчанд Ганди — лидер индийского национально-освободительного движения — переписывался с Толстым. Ганди писал в автобиографии о том, как прочитал трактат «Царство Божие внутри вас» и под его влиянием пытался организовать ненасильственное сопротивление против притеснения индусов в Южной Африке. Тогда он жил там, потом вернулся на родину в Индию и возглавил борьбу индусов за независимость. Партия Индийский национальный конгресс, главой которой был Ганди, долгое время исповедовала тактику ненасильственного сопротивления британскому владычеству. В конце концов Индия, как, собственно, и другие колонии Британской империи, получила независимость, это было уже после Второй мировой войны. И многие считают, что Ганди поступил правильно, поскольку позволил избежать многих человеческих жертв, которые были бы неизбежны в случае вооружённой борьбы. Ганди считал Толстого своим гуру, он воспринимал себя как последователя Толстого.

Мартин Лютер Кинг — баптистский проповедник, борец за права негров в США, тоже апеллировал к Толстому.

6

Махатма Ганди. Источник: ethnomir.ru

— Есть ли такие продолжатели сейчас?

— Я не знаю, можно ли сейчас говорить о каком-то организованном толстовском движении. Видимо, нет, мне оно неизвестно. Есть люди, которые симпатизируют толстовским взглядам. Есть те, которые хотят что-то осуществить на практике, но это отдельные личности.

Есть ли в нашем мире место для толстовских идей? Сложный вопрос, но я думаю, что есть, и несомненно к творчеству Льва Николаевича необходимо обращаться.

— Мы видим, что сейчас в обществе активно курсирует идея ненасильственного сопротивления и ненасильственного общения. Об эффективности мирного протеста говорят эксперты Гарварда, а динамика популярности запроса «ненасильственное общение» доходит до ста обращений в год. При этом тираж хрестоматийной книги М. Розенберга «Ненасильственное общение. Язык жизни» составляет четыре тысячи экземпляров. Можно ли в связи с этим говорить о том, что учение Толстого всё-таки одерживает верх и будет укрепляться и дальше?

— Если мы возьмём количество жертв во всех войнах XIX века и сравним с жертвами XX века, мы увидим, что в прошлом столетии произошёл буквально взрыв насилия. И это только войны, а мы можем брать ещё количество репрессированных, убитых… Поэтому говорить о том, что эти идеи одерживали и одерживают верх, мне кажется преждевременным. Объективная реальность совсем другая.

К сожалению, человечество идёт по совершенно другому пути: по пути уничтожения и насилия. Неизвестно, к чему он приведёт. Это очень важный вопрос, который касается нашей сегодняшней жизни.

7

Источник: liveinternet.ru

«Делай, что должно, и будь, что будет»

— Какие из произведений Льва Николаевича помогут разобраться в его учении?

— Чтобы разобраться в учении Толстого, нужно обязательно прочитать «Исповедь», «В чём моя вера?». Желательно «Соединение и перевод четырёх Евангелий», но это большое произведение.

Есть трактат «Царство Божие внутри вас»: он произвёл влияние на многих современников. Трактат «О жизни», где затрагиваются некоторые метафизические вопросы.

Чтобы более системно понять Толстого, я советую обращаться к сборникам мыслей. Мне кажется, они дают полное, исчерпывающее представление о его философском мировоззрении. Толстой в последние годы жизни составил четыре таких сборника: «Мысли мудрых людей на каждый день», «Круг чтения», «На каждый день» и «Путь жизни». Последнее — его итоговое произведение. В нём 31 глава, в которых системно изложены толстовские взгляды на жизнь. В этих сборниках есть цитаты из произведений тех религиозных деятелей, философов и писателей, которые близки Льву Толстому. Но объединены они одной авторской идеей — Толстой пытался вычленить всё то лучшее, что создано человеческой мыслью.

— Как обычный человек, вдохновившись Толстым, может реализовать, на ваш взгляд, идеи его учения в повседневной жизни?

— Мы, наверное, неправильно воспринимаем толстовское учение — ищем в нём конкретное руководство. Кстати, это применительно не только к Толстому. Мы хотим получить пошаговые инструкции: нужно пойти туда, сделать то-то, потом пойти туда и сделать то-то и тогда мы получим цель и результат.

Толстой воспринимал человеческую жизнь несколько по-иному: он не давал таких инструкций, он апеллировал к другому. К тому, что находится в человеческой душе. Он пытался воздействовать на разум, на сознание людей. И в результате этого воздействия, как считал Лев Толстой, неизбежно должно измениться поведение людей, и тогда человек уже не будет задавать вопрос о том, что ему делать. Он будет делать то, что должно.

8

Рукопись дневника Льва Толстого / Источник: tolstoy.ru

Последними словами, написанными рукой тяжело больного Льва Николаевича Толстого в дневнике 3 ноября 1910 года на железнодорожной станции Астапово, была его любимая французская поговорка: «Делай, что должно, и будь, что будет». Вот так должен поступать человек. Но для того, чтобы пробудить эти представления о нравственном долге, которые имеются в душе каждого, необходимо читать Толстого, вникать в его мысли, пытаться осознать, к чему он призывает.

Нет конкретных рецептов. Каждая эпоха уникальна и интересна по-своему. Каждый раз мы встречаемся с какими-то новыми проблемами, о которых, может быть, предшествующие поколения не подозревали. Но некоторые духовно-нравственные основы не меняются: они были такими несколько тысячелетий назад, и такие они сейчас. Именно так воспринимал всё это и Лев Толстой.

Источник обложки: life.ru

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

18+
Яндекс.Метрика