Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
философы в современном мире

Философия, как и любая другая наука, развивается с течением времени. Общество меняется, и вместе с ним меняются потребности и образы мышления, поэтому старые устои известного нам классического мышления начинают подвергаться критике. Люди не хотят больше мириться с тем, что наука доступна только для высшего класса, а наоборот, хотят принимать прямое участие в её развитии. На смену рациональности и универсальности приходит конкретизация и субъективность, появляется абсолютно новое течение — современная философия. О ней мы сегодня и поговорим.

Современная философия отвергает классическое мышление и его веру в социальный прогресс, ей больше присущ пессимизм. Здесь центром становятся разнообразие человеческого мышления и проблемы общества. Наука больше не воспринимается как что-то статичное, как точные науки. С появлением неклассического мышления философия становится свободной и открытой. Мы выбрали идеи одних из самых интересных мыслителей нашего времени.

lnl6o71dx6w
Профессор Заид М. Оруджев.

Заид Оруджев

Заид Меликович Оруджев — российский философ азербайджанского происхождения, специализирующийся на истории философии, диалектической логике и социологической методологии. Чем же интересны его идеи?

Несмотря на большие успехи в изучении диалектической логики, философ отдаёт много лет своей основной идее — формировании природы человека. Оруджев долго изучал происхождение человека из животного мира и разработал несколько концепций «прошлого», исследуя факторы накопления этого «прошлого» как существенные концепции в «человеческой природе». На основе «чистого натурализма» и с использованием биологических методов, философ убеждён, что переход из животного мира в совершенно новый, человеческий, возможен только с помощью философии, которая опирается не только на биологию, но и на психологию. Оруджев считает, что теория Дарвина не может полностью доказать естественное происхождение человека, поскольку она не отступает от «чистого биологизма» в своём понимании человеческой природы. Сам философ логически объясняет возникновение априорных способностей человека на основе введенной им концепции «накопленного прошлого», которая включает в себя: хаотическую часть, организованную часть и образ мышления в соответствующий период, который упорядочивает «накопленное прошлое». И подробнее об этой концепции философ пишет в своей книге «Формирование природы человека и назначение истории».

roq8kmdmht0
Дэни-Роберт Дюфур. Getty images / Photo by Louis MONIER


Дэни-Роберт Дюфур

Дэни-Роберт Дюфур — современный французский философ. Его работы посвящены прежде всего символическим системам и процессам и формируются на стыке философии языка, семиологии, политической философии и психоанализа.

Основная идея французского философа также акцентируется на человеке, только Дэни-Роберт исследует его влечения и слабости, используя термин «неотения». По его методике, человек рождается неполноценным.

Неотения — это сохранение юношеских черт во взрослом возрасте, при этом у людей сохраняется непропорциональность конечностей.

В понимании Дэни-Роберта культура создается «интерсубъективностью», когда «я» говорит с «вами» об «этом». «Это» в разговоре между двумя присутствующими людьми символизирует нечто отсутствующее. Этого некоего абстрактного «лидера» он называет «Великим субъектом» и относит к различным символическим силам: духам, механизмам богов (например, олимпийскому), монотеистическому всемогущему Богу, пролетариату, расе и в последнее время — неолиберальному рынку.

Дэни-Роберт Дюфур посвятил множество книг этой теории, проектируя человека в различные реалии мира.

«Мы не зафиксированы в естественном мире, мы участвуем в другом мире, мире языка, культуры, в котором значения крайне изменчивы, подвержены колебаниям и манипуляциям. Это наша фундаментальная хрупкость. Но эта хрупкость и есть красота человека, она выводит его из животного царства и позволяет ему найти свой путь».

fuwnpk0mqjg
Мишель Онфре. Getty images / Photo by Eric Fougere

Мишель Онфре

Французский писатель и философ школы гедонизма. Мишель Онфре, обладая гедонистическим, эпикурейским и атеистическим мировоззрением, является очень плодовитым автором философии, написавшим более 100 книг.

Благодаря книге «Постанархизм, растолкованный моей бабушке», многие стали считать основной идей Мишеля Онфрея так называемый «Принцип Гулливера», но это больше отражение политических взглядов философа. Сам «Принцип Гулливера» с философской точки зрения — это критикование какого-либо доминирующего устоя жизни, стереотипа. И, будучи крайне левым представителем, Мишель Онфре известен как философ, продвигающий идеи постанархизма.

Позиционируя себя как атеист, Онфре обрушивается с критикой на рациональную и трансцендентальную философию, а также на религии, в особенности на монотеистические. Он опубликовал девять книг в рамках проекта истории философии под названием «Контр-история философии». В каждой из этих книг Онфре обращается к определённому историческому периоду западной философии. Философ предполагает, что вера в бога не только бесполезна, но даже вредна и опасна. Вместо неё он предлагает современному человечеству свою философию гедонизма.

«Гедонизм — это прежде всего философия, которая в центр всего ставит удовольствие. Удовольствие для себя, но также и для других. В этом его принципиальное отличие от эгоизма, который предполагает своё удовольствие, невзирая на состояние окружающих. Гедонизм утверждает, что, получая удовольствие, нужно думать об удовольствии остальных».

konwzxiywjw
Мохаммед Абед аль-Джабри. Photo by al-jabri family / AFP

Мохаммед Абед аль-Джабри

Марокканский философ и специалист по мысли арабского и мусульманского мира. Самой известной его идеей считается концепция «критики арабского разума», написанной в четырёх томах: «Формирование арабского разума», «Структура арабского разума», «Арабская политическая причина», «Арабская этическая причина».

Полученная докторская степень по Ибн Хальдуну вдохновила Мохаммеда на необходимость приступить к переосмыслению арабской мысли, классической и современной. О классической мысли он начал свою обширную программу «Критики арабского разума», а о современной мысли он опубликовал «Современный арабский дискурс». Он делал акцент не на обновлении мысли, а на критике её в эпистемологическом смысле этого слова. Понимая под критикой не прямое значение, а скорее некий кризис, то есть аль-Джабри оценивал мысль и оспаривал её с точки зрения истории и актуальности.

Немного конкретнее стоит сказать о самой известной работе Мохаммеда «Критика арабского разума», она действительно внесла огромной вклад в развитие понимания мировоззрения религиозного и традиционного народа. Эту концепцию философ излагает в четырёх томах.

В «Формировании арабского разума» аль-Джабри следует генетической эпистемологии Жана Пиаже, чтобы исследовать, как формировался интеллектуальный ум на протяжении своей истории, уделяя внимание влияниям и проблемам. В «Структуре арабского разума» возрождается интерес к арабской интеллектуальной среде. «Арабская политическая причина» — исследование процесса формирования политических взглядов от первых правящих (Пророк Мухаммед) и до нынешних династий. Политика тесно связана с этикой, поэтому Мохаммед Абд аль-Джабри в завершении своей концепции выпускает последний том — «Арабская этическая причина». В ней он совершает долгий обход классических учебников религиозной морали на теологическом и мистическом уровнях. Мысль аль-Джабри следует процессу, сравнимому с тем, что делали древние или современные философы, основанному по существу на трёх осях: теория существования; теория познания; теория ценностей.

Хочется отметить, что современная философия имеет множество ответвлений, каждые из которых помогают смотреть на привычные нам жизненные ситуации, да и мир в целом, под разным углом. Этим неклассическое мышление и отличается от классического, где идёт чёткое разделение становления человека посредством истории. Современная философия более гибкая и свободная, она вмещает в себя направления от позитивизма, специализируясь на научных достижениях как истиной полученных знаний путём опытности, до экзистенциализма, где человек живёт словно в театре абсурда, лишённого всякого смысла.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика