Панки, зародившись как социальное явление в семидесятых, получили второй пик популярности в начале восьмидесятых — уже на больших экранах. К тому моменту эта субкультура прочно поселилась в умах зрителей и стала предметом обсуждения. В рамках нашей темы про группу «Сектор Газа», а также в преддверии сериала о «Короле и Шуте» вспоминаем художественные фильмы про панков, анализируем их образы, идеологию и причины зарождения в разных интерпретациях.
Источник фото: IMDb
Говоря о художественном образе этой субкультуры, нельзя не упомянуть об Алексе Коксе, который начал режиссёрскую карьеру как раз с фильмов про панков. Да, пусть он не первый взялся за эту тематику (в 1982 году вышли «Осколки» и «Начисто»), однако что в его абсурдистской криминальной комедии «Конфискатор», что в биографической мелодраме «Сид и Нэнси» режиссёр не столько рассказывает историю «бунтарей с ирокезами», сколько воссоздаёт исторический контекст, то бишь обрисовывает те вскипающие воды, из которых и вышел первый панк как таковой.
И если на шекспировскую историю любви Сида Вишес и Нэнси Спанджен укажет большинство, то вот предшествующую ей сатиру «Конфискатор» назовут, пожалуй, единицы. Если прикрыть глаза на фантастическую сюжетную линию с трупом гуманоида в багажнике, здесь примечательны разные образы панков. Первый тип — это, скорее всего, привычный глазу обывателя ирокез, незамысловатая речь и, естественно, панк-рок со столпотворением и толканием друг друга. Их большинство, они совершенно беспечны и будто бы отрешены от общества с его диким помешательством на «зелёных человечках». Второй — троица грабителей, радикально настроенных на бунт ради анархии и сиюминутного удовольствия, словно завтра может и не настать. Занятно, что именно из-за подобных воззрений две трети панков нелепо погибают. Третий же — главный герой. На "истинного панка" он не очень похож: одет в спокойные цвета, причёска — без оригинальных решений, а панк-рок будто и не слушает. Бунт проявляется в нём только в виде крестообразной серёжки в левом ухе да постоянного хамского отношения к ближнему, начальнику и полицейскому. За это его и увольняют, из-за чего он, придя домой, просит обещанные для университета деньги у отца. Но родители даже не смотрят на жаждущее знаний чадо: два хиппи уставились в зомбоящик и слушают телепроповедника, которому и были отправлены деньги. Так юный панк оказался предоставлен сам себе и улице.
Источник фото: IMDb
В 1984 году на экраны вышел не менее значимый для молодёжи фильм Пенелопы Сфирис, переведённый как «Пригород», хотя оригинальное название — Suburbia (supburb + utopia, что означает «пригород + утопия») — куда лучше преподносит историю. И действительно, для прокажённых родителями же подростков жить сообща с себе подобными, добывать еду на всю семью, при этом не обременяя себя обязательствами, звучит утопично, если бы не соседствующее прогнившее общество, из которого те вышли. Здесь зритель погружается в субкультуру с помощью нескольких лиц: Эвана, сбегающего от матери-алкоголички, Шейлы, которая ищет пристанище, где её не насилует отец, и Джо, вновь "навсегда" уходящего из дома, поскольку отцу сын не столь нужен, в отличие от нового любовника. Персонажи обретают панкерский облик и постепенно размываются среди других «Отверженных» (так называется их группировка), предстающих перед зрителем уже как полноценный социальный организм. На протяжении всего сюжета тот не совершит ничего преступного, катализатором конфликта станут жители города, которые не могут принять самовольное общество под боком, делающее то, что заблагорассудится. И хоть кинокартина романтизирует жизнь панков, даже идеализирует их, не даром фильм начинается со смерти ребёнка и ей же и заканчивается: любая утопическая идея не приживётся в законсервированном социуме и со временем угаснет под давлением большинства.
Источник фото: film.ru
Второй по популярности фильм (после «Сида и Нэнси») — «Панк из Солт-Лейк-Сити» 1998 года. Кинокартина не богата на сюжет и больше напоминает несколько чудных историй из 1975 года, которые рассказывает главный герой по кличке Стиво, не забывая также поведать о себе с другом. Комичность второго заключается в противоречии бунтарского образа, начиная с его клички Героиновый Боб (персонаж до жути боится игл) и заканчивая тем, что тот верит в панковские идеалы и одновременно желает остепениться. На голове у него красуется чёрный ирокез, а в купе с солнцезащитными очками и зелёной военной курткой проглядывается отсылка на Трэвиса Бикла из «Таксиста» 1976 года, бунтаря своего времени, который был продуктом политики той эпохи, своеобразным ответом на бессмысленную специальную операцию во Вьетнаме. Так и тут — субкультура панков была обратной реакцией на рейгановскую политику с её социальными реформами и полным смирением миролюбивых предков. Как и у Алекса Кокса, родители главного героя — хиппи, к тому же ещё и лицемерные: они предали свои идеалы. В итоге сын, видя всю нежизнеспособность, приходит к анархии как идеологии. Он даже выводит философскую теорию, а потом сам же её и опровергает, хоть и не отрекается. Очевидно, фильм позиционирует панк-движение как юношеский максимализм, поскольку молодое поколение, не найдя для себя иных культурных ценностей, принялось просто отрицать предыдущие. «Ты выглядишь так, словно одет в униформу, ты выглядишь как панк, это не протест, это мода», — заявляют авторы устами одной из героинь. А как известно, мода проходит, но стиль остаётся.
Источник фото: kinopoisk.ru
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!