Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите рассказать о своём проекте или услуге? Пишите на почту: main@sub-cult.ru
Театр и кино

Многие предпочитают сходить в кино вместо театра, ведь там есть настоящий экшэн и драйв. Однако люди продолжают ходить в театр, чтобы получить «живые эмоции». В чем различие кино и театра читайте в нашем материале.

«Жизнь без присутствия»: как меняется наше состояние от просмотра фильмов

Исследователи, изучающие влияние кино на состояние человека, утверждают, что фильм не ограничен судьбой, потому что он существует за пределами обычного пространства и времени — этот эффект называется «жизнь без присутствия». Специфика фильма связана с его взаимодействием со временем. Если театр связан с созданием вечного в настоящем, кино уникально отражает сложную внутреннюю работу человеческой памяти.

Кино — это средство, определенно связанное с прошлым. Зрители, просматривающие фильм, часто осознают — то, что они смотрят на экране, было снято в прошлом и смонтировано ретроспективно. Таким образом, события в фильме всегда прочно уходят корнями в прошлое и обязательно были сняты до того, как были показаны на экране. Напротив, в пьесе действие всегда разворачивается вживую, находясь в настоящем в каком-то значимом – хотя и вымышленном – смысле.

Театр и кино

Иллюстрации: Валентина Ридель

Безграничные возможности кино

Память — это проекция, мало чем отличающаяся от кино. Кино путешествует во времени настолько, насколько это возможно для человеческой памяти, переживая моменты из разных времён. Благодаря фильму мы можем увидеть актёров, которые умерли, ожившими на экране. Подобные «путешествия во времени» не могут произойти на сцене. Даже когда действие пьесы происходит в прошлом, в ее распоряжении есть только живые люди. Там, где театр может создать только настоящее, похожее на прошлое, кино показывает нам воспоминание.

Наша память избирательна

Фильм состоит из кадров, смонтированных вместе с промежуточными сокращениями. Он избирателен в том, что показать зрителю: в основном, это связано с тем, что режиссёр считает важным для развития истории.

Долговременная память очень избирательна. Мы с большей вероятностью закодируем и сохраним долгосрочные события, чем обыденные моменты. Например, человек часто может ярко вспомнить переживание в детстве, не помня событий, которые его окружают. Психологи называют это эпизодической памятью, которая содержит воспоминания о событиях, эпизодах прошлого. Таким образом, мы создаем бессознательные «разрезы» или пробелы в нашей долговременной памяти.

театр и кино

Иллюстрации: Валентина Ридель

Выбор определённых сцен

Кинотеатр воспроизводит этот процесс выборочного кодирования на экране, когда режиссёр и монтажёр объединяют кадры и сцены в законченный фильм. Часто существует большое количество отснятого материала, который не попадает в окончательный вариант, точно так же, как определенные события не становятся долговременными воспоминаниями. В отличие от этого, в театральной постановке нет сцен или моментов, исключенных из представления, потому что единственные моменты, которые существуют в театральных рамках, — это те, которые зрители видят на сцене. Эти события разворачиваются в прямом эфире, поэтому ретроспективного процесса отбора нет. Так, кино уникально воспроизводит человеческую память, в то время как театр остается связанным с настоящим.

Пьеса Шекспира как пример яркого различия театра и кино

Как пьеса, вдохновившая на бесчисленные экранизации, «Гамлет» Шекспира является наглядным примером контраста между театром и кино. Память — центральная тема самого сценария. Гамлет сетует на кажущуюся бессердечной способность своей матери забыть, что его отец умер, считая её повторный брак ужасным предательством. Он сам борется с тем, как лучше почтить память своего Отца, борется с чувством мести. Призрак отца является Гамлету повсюду и продолжает руководить большей частью действия.

В театральных постановках призрак — это «прошедшая сущность, получившая настоящее бытие» через вечное настоящее сцены. Это не просто воспоминание, призрак обретает реальное присутствие в образе актёра. Исследователь Шекспира Джеймс Хаммерсмит утверждает, что отец Гамлета существует не только как воспоминание, но и как физический образ. Пьеса связана с формой «повторного представления», в которой «прошлое и настоящее сливаются воедино». В каком-то жизненно важном смысле театр заново представляет прошлое, придавая физическую форму тому, что обычно могло существовать только в бессодержательной памяти.

Экранизации «Гамлета» естественным образом подходят для изучения самой памяти, а не для физического «воссоздания» прошлого. В модернизированной адаптации Майкла Алмерейды «Гамлет» — режиссер-любитель, одержимый слежкой, средствами массовой информации и историей кинематографа. Он почти постоянно записывает других персонажей на видеокамеру и постоянно перематывает кадры событий на экране телевизора с замкнутым контуром. Его записи становятся каталогом оцифрованных «воспоминаний» о произошедших событиях. На протяжении всего фильма время, кажется, расширяется и сжимается в странных, тревожных колебаниях. Длинные трекинговые кадры вытягивают отдельные моменты, в то время как в других сценах быстрые кадры создают ощущение ускорения времени. Фильм дополнительно манипулирует временем, воспроизводя сцены с различных ракурсов на телевизорах с замкнутым контуром. В этих случаях Алмерейда подчёркивает связь фильма с человеческими воспоминаниями. Фильм участвует в том же самом разрушении времени и воспроизведении моментов, что и разум с помощью памяти.

Состояние влияет на то, как мы воспринимаем реальность

Цветовая палитра в «Гамлете» Альмерейды значительно меняется на протяжении всего фильма. В более счастливые моменты, такие как раннее общение Гамлета с Офелией и встреча с Розенкранцем и Гильденстерном в баре, цветовая гамма намного теплее, ярче и краснее. На протяжении остальной части фильма цветовая гамма почти серая, заметно насыщенная голубовато-серым оттенком. Когнитивные исследования показывают, что наши психологические состояния влияют на то, как мы воспринимаем и вспоминаем реальность, и даже влияют на восприятие цвета. Как видно из «Гамлета», современный фильм способен манипулировать цветами, чтобы передавать определённые настроения. Эта кинематографическая практика очень похожа на реальный феномен человеческого восприятия и памяти.

Театру не хватает возможности манипулировать общей цветовой гаммой, и поэтому он не может так точно отразить различия в восприятии, которые характеризуют человеческую память в разные периоды. Кино неразрывно связано с памятью, потому что память сама по себе является ещё одним видом проекции, лишённой физического присутствия.

Во многих отношениях фильм напоминает память, когда режиссер и монтажер берут на себя роль наших бессознательных мозговых процессов при выборе, фокусировке и редактировании отснятого материала. Экранизации «Гамлета», пьесы, глубоко связанной с памятью, представляют собой наглядный контраст между кино и театром. Фильму, как и воспоминаниям, не хватает причинно-следственной связи. Воспоминания представляют собой всего лишь мысленный образ предопределённых событий, и поэтому им не хватает «существенности», требуемой для истинной причинности. Театр, напротив, отражает настоящее. В отличие от театра, который может только намекать на прошлое, кино — это средство, которое лучше всего подходит для понимания природы человеческой памяти.

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

Добавить комментарий

18+

О проекте

© 2011 - 2022 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Яндекс.Метрика