Родители, школа, социальная среда и массмедиа сделали всё возможное, чтобы мы с ранних лет поняли: добро поощряется — зло наказывается. Однако с возрастом приходит осознание: мир сложнее, чем в сказках Шарля Перро, и иногда нам гораздо ближе «плохие парни», а не торжествующие герои-моралисты. Почему зло так привлекательно? Нормально ли влюбляться в выдуманных злодеев, или это первый сигнал к тому, что пора записаться к психологу? И правда ли женщины более падки на негодяев, чем мужчины? Вместе с психологом Екатериной Воронович мы нашли ответы на эти вопросы и сделали первые шаги к принятию своей тёмной стороны.
В злодеях нас может привлекать их свобода самовыражения, смелость, неординарный образ, сила, могущество, непобедимость. Екатерина Воронович поделилась таким примером:
«Совсем недавно был у меня разговор с прекрасным мужчиной, и я спросила, какую бы роль он выбрал: злодея или доброго героя. Он выбрал злодея. Но почему? С его точки зрения, когда злодей вдруг совершает добро, все начинают уделять ему внимание, удивляются многогранности. Они принимают его поступки, их ценность становится выше. Но если положительный герой совершит какой-то злой, неприемлемый с точки зрения общественной морали и социальных правил поступок, он как раз его сузит, люди будут удивляться и осуждать. Скорее всего, он будет игнорирован, даже забыт».
Кадр из фильма «Американский психопат» Мэри Хэррон. Источник фото: kinopoisk.ru
Антигерои дают легальный способ проявить в реальности вытесненные образы, подавленные чувства и эмоции.
«Другой вопрос, насколько человек осознан в моменте. Когда я смотрю фильм, я остаюсь в наблюдении — вот это осознанность. Я понимаю, что я проживаю свои состояния, и исцеляюсь, давая место и тому, и этому. Где-то проживаю злость, где-то ярость, где-то плачу и смеюсь, потому что люди, так бывает часто, и радость проживать себе не позволяют».
Читайте также
Не стоит упускать и тот факт, что даже когда человек просто смотрит кино, внутри себя он всё равно соединяется с экранными образами.
«Иногда во время просмотра кто-то отрицает в себе негативные черты, которые видит в герое. Но это самообман: у каждого есть тень. То есть то, чему мы в силу социальных правил и устоев, этических норм, морали, не находим место. Есть агрессия и злость, обиды и подавленный гнев, но считается, что их нельзя проявлять».
Так симпатия к злодею помогает реализовать подавленные состояния, а мир иллюзий — прожить самые «ужасные, плохие» мечты или желания без переноса в осязаемую реальность. Психолог советует проговаривать их.
«Когда мы, например, делимся состоянием после фильма, мы уже делаем большую часть внутренней работы».
Кадр из фильма «Круэлла» Крэйга Гиллеспи. Источник фото: kinopoisk.ru
Зачастую антигерои оказываются симпатичнее положительных персонажей, и дело в неоднозначности. По мнению Екатерины Воронович, сейчас все проживают этап, когда стираются границы между плохим и хорошим, и можно выбирать то, что соответствует каждому из нас.
«Возьмём, например, фильм “Аватар”. Там два главных героя: один защищает интересы Пандоры, другой — Земли, но у каждого своя правда. Нам кажется, что антагонист поступает плохо, но ведь в его реальности Джек Салли не прав, потому что предал родину. С точки зрения Джека Салли, он получил намного больше, его ценности и внутренняя структура изменились, его правда другая».
Как считает Екатерина Воронович, мы теряем интерес к архетипу героя, потому что его состояния, борьба за свои ценности, преодоление страхов, очень знакомы и позволяемы. Антигерой, напротив, открывает всё, что скрыто и порицаемо, вызывая интерес.
«Это история борьбы тьмы со светом внутри каждого, но зачем она нужна, если можно создать пространство для всего?»
Однако многие из нас вообще не разделяют симпатии к антигероям, не эмпатируют им. Екатерина Воронович напоминает, что все мы разные, проходим через уникальные жизненные этапы, проявляя деструктивные или созидательные стороны.
«Если мы обратим внимание на свой жизненный опыт, то вспомним, что перечитывая одну книгу, мы каждый раз видим разные акценты, новые состояния героев, замечаем ситуации, актуальные для нас в данный момент времени. Мы взаимодействуем с психическим опосредованно через изображения, разговоры, слушание других людей, просмотр фильмов, чтение книг. В каждом моменте мы видим себя, свои стороны».
Кадр из фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана» Альфонсо Куарона. Источник фото: kinopoisk.ru
Екатерина Воронович подсказывает, что влюбляемся мы в первую очередь в себя. Если сейчас нам ближе антигерои — возможно, пришло время познать эти стороны личности. Соединение со злодеем даёт возможность «прожить нереализованные сценарии», а влюблённость в положительного героя можно интерпретировать как побег от реальности. Происходит перенос симпатии с близкого человека на идеального выдуманного персонажа. В таком случае психолог советует разглядеть в близком эти прекрасные качества, чтобы влюбиться в него, а не в иллюзию.
На злодеев же психолог предлагает взглянуть сквозь призму архетипов Карла Юнга — глубоких структур нашей жизни, которые, как правило, находятся в бессознательном, но всё же влияют на действия и поступки в реальности.
«Всё происходящее в обществе связано с тем, что скрыто глубоко внутри каждого. Когда мы смотрим фильмы, спектакли или читаем книги, мы реагируем, потому что эти структуры откликаются в бессознательном. Мы не можем с ними ничего поделать: чувства — это та часть, с которой мы только учимся соединяться, ведь долгое время большинство людей были не в контакте с ними. Но так не должно быть — чувства просто есть, и мы должны учиться проявлять их как культурные люди».
При этом одними героями мы восхищаемся, а другие вызывают только отвращение. Психолог считает, что это относится именно к тем персонажам, поступки которых мы не можем принять в силу нравственных ценностей.
«Есть какие-то очевидно очень глубокие моральные законы, которые, может быть, ещё не дошли до того, чтобы быть освещены сознанием, но мы глубоко чувствуем их на уровне тела. Именно поэтому к некоторым антигероям отвращение буквально физическое. Так мы реагируем на очень сильное неприятие определённого поведения. Остается только слушать себя, определять, чему мы находим место в жизни, а что категорически не можем принять».
Однако насколько здоровой можно считать симпатию к злодеям? Может, это знак, что пора обратиться к специалисту? Психолог успокаивает: если интерес к антигероям не мешает жить обычной жизнью, решать задачи, строить отношения и общаться — всё нормально. В таком случае мы помогаем себе сами и спокойно справляемся с происходящими событиями. Если же ощущается отсутствие баланса, если внимания и симпатии к злодею, иллюзорному миру слишком много — это повод поговорить со специалистом. Только не с точки зрения травм, а опыта, самопознания. Такая консультация поможет разобраться в сочувствии злодеям, узнать и принять свою теневую сторону.
Кадр из фильма «Джокер» Тодда Филлипса. Источник фото: kinopoisk.ru
Тех, кто влюбляется в антигероев, можно понять — зачастую злодеи привлекают и на физическом уровне, кажутся сексуальными, неотразимыми. Екатерина Воронович объясняет, что влечёт нас тайное и непознанное, вызывающее одновременно страх и интерес.
«Образы антигероев и злодеев бывают очень разные. Они такие, чтобы быть привлекательными для разных людей, в разных состояниях и с разными задачами. Глядя на героя, мы должны понимать, что мы в нём видим, о чём это говорит. Это что-то непознанное, что нужно исследовать? Или то, что было под запретом, а теперь это нужно узнать? И идти в это, понимая, что это лишь исследование себя, реальная жизнь здесь и сейчас».
Один из популярных сюжетов — влюблённость положительной прекрасной героини в «плохого парня». Таких книг и фильмов великое множество — вспомним хотя бы «Красавицу и чудовище», где героиня силой любви превращает злодея в нежного красавца. Екатерина Воронович объясняет эту тенденцию тем, что деятельность — это приоритет мужчин. Женщина же создаёт состояние, проявляет заботу, сострадание, наполняет, сочувствует, возрождает, исцеляет, проявляет материнские качества.
«За всеми историями антигероев есть травмы, а желание спасти — это больше про женщин».
Кадр из фильма «Смертельное влечение» Майкла Леманна. Источник фото: kinopoisk.ru
Психолог предлагает посмотреть на эту тенденцию через призму треугольника Карпмана, состоящего из архетипов жертвы, тирана и спасателя. Антигерои проживают состояние жертвы, и потом у них неизбежно наступает состояние тирана, а до спасателя они могут и не дойти. Женщины, как в кино и литературе, так и в реальной жизни, включаются в этот треугольник как спасатели в надежде изменить мужчину и могут жить так, пока не устанут. Всем, кто видит себя в прекрасной спасительнице травмированного злодея, Екатерина Воронович советует понять, что это лишь проекция собственных состояний.
«Ведь это не моя реальная жизнь, но как это вообще связано с ней, действительно ли я так действую по отношению к другим людям? Нужно увидеть себя в этих историях, найти, принять решение действовать таким образом, каким будет сейчас целесообразно для вас, вашего женского развития. Важно соблюдать баланс: не включилась ли я в этот треугольник, не действую ли я автоматически. Ведь наполнять любовью и исцелять можно по-разному, не стремясь изменить других людей».
Источник фото обложки: kinopoisk.ru
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!