Комиксами и мангой уже никого не удивишь: они заняли своё место на прилавках книжных магазинов. Графические произведения экранизируются, у ресурсов вроде MangaLib растёт посещаемость, интернет-магазины успешно продают тома комиксов — в общем, растут и спрос, и узнаваемость. Однако один формат подобного творчества остаётся для российской аудитории в тени. Комикс-журналистика. Рассказываем, что это такое и зачем это читать.
Президент «Эксмо-АСТ» Олег Новиков заявил, что в марте 2023 года доля комиксов составила около 15 % от всех продаж (так передаёт его слова «Коммерсантъ»). Ещё российские читатели теперь увлечены мангой, причём спрос увеличивается как на продолжающего выходить «Человека-бензопилу», так и на давно завершившегося «Токийского гуля».
© Азбука
Наиболее популярными жанрами графических произведений остаются фэнтези, фантастика, детектив и триллер. Кто-то может счесть эти жанры несерьёзными, несмотря на то, что именно в них зачастую высказываются заставляющие задуматься идеи и задаются вечные вопросы. Однако графические романы не всегда рассказывают о выдуманных мирах. Иногда они, напротив, до мелких деталей отражают нашу реальность. Этот материал — в том числе для скептиков, до сих пор убеждённых в том, что комиксы — всего лишь красочные картинки для детей. На деле они имеют кое-что общее и с журналистикой.
Тенденция к визуализации в журналистике совсем не нова: изображения воспринимаются попросту быстрее, чем текст. В новостях о каких-то происшествиях фотографии нужны не только для того, чтобы подтвердить факты, но и для наглядности, а также — для повышения эмоционального градуса. Конечно, добиться этого повышения можно не только фотографиями, но и картинками. Этим очевидным фактом ещё несколько столетий назад воспользовались карикатуристы. Их произведения по природе социальны, поэтому напрямую связаны с журналистикой.
Читайте также
Сложно сказать, когда именно появилась политическая сатира в изображениях — другими словами, в более широком смысле, когда зародилась комикс-журналистика. Ещё во времена Гражданской войны в США (1861–1865 гг.) создавались своего рода графические новости, порой сильно политически окрашенные (например, достаточно резко настроенные Darktown Comics).
Потом начали распространяться обычные комиксы: в конце 30-х годов XX века и в начале 40-х американская публика познакомилась с Суперменом, Бэтменом, Чудо-женщиной и другими ставшими всемирно известными героями. В период Второй мировой войны комиксы использовались и в политических целях.
Источник фото: Brett Jordan on Unsplash
Одним из толчков к дальнейшему развитию этой формы журналистики стал графический роман Арта Шпигельмана «Маус: Рассказ выжившего». «Маус» повествует о поляке-еврее, пережившем Холокост, и полностью основан на реальных событиях: автор описал воспоминания отца, который и стал главным героем романа. Параллельно с этим Шпигельман в комиксе рассказывает о периоде, во время которого он работал над книгой. Все персонажи в нём изображаются как антропоморфные животные: это помогает избежать конкретизации действующих лиц, создать обобщённый образ. В 1991 году роман получил Пулитцеровскую премию. В России он был снят с продажи в 2015 году из-за изображения свастики.
Комикс-журналистика существует и сейчас, причём по большей части, что закономерно, в американской прессе. Один из примеров подобных проектов — работы Патрика Чаппатта. Его мать — ливанка, а отец — швейцарец. Родился он вообще в Пакистане, а вырос в Сингапуре, но на протяжении 18 лет его комиксы и карикатуры публиковались в New York Times.
На сайте Чаппатта Graphic Journalism можно познакомиться с его произведениями. Работы рассказывают о войнах, политической изоляции, смертной казни. Каждое место, которое описывается и изображается в комиксах, автор посетил лично: возможность слетать на неделю в изолированный Иран и вовсе Чаппатт называет «вакансией мечты для журналиста». Рассмотрим более подробно несколько из его работ.
A Tourist In Iran, 2008
Иран — одно из немногих теократических государств в современном мире. В 2008 году для США Иран продолжал оставаться частью «оси зла» (помимо него в эту «ось», как её назвал Джордж Буш-младший, входили Ирак и КНДР). Тогда президентом изолированной страны был консерватор Махмуд Ахмадинежад, которого сами жители называли шёпотом «сумасшедшим». Так утверждает Чаппатт в комиксе, в котором всего одна страница.
Несмотря на такой малый объём, в рамках произведения журналист попытался уместить все впечатления от поездки. Чаппатт рассуждает об отличиях Женевы, откуда он прилетел, и Тегерана, рассказывает о реакции местных жителей на своё появление, обращает внимание на культуру. Автор детально прорисовывает как здания, так и элементы одежды. Он находит вещи западных брендов, которые вовсе не выглядят подделками, хотя на них введено эмбарго. А на базаре покупает видеоигру Nuclear Strike.
Источник фото: Jorgen Hendriksen on Unsplash
The Other War, In Guatemala City, 2014
В XX веке Гватемала пережила несколько войн. Сначала — революция 1944 года, спустя 10 лет — вторжение США, а в 60-е годы в стране развернулась Гражданская война. Однако и в XXI веке в Центральной Америке неспокойно: там идёт уже другая борьба, в которой участвуют и крупные банды, и мелкие наркоторговцы. Улицы разделены чёткой, но невидимой линией: каждый «сектор» подчинён группировке. Переступишь линию — попадёшь на территорию врага.
Журналист рассказывает историю жителя Гватемалы по имени Хосе. Впервые убийство Хосе увидел, когда ему было шесть. Подростком он и сам стал частью банды. Проблема в том, что, погрузившись в преступный мир, ты никогда не можешь уйти из него насовсем. Социальные институты в Гватемале не помогают твоему возвращению в «нормальную жизнь», потому что они сами «испорчены»: порой неясно, кого следует бояться больше — полицию или гангстеров. Поначалу комикс похож на репортаж, но он не просто описывает то, что увидел Чаппатт, он пытается разобраться в причинах происходящего.
Inside Death Row, 2016
Свыше 50 стран мира до сих пор считают смертную казнь законной формой наказания. Не во всех из них она часто применяется и не на всей территории страны практикуется: к примеру, американские штаты самостоятельно решают этот вопрос. Как правило, приговорённых к казни там куда больше, чем казнённых.
Эта работа Чаппатта немного необычна: её называют веб-сериалом, в ней пять частей, есть простенькая анимация (приближение или перемещение из одной части изображения в другую). Всё началось с арт-проекта журналиста: он просил приговорённых к смерти нарисовать то, что отражало бы их реальность. После этого автор решил более основательно изучить жизнь в стенах тюрьмы. Чаппатт рассказывает несколько историй заключённых. Только одна из них выполнена в цвете (хоть и не полностью): она повествует о том, как любовь и искусство спасли невиновного. Это последняя часть веб-сериала, которая внушает надежду.
Будет ли развиваться комикс-журналистика в России? В ближайшее время — вряд ли. Начаться она должна с популяризации карикатур: так будет сохранена развлекательная функция комиксов, к которой привыкла общественность. После этого станет ясно, что историю можно передать не только текстом или фотографиями, но и другими способами. И порой эти способы ничуть не хуже.
Источник фото обложки: Miguel Alcântara on Unsplash
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!