Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Комиксами и мангой уже никого не удивишь: они заняли своё место на прилавках книжных магазинов. Графические произведения экранизируются, у ресурсов вроде MangaLib растёт посещаемость, интернет-магазины успешно продают тома комиксов — в общем, растут и спрос, и узнаваемость. Однако один формат подобного творчества остаётся для российской аудитории в тени. Комикс-журналистика. Рассказываем, что это такое и зачем это читать.

Президент «Эксмо-АСТ» Олег Новиков заявил, что в марте 2023 года доля комиксов составила около 15 % от всех продаж (так передаёт его слова «Коммерсантъ»). Ещё российские читатели теперь увлечены мангой, причём спрос увеличивается как на продолжающего выходить «Человека-бензопилу», так и на давно завершившегося «Токийского гуля».

0a1a1fd8-f38f-4ce2-84a8-74a83c63203c

© Азбука

Наиболее популярными жанрами графических произведений остаются фэнтези, фантастика, детектив и триллер. Кто-то может счесть эти жанры несерьёзными, несмотря на то, что именно в них зачастую высказываются заставляющие задуматься идеи и задаются вечные вопросы. Однако графические романы не всегда рассказывают о выдуманных мирах. Иногда они, напротив, до мелких деталей отражают нашу реальность. Этот материал — в том числе для скептиков, до сих пор убеждённых в том, что комиксы всего лишь красочные картинки для детей. На деле они имеют кое-что общее и с журналистикой.

Тенденция к визуализации в журналистике совсем не нова: изображения воспринимаются попросту быстрее, чем текст. В новостях о каких-то происшествиях фотографии нужны не только для того, чтобы подтвердить факты, но и для наглядности, а также — для повышения эмоционального градуса. Конечно, добиться этого повышения можно не только фотографиями, но и картинками. Этим очевидным фактом ещё несколько столетий назад воспользовались карикатуристы. Их произведения по природе социальны, поэтому напрямую связаны с журналистикой.

Сложно сказать, когда именно появилась политическая сатира в изображениях — другими словами, в более широком смысле, когда зародилась комикс-журналистика. Ещё во времена Гражданской войны в США (1861–1865 гг.) создавались своего рода графические новости, порой сильно политически окрашенные (например, достаточно резко настроенные Darktown Comics).

Потом начали распространяться обычные комиксы: в конце 30-х годов XX века и в начале 40-х американская публика познакомилась с Суперменом, Бэтменом, Чудо-женщиной и другими ставшими всемирно известными героями. В период Второй мировой войны комиксы использовались и в политических целях.

brett-jordan-fb2yvv42jd0-unsplash

Источник фото: Brett Jordan on Unsplash

Одним из толчков к дальнейшему развитию этой формы журналистики стал графический роман Арта Шпигельмана «Маус: Рассказ выжившего». «Маус» повествует о поляке-еврее, пережившем Холокост, и полностью основан на реальных событиях: автор описал воспоминания отца, который и стал главным героем романа. Параллельно с этим Шпигельман в комиксе рассказывает о периоде, во время которого он работал над книгой. Все персонажи в нём изображаются как антропоморфные животные: это помогает избежать конкретизации действующих лиц, создать обобщённый образ. В 1991 году роман получил Пулитцеровскую премию. В России он был снят с продажи в 2015 году из-за изображения свастики.

Комикс-журналистика существует и сейчас, причём по большей части, что закономерно, в американской прессе. Один из примеров подобных проектов — работы Патрика Чаппатта. Его мать — ливанка, а отец — швейцарец. Родился он вообще в Пакистане, а вырос в Сингапуре, но на протяжении 18 лет его комиксы и карикатуры публиковались в New York Times.

На сайте Чаппатта Graphic Journalism можно познакомиться с его произведениями. Работы рассказывают о войнах, политической изоляции, смертной казни. Каждое место, которое описывается и изображается в комиксах, автор посетил лично: возможность слетать на неделю в изолированный Иран и вовсе Чаппатт называет «вакансией мечты для журналиста». Рассмотрим более подробно несколько из его работ.

A Tourist In Iran, 2008

Иран — одно из немногих теократических государств в современном мире. В 2008 году для США Иран продолжал оставаться частью «оси зла» (помимо него в эту «ось», как её назвал Джордж Буш-младший, входили Ирак и КНДР). Тогда президентом изолированной страны был консерватор Махмуд Ахмадинежад, которого сами жители называли шёпотом «сумасшедшим». Так утверждает Чаппатт в комиксе, в котором всего одна страница.

Несмотря на такой малый объём, в рамках произведения журналист попытался уместить все впечатления от поездки. Чаппатт рассуждает об отличиях Женевы, откуда он прилетел, и Тегерана, рассказывает о реакции местных жителей на своё появление, обращает внимание на культуру. Автор детально прорисовывает как здания, так и элементы одежды. Он находит вещи западных брендов, которые вовсе не выглядят подделками, хотя на них введено эмбарго. А на базаре покупает видеоигру Nuclear Strike.

jorgen-hendriksen-_mo7dilgmoi-unsplash

Источник фото: Jorgen Hendriksen on Unsplash

The Other War, In Guatemala City, 2014

В XX веке Гватемала пережила несколько войн. Сначала — революция 1944 года, спустя 10 лет — вторжение США, а в 60-е годы в стране развернулась Гражданская война. Однако и в XXI веке в Центральной Америке неспокойно: там идёт уже другая борьба, в которой участвуют и крупные банды, и мелкие наркоторговцы. Улицы разделены чёткой, но невидимой линией: каждый «сектор» подчинён группировке. Переступишь линию — попадёшь на территорию врага.

Журналист рассказывает историю жителя Гватемалы по имени Хосе. Впервые убийство Хосе увидел, когда ему было шесть. Подростком он и сам стал частью банды. Проблема в том, что, погрузившись в преступный мир, ты никогда не можешь уйти из него насовсем. Социальные институты в Гватемале не помогают твоему возвращению в «нормальную жизнь», потому что они сами «испорчены»: порой неясно, кого следует бояться больше — полицию или гангстеров. Поначалу комикс похож на репортаж, но он не просто описывает то, что увидел Чаппатт, он пытается разобраться в причинах происходящего.

Inside Death Row, 2016

Свыше 50 стран мира до сих пор считают смертную казнь законной формой наказания. Не во всех из них она часто применяется и не на всей территории страны практикуется: к примеру, американские штаты самостоятельно решают этот вопрос. Как правило, приговорённых к казни там куда больше, чем казнённых.

Эта работа Чаппатта немного необычна: её называют веб-сериалом, в ней пять частей, есть простенькая анимация (приближение или перемещение из одной части изображения в другую). Всё началось с арт-проекта журналиста: он просил приговорённых к смерти нарисовать то, что отражало бы их реальность. После этого автор решил более основательно изучить жизнь в стенах тюрьмы. Чаппатт рассказывает несколько историй заключённых. Только одна из них выполнена в цвете (хоть и не полностью): она повествует о том, как любовь и искусство спасли невиновного. Это последняя часть веб-сериала, которая внушает надежду.

Будет ли развиваться комикс-журналистика в России? В ближайшее время — вряд ли. Начаться она должна с популяризации карикатур: так будет сохранена развлекательная функция комиксов, к которой привыкла общественность. После этого станет ясно, что историю можно передать не только текстом или фотографиями, но и другими способами. И порой эти способы ничуть не хуже.

Источник фото обложки: Miguel Alcântara on Unsplash

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика