Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Цветосвет Параджанова: РОСФОТО знакомит зрителей с творчеством режиссёра

В РОСФОТО продолжается выставка «Рядом с Параджановым. Фотографии Юрия Мечитова и Елены Карусаар», приуроченная к 100-летию советского и армянского режиссёра. Экспозиция представляет собой предметы из коллекций РОСФОТО, Музея Сергея Параджанова, Музея кино, архива фотографа Юрия Мечитова. Фотографии выполнены Еленой Карусаар — художником-фотографом «Ленфильма» и Юрием Мечитовым — фотографом и автором фотокниги «Сергей Параджанов. Хроника диалога».

paradzhanov_vystavka_oblozhka_5

Изображение: фотография сделана Дарьей Медведевой на выставке «Рядом с Параджановым. Фотографии Юрия Мечитова и Елены Карусаар»

Создатель фильмов «Цвет граната», «Ашик-Кериб», «Тени забытых предков». Режиссёр — прямая ассоциация к горячему солнцу, сочащимся медовым фруктам, народной музыке свободолюбивых горцев, цвету и свету. Перенося народные сказания и легенды на экран, которые содержат в себе нежную чувственность, принятие собственных животных инстинктов, гармонично тянущийся трагизм, Параджанов достигал апогея простоты и истины. Герой параджановских сказок — не отчужденец, не супостат, не лишний. Он в ряду с остальными при своём существовании в небытии. Дублёр типичного мечущегося из «Трилогии отчуждения» Микеланджело Антониони.

Степень сокрушённости визуальными «ударами» у зрителя сравнима с аффектом от перекатывания эйзенштейновской коляски на Потёмкинской лестнице. А на экспозиции — с фотографиями, такими же, как и он, — контрастными, светлыми, но и чёрно-белыми. На них Параджанов с огненным взглядом, чуть наивной улыбкой. С тем, что свойственно мастеру — с никогда не утолённой жаждой воплощения идей.

paradzhanov_vystavka_oblozhka_4

Изображение: фотография сделана Дарьей Медведевой на выставке «Рядом с Параджановым. Фотографии Юрия Мечитова и Елены Карусаар»

Для посетителей увидеть любимого режиссёра во время процесса достижения результата, а именно съёмки идеи — зрелище. Процесс создания тех сказочных психоделических фильмов, всё более протестных по мере внимательности отслеживания режимом режиссёрской деятельности. Постулат для Параджанова — невозможность контакта Искусства и политической системы. Поэтому его герои — пёстрый мазок свободы, путеводители к погружению в фантазийный мир порой анархического, интуитивного взаимопонимания без отравления смертоносным газом простаивания.

Фотографии же представляют уникальную возможность погрузиться в съёмочный процесс, грани киноискусства и «поиск цвета» режиссёра. Где он несёт манекен, развешивает на балконе персидский ковёр, любуется самодельными инсталляциями. Кино дало Параджанову возможность сделать здравый шаг назад — жить в своём мире: дружном, многонациональном и не скованном цепями общественных предрассудков. Сергей Иосифович признавался в страсти к живописи и из-за этого охотного растворения режиссуры в изобразительном искусстве понимал степень качества и рисков своего мифотворчества.

paradzhanov_vystavka_8-

Изображение: фотография сделана Дарьей Медведевой на выставке «Рядом с Параджановым. Фотографии Юрия Мечитова и Елены Карусаар»

Серия из 77 фотографий Елены Карусаар посвящена последней кинокартине «Ашик-Кериб». Фотографу удаётся, благодаря стоп-кадрам, передать фольклорные переплетения Закавказья, отразить синтез фактур, очертить грань между честью и эмоциональным порывом, острой, но безобидной язвительностью и инфантильностью. Режиссёр в представлении автора, находившейся на одной площадке с Ильёй Авербахом, — творец божественного, искусник, возродитель цвета.

paradzhanov_vystavka_oblozhka_3

Изображение: Елена Карусаар. Юрий Мгоян в фильме «Ашик-Кериб», 1988. Фотография сделана Дарьей Медведевой на выставке «Рядом с Параджановым. Фотографии Юрия Мечитова и Елены Карусаар»

Неуклонный взор Юрия Мгояна в роли главного героя — музыканта-ашуга, искренне полюбившего кроткую Магуль-Мегери, — заставляет посетителя мысленно пролистать страницы азербайджанской народной сказки о глубине чувств. Фотография Юрия Мгояна с Софико Чиаурели со съёмок подтверждает ценность наличия кровного благородства рода: мать, до этого от выплаканных слёз потерявшая зрение, обнимает сына, точно голубка своего ненаглядного птенца. И трепетно становится в сердце от экранизации лермонтовской сказки — до приятной боли сжимается оно, ведь гении — литературный и кинематографический — затрагивают глубинную чувственную природу, не соприкасаясь с основным сопроводителем диалога между внимающим (человеком) и возвышенным (Искусством) — звуком.

paradzhanov_vystavka_oblozhka_2

Изображение: Елена Карусаар. Сергей Параджанов и актёр Юрий Мгоян на съёмках фильма «Ашик-Кериб», 1988. Фотография сделана Дарьей Медведевой на выставке «Рядом с Параджановым. Фотографии Юрия Мечитова и Елены Карусаар»

Более 50 фотографий из коллекции грузинского фотографа и моменталиста Сергея Параджанова Юрия Мечитова — буйство жизни режиссёра в Тбилиси — на его родной земле. А именно на улице Котэ Месхи, 7. В доме, заставленном антикварными вещами, между битыми чашками, ржавыми чайниками, тяжёлыми персидскими коврами, причудливыми фигурками из фарфора в 1980-х вырисовывались силуэты Андрея Тарковского, Елены Ахвеледиани, Владимира Высоцкого, Рустама Хамдамова. А позже — однажды ночью — и Марчелло Мастроянни, вместе с которым они изображали на столе Ленина-итало-армянина и которого Параджанов познакомил с Мгояном и своей пожилой соседкой Шушаной. Работы Мечитова словно открывают нам «своего» Параджанова: с его бытом, досугом и странностями. Здесь он уже не профессионал дела, а пребывающий в накапливании идей.

paradzhanov_vystavka_oblozhka_7

Изображение: фотография сделана Дарьей Медведевой на выставке «Рядом с Параджановым. Фотографии Юрия Мечитова и Елены Карусаар»

Не обошлось и без «Легенды о Сурамской крепости» — экранизации грузинского поверья. Процесс съёмки кинокартины также был запечатлён Мечитовым. Режиссёр-мистификатор в своём кинопроизведении чтит память грузинских воинов, погибших за защиту Отечества, через изречение предсказательницы «Стена выстоит, если в нее будет замурован самый прекрасный юноша». Через закон во имя достижения справедливости через пролитие крови или иного жертвоприношения. Также на выставке можно увидеть фото со съёмок короткометражного фильма, иллюзионного рисунка, «Арабески на тему Пиросмани».

Выставка охватывает множество ярких, пусть и далеко не всех, жизненных эпизодов многослойной жизни Сергея Параджанова. Просматривая фотографию за фотографией, к основному насыщенному образу режиссёра в голове зрителей формируется и новый — чистый, трагически-щемящий. Как грубая кожура граната, которая раскрывает при надрезе багряный нектар, так и под объективом хроникёров Параджанов открывается нам сказителем легенд жизни. Говорящим своими немыми киноперсонажами, но тем и более понятым своим аккордом незавершённости. Благодаря его цвету и свету, статике и беззвучности.

Выставка пройдёт до 19 мая.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика