Виктор Новиков — художник из Севастополя. Он создаёт картины на стыке иконописи и современного искусства, а его уникальный стиль привлекает внимание. Виктор мыслит преимущественно сериями работ. Художник верит, что искусство может изменить человека к лучшему, а красота способна восприниматься вне времени.
Изображение: Работа Виктора Новикова «Ангел в кедах» (2022 г.)
— Почему Вы выбрали искусство, как жизненный путь?
Читайте также
— Наверное, правильнее будет сказать, что, напротив, меня этот путь выбрал. Я не задумывался о выборе, просто, делал то, что мне всегда нравилось и, естественно, оказался в искусстве. Ничего другого для себя никогда не мыслил. Сейчас иногда задумываюсь, что всё могло сложиться по-другому, но не всерьёз (улыбается — прим. ред.) Был один только момент на втором курсе института, когда я почему-то решил на летних каникулах ничего не делать, ничего не рисовать. До сих пор об этом жалею.
— Как нам известно, Вы всю жизнь окружены искусством. Как Вы пришли к своему стилю?
— Прийти к своему стилю намного сложнее, чем кажется. Я не считаю, что я этого достиг. Могут привести размышления над работами других художников, попытки что-то у них перенять, работать ради процесса, а не ради результата. Постепенно появляются свои приёмы, которые со временем оттачиваются и становятся неповторимым стилем. Мне кажется, у меня пока есть к чему стремиться и куда меняться.
— Что главное в картине?
— Главное в картине — это идея, выраженная изобразительными средствами. Эта идея должна быть про изображение, про способ визуального выражения мысли. Каждый шаг эволюции искусства — это открытие нового визуального способа выражения смысла. Если остановиться на том, что главное в произведении — это идея и точка, то легко перейти в концептуализм, что само по себе неплохо. Но, по моему глубокому убеждению, выразительность чисто визуального способа передачи смыслов в картине и создаёт то волшебство, ради которого существует искусство. Если мы не можем подобрать слов для передачи своего впечатления от картины, то можно сказать, что художник добился результата.
— Есть кто-то, кто оказал на Вас наибольшее художественное влияние?
— Много кто оказывал влияние особенно в определённые периоды. В институте это были преподаватели и другие студенты. Мы делились идеями, приёмами или же подходом к творчеству. Потом происходили какие-то перемены в жизни, появлялись другие авторитеты, и многое пересматривалось со временем. Я всегда с теплотой вспоминаю Проценко Владимира Васильевича, который сейчас уже нас покинул. Он до сих пор является для меня примером того, как художник должен жить, как он должен относиться к своим работам и к творчеству в целом. Также художественное влияние оказывалось разными художниками, когда я смотрел на их работы. Здесь всех не перечислить — это и классики, и современники, слишком длинный список (улыбается — прим. ред.)
— Кто по вашему мнению лучший художник?
— У каждого художника есть некоторая «гнильца», которая, может быть, и не влияет на его искусство, но немного портит отношение к нему, как к человеку. Единственное исключение я вижу в лице Андрея Рублёва, поскольку он был, ко всему прочему, ещё и хорошим человеком (насколько мы можем судить). Он даже канонизирован Церковью как святой. Поэтому, если говорить именно о лучшем во всех смыслах художнике, то это Рублёв. Есть авторы, которых я уважаю и люблю их творчество. Например, Микеланджело — это высшее проявление мастерства в скульптуре! Ван Гог — очень хороший пример того, как можно быть художником, несмотря ни на что. Таких примеров можно большое количество приводить. У меня однажды возникла мысль, которая описывает данную проблему и моё отношение к художникам: «Это каким же надо быть подлецом, чтобы делать такую красоту!» И я, конечно, не являюсь исключением из правила (смеётся — прим. ред.)
Изображение: Работа Виктора Новикова «Человек. Начало» (2024 г.)
— Когда рисунок становится произведением? Где границы у искусства?
— Когда карандаш берёт художник, настоящий художник. Почему простейшее какое-то изображение, выходящее из-под руки мастера, является ценнее кропотливой работы студента? Может быть дело не только в мастерстве, но и в личности? Закладывается нечто в работу, о чём и сам автор может даже не догадываться. Мы знаем примеры, когда гении разрывали свои работы, сбивали фрески, разбивали статуи. Они не понимали, что подобного кроме них не способен сделать вообще никто. Ведь границы искусства там, где задачи искусства.
— Что в настоящее время Вас вдохновляет?
— Мне стыдно в этом признаться, но меня всегда вдохновляли слабые картины, непрофессиональные художники. Хочется, глядя на них, сделать лучше, как бы сказать: «Смотрите, как надо!» Когда я вижу картину, сделанную очень хорошо, она тоже может меня вдохновить, но это другое состояние — восторг ученика в мастерской учителя. Ещё очень вдохновляет самое начало работы над любой идеей, обсуждение, как реализовать идею. Чистый лист, на котором сейчас произойдёт таинство рождения картины.
— Мы знаем, что Вы иконописец. Какие чувства вызывает у Вас процесс написания икон?
— В основном, недоумение (улыбается — прим. ред.) Я не понимаю, почему эта часть нашей культуры забылась настолько, что сейчас для создания подобного нужно получать дополнительное образование. Это ведь то же самое изобразительное искусство, только другой язык, другая условность, немного другие задачи. Хотя, если мыслить, что искусство всегда сакрально, то и в задачах большой разницы нет. Иногда, действительно, возникает особенное чувство при завершении иконы — ощущение, что не ты её писал. Но сейчас, я понимаю, что связано оно скорее не с самой иконой, а с практикой копирования древнего образца.
— Какое будущее у искусства?
— Не могу предсказывать. Не знаю, что и со мной завтра произойдёт. Однако, как человек, имеющий академическое образование, надеюсь, что искусство будет уделом профессионалов. Сейчас мы видим, что не всегда, даже на выставках, можно увидеть профессиональные работы. Акценты сместились на другие вещи, что, в каком-то смысле хорошо, но надеюсь, что это временно. Может быть, в будущем художник опять станет фигурой способной менять культуру и направлять человека в сторону улучшения себя и окружающего мира, поскольку основная задача искусства — катарсис... Несомненно только то, что искусство не перестанет существовать и художники не перестанут рождаться, иначе мы исчезнем как вид.
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!