Что такое эмпатия в эпоху информатизации? Как цифровые системы влияют на способность сопереживать и могут ли люди испытывать чувства к нечеловеческим сущностям? В Русском музее открылась дипломная выставка магистрантов ИТМО «Машины эмпатии», рассказывающая о том, как естественные биологические процессы сталкиваются с компьютерным интеллектом.
Магистратура Art & Science Университета ИТМО — первая в России образовательная программа, где студенты учатся работать с научными данными и современными технологиями в сфере новых медиа. То есть это искусство, в котором вместо традиционных материалов, таких как холст, масло, мрамор или бронза, используются достижения научно-технического прогресса. «Коллеги из классических музеев называют это “странным искусством”. И нам очень нравится такое название, нам нравится всё странное», — говорит Ольга Вад, руководитель магистратуры Art & Science и куратор экспозиции «Машины эмпатии».
Всего на выставке представлено 13 проектов. Часть из них индивидуальные, другая— групповые, но так или иначе все художники исследуют связанные с обществом, наукой и технологиями сюжеты в трёх основных направлениях: цифровое искусство (нейросети, видеоинсталляции, VR), биоарт (креаторы работают с живыми органические агентами и уделяют особое внимание проблемам экологии) и интерактивные системы (различные механизмы, взаимодействующие с человеком).
Изображение: экспозиция «Машины эмпатии» в Русском музее
Lingua Franca
Проект Lingua Franca посвящён сохранению миноритарных языков, то есть наречий, находящихся под угрозой исчезновения. Определение «лингва франка» означает некий язык межнационального общения, используемый в качестве средства коммуникации между носителями разных диалектов.
Читайте также
Это выражение возникло ещё в Средневековье на территории средиземноморского побережья. В современной России так называемым «лингва франка» является русский как официальный государственный язык. А в это время множество региональных словесностей постепенно «вымирает». Филологи, в частности социо- и этнолингвисты, пытаются сберечь уникальные наречия, но их стремления редко выходят за рамки профессионального сообщества.
Валерия Добулевич, совместно с Научным центром по сохранению, возрождению и документации языков России Института языкознания РАН, решила найти новые пути функционирования миноритарных лингвистических систем и интегрировать их в повседневный контекст. Художница собрала плейлист из трёх известных музыкальных синглов — «Hung Up» Мадонны, «Blinding Lights» The Weeknd, «Blank Space» Тейлор Свифт — и перевела их на языки коми, саха, а также карельский и адыгейский. Мы легко узнаём знакомые мелодии, хоть и не можем разобрать слова. Изменённые композиции воспроизводятся с помощью четырёх колонок с направленным звуком. Каждой соответствует свой язык и конкретный регион России: северный — республика Коми, южный — Адыгея, западный — Карелия или восточный — Якутия.
Мнимое спасение
Проекционный экран будто распадается на пиксели и метафорично символизирует разрушение личности. Автор инсталляции «Мнимое спасение» Габриэле Герулайтите исследует причины кризиса идентичности — методы вербовки, используемые современными деструктивными сообществами. Проект основан на личной истории семьи художницы, которая таким образом потеряла близкого человека.
Изображение: экспозиция «Машины эмпатии» в Русском музее
Героиня видеоарта под давлением большого информационного потока постепенно начинает запутываться в себе и в мире. Сопровождающее звуковое оформление повышает уровень тревоги: мы слышим тихий шёпот, вызывающий эмоциональный дискомфорт и даже страх.
Работа «Мнимое спасение» иллюстрирует процесс превращения человеческого разума в податливый объект управления. Автор раскрывает скрытые механизмы манипуляции и демонстрирует, как трудно порой противостоять аналогичным уловкам злоумышленников. Это заставляет зрителя задуматься о необходимости защиты себя и своих родных от подобного психологического воздействия.
Игра с ненулевой суммой
Понятие «игра с ненулевой суммой» пришло из теории игр. Оно описывает ситуацию, когда все участники либо одновременно проигрывают, либо одновременно выигрывают. Это метафора коллективных действий человека по отношению к экосистемным вызовам. Благодаря совместным усилиям мы можем как привести сценарий к катастрофе, так и попытаться построить симбиотические связи, обеспечивающие выгоду от сосуществования всех живых организмов.
Изображение: экспозиция «Машины эмпатии» в Русском музее
Объект, разработанный Иваном Белоусовым, представляет собой компьютерный макет, в основе которого лежит цифровая система с контроллером. Инсталляцию дополняет подробная инструкция, как с этим устройством взаимодействовать. В «Игре…» участвуют управляемые искусственным интеллектом агенты. Они охотятся за ресурсами, создаваемыми зрителями при помощи контроллера. Так мы можем руководить целой системой и наблюдать, к чему приводят наши действия — к истощению или, наоборот, обогащению.
Сама цифровая организация построена по принципу клеточного автомата. Такого рода математическая модель была спроектирована ещё в середине ХХ века и описывает различные динамические процессы, что параллельно могут происходить и в природе, и в экономике, и в социуме.
Спраутинг
Наша культура ориентирована на то, чтобы максимально искоренить боль. В медицинской практике широко используются всевозможные виды анестезии и болеутоляющих препаратов, в то время как это резкое ощущение является важным физиологическим сигнализатором. Кроме того, уничтожая собственную боль, люди лишаются «фундамента» для развития эмпатии — возможности осознанно сопереживать.
Художницы Алина Чараева и Анастасия Шуляк смоделировали «сеттинг», где боль превращается в средство межвидовой интеракции. В центре мультимедийной инсталляции необычный девайс, напоминающий протез. Внутри него живёт слизевик Physarum Polycephalum — грибоподобный организм. Он существует в комфортных условиях, питается овсянкой, а во время специальных демонстраций становится чувствительным элементом: слизевик воспринимает внешние раздражители и преобразует их в понятные для человека сигналы. Так и происходит коммуникация с другим живым существом посредством болевых ощущений в том числе.
Изображение: экспозиция «Машины эмпатии» в Русском музее
Масштабное собрание работ расположилось в Западном павильоне Михайловского замка. Тотальные инсталляции соединяют в себе генеративную графику, звук, видео и даже запах, воздействуя на все области эмоционально-сенсорного восприятия зрителя. Некоторые объекты и вовсе предлагают переместиться в созданные художниками экспериментальные миры с помощью очков виртуальной реальности.
В рамках публичной программы экспозиции «Машины эмпатии» проходят кураторские экскурсии, лекции, дискуссии и перфомансы — актуальное расписание мероприятий можно найти на сайте проекта. Выставка продлится до 26 июля!
Фоторепортаж: Егор Ставер
https://sub-cult.ru/art/15531-iskusstvo-soperezhivaniya-v-tsifrovuyu-epokhu-rasskazyvaem-pro-sovmestnyj-proekt-russkogo-muzeya-i-universiteta-itmo#sigProIddd79dcc81d
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.