Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите рассказать о своей выставке или творчестве? Пишите: d.bondrovskaya@sub-cult.ru
Искусство сопереживания в цифровую эпоху: рассказываем про совместный проект Русского музея и Университета ИТМО

Что такое эмпатия в эпоху информатизации? Как цифровые системы влияют на способность сопереживать и могут ли люди испытывать чувства к нечеловеческим сущностям? В Русском музее открылась дипломная выставка магистрантов ИТМО «Машины эмпатии», рассказывающая о том, как естественные биологические процессы сталкиваются с компьютерным интеллектом.

Магистратура Art & Science Университета ИТМО — первая в России образовательная программа, где студенты учатся работать с научными данными и современными технологиями в сфере новых медиа. То есть это искусство, в котором вместо традиционных материалов, таких как холст, масло, мрамор или бронза, используются достижения научно-технического прогресса. «Коллеги из классических музеев называют это “странным искусством”. И нам очень нравится такое название, нам нравится всё странное», — говорит Ольга Вад, руководитель магистратуры Art & Science и куратор экспозиции «Машины эмпатии».

Всего на выставке представлено 13 проектов. Часть из них индивидуальные, другая— групповые, но так или иначе все художники исследуют связанные с обществом, наукой и технологиями сюжеты в трёх основных направлениях: цифровое искусство (нейросети, видеоинсталляции, VR), биоарт (креаторы работают с живыми органические агентами и уделяют особое внимание проблемам экологии) и интерактивные системы (различные механизмы, взаимодействующие с человеком).

mashiny-empatii_report_1

Изображение: экспозиция «Машины эмпатии» в Русском музее

Lingua Franca

Проект Lingua Franca посвящён сохранению миноритарных языков, то есть наречий, находящихся под угрозой исчезновения. Определение «лингва франка» означает некий язык межнационального общения, используемый в качестве средства коммуникации между носителями разных диалектов.

Это выражение возникло ещё в Средневековье на территории средиземноморского побережья. В современной России так называемым «лингва франка» является русский как официальный государственный язык. А в это время множество региональных словесностей постепенно «вымирает». Филологи, в частности социо- и этнолингвисты, пытаются сберечь уникальные наречия, но их стремления редко выходят за рамки профессионального сообщества.

Валерия Добулевич, совместно с Научным центром по сохранению, возрождению и документации языков России Института языкознания РАН, решила найти новые пути функционирования миноритарных лингвистических систем и интегрировать их в повседневный контекст. Художница собрала плейлист из трёх известных музыкальных синглов — «Hung Up» Мадонны, «Blinding Lights» The Weeknd, «Blank Space» Тейлор Свифт — и перевела их на языки коми, саха, а также карельский и адыгейский. Мы легко узнаём знакомые мелодии, хоть и не можем разобрать слова. Изменённые композиции воспроизводятся с помощью четырёх колонок с направленным звуком. Каждой соответствует свой язык и конкретный регион России: северный — республика Коми, южный — Адыгея, западный — Карелия или восточный — Якутия.

Мнимое спасение

Проекционный экран будто распадается на пиксели и метафорично символизирует разрушение личности. Автор инсталляции «Мнимое спасение» Габриэле Герулайтите исследует причины кризиса идентичности — методы вербовки, используемые современными деструктивными сообществами. Проект основан на личной истории семьи художницы, которая таким образом потеряла близкого человека.

mashiny-empatii_report_2

Изображение: экспозиция «Машины эмпатии» в Русском музее

Героиня видеоарта под давлением большого информационного потока постепенно начинает запутываться в себе и в мире. Сопровождающее звуковое оформление повышает уровень тревоги: мы слышим тихий шёпот, вызывающий эмоциональный дискомфорт и даже страх.

Работа «Мнимое спасение» иллюстрирует процесс превращения человеческого разума в податливый объект управления. Автор раскрывает скрытые механизмы манипуляции и демонстрирует, как трудно порой противостоять аналогичным уловкам злоумышленников. Это заставляет зрителя задуматься о необходимости защиты себя и своих родных от подобного психологического воздействия.

Игра с ненулевой суммой

Понятие «игра с ненулевой суммой» пришло из теории игр. Оно описывает ситуацию, когда все участники либо одновременно проигрывают, либо одновременно выигрывают. Это метафора коллективных действий человека по отношению к экосистемным вызовам. Благодаря совместным усилиям мы можем как привести сценарий к катастрофе, так и попытаться построить симбиотические связи, обеспечивающие выгоду от сосуществования всех живых организмов.

mashiny-empatii_report_3

Изображение: экспозиция «Машины эмпатии» в Русском музее

Объект, разработанный Иваном Белоусовым, представляет собой компьютерный макет, в основе которого лежит цифровая система с контроллером. Инсталляцию дополняет подробная инструкция, как с этим устройством взаимодействовать. В «Игре…» участвуют управляемые искусственным интеллектом агенты. Они охотятся за ресурсами, создаваемыми зрителями при помощи контроллера. Так мы можем руководить целой системой и наблюдать, к чему приводят наши действия — к истощению или, наоборот, обогащению.

Сама цифровая организация построена по принципу клеточного автомата. Такого рода математическая модель была спроектирована ещё в середине ХХ века и описывает различные динамические процессы, что параллельно могут происходить и в природе, и в экономике, и в социуме.

Спраутинг

Наша культура ориентирована на то, чтобы максимально искоренить боль. В медицинской практике широко используются всевозможные виды анестезии и болеутоляющих препаратов, в то время как это резкое ощущение является важным физиологическим сигнализатором. Кроме того, уничтожая собственную боль, люди лишаются «фундамента» для развития эмпатии — возможности осознанно сопереживать.

Художницы Алина Чараева и Анастасия Шуляк смоделировали «сеттинг», где боль превращается в средство межвидовой интеракции. В центре мультимедийной инсталляции необычный девайс, напоминающий протез. Внутри него живёт слизевик Physarum Polycephalum — грибоподобный организм. Он существует в комфортных условиях, питается овсянкой, а во время специальных демонстраций становится чувствительным элементом: слизевик воспринимает внешние раздражители и преобразует их в понятные для человека сигналы. Так и происходит коммуникация с другим живым существом посредством болевых ощущений в том числе.

mashiny-empatii_report_4

Изображение: экспозиция «Машины эмпатии» в Русском музее

Масштабное собрание работ расположилось в Западном павильоне Михайловского замка. Тотальные инсталляции соединяют в себе генеративную графику, звук, видео и даже запах, воздействуя на все области эмоционально-сенсорного восприятия зрителя. Некоторые объекты и вовсе предлагают переместиться в созданные художниками экспериментальные миры с помощью очков виртуальной реальности.

В рамках публичной программы экспозиции «Машины эмпатии» проходят кураторские экскурсии, лекции, дискуссии и перфомансы — актуальное расписание мероприятий можно найти на сайте проекта. Выставка продлится до 26 июля!

Фоторепортаж: Егор Ставер

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика