Главный праздник года уже на подходе, и многие семьи планируют как провести его хорошо. К примеру многие родители отводят своих детей на Кремлевскую ёлку «Заветные Куранты», а также на ярмарки и городские концерты. Традиции организации такого досуга для самых маленьких берут свои корни ещё на заре зарождения СССР.
История Кремлёвской ёлки неразрывно связана с историей страны. После революции 1917 года рождественские традиции, включая установку ёлки, были осуждены как «буржуазные» и «поповские» и практически ушли из жизни советских людей. Однако в середине 1930-х годов произошло знаковое событие: по инициативе видного государственного деятеля Павла Постышева традиция была реабилитирована, но уже в новом, светском качестве. Ёлка, лишённая религиозного контекста, была превращена в символ счастливого детства и нового советского праздника — Нового года. Именно в этот период она и получила своё второе рождение как «новогодняя» а не рождественская . И если первоначально ёлки проводились в Домах культуры, то со временем главной и самой желанной для каждого советского ребёнка стала ёлка в Колонном зале Дома Союзов, а позже — в Кремлёвском дворце.
«Заветные Куранты» и рождение главной ёлки страны
Первые детские утренники в Кремле начали проводиться в 1950-х годах. Однако настоящим символом стал масштабный праздник, получивший название «Кремлёвская ёлка», который с 1963 года переехал в только что построенный Дворец съездов (ныне — Государственный Кремлёвский дворец). Это было грандиозное по тем временам мероприятие, билеты на которое не продавались — их можно было только заслужить. Право посетить главную ёлку страны получали лучшие из лучших: отличники учёбы, победители олимпиад, активисты-пионеры.
Само представление было не просто сказочным спектаклем, а идеологически выверенным действом. Одним из запоминающихся сюжетов стала постановка «Заветные Куранты», в которой переплетались история, революционная тематика и волшебство. Название отсылало к главным часам страны — Курантам на Спасской башне Московского Кремля, чей бой является центральным моментом встречи Нового года для всех жителей России . Этот спектакль символизировал связь поколений и важность сохранения традиций.
Символика и атрибуты праздника
Кремлёвская ёлка была микромоделью советского идеологического пространства. В её оформлении и сценарии находили отражение ключевые для государства нарративы.
-
Главные герои. Центральными фигурами праздника были Дед Мороз и Снегурочка. В отличие от западного Санта-Клауса, советский Дед Мороз олицетворял собой дух русской зимы и щедрость государства, заботящегося о своих маленьких гражданах. Его образ был лишён какого-либо религиозного подтекста, что делало его объединяющим символом для детей всех национальностей и культур внутри многонационального СССР .
-
Идеологический подтекст. Сценарии утренников часто включали в себя элементы, прославляющие достижения страны: покорение космоса, развитие науки, дружбу народов. Через сказочные метафоры детям прививались идеи коллективизма, патриотизма и веры в светлое коммунистическое будущее.
-
Ёлочные игрушки. Даже украшения на ёлке несли на себе отпечаток эпохи. Как отмечает историк Алла Сальникова, изучавшая феномен советской ёлочной игрушки, по ним можно было «прочитать» историю страны: здесь и космонавты, и спутники, и фигурки, символизирующие индустриализацию .
Источник фот: freepik
Кремлёвская ёлка как социальный институт
Посещение Кремлёвской ёлки было не просто развлечением, а важным социальным ритуалом. Это была высшая форма поощрения, формировавшая у ребёнка понимание связи между личными успехами и общественным признанием. Сам процесс был выстроен как церемония: дети приезжали со всех уголков огромной страны, их встречали у входа Кремля, они проходили через его знаменитые ворота, чувствуя себя частью чего-то большого и значимого.
Представление состояло из двух частей: сначала театрализованное шоу на сцене, а затем — время для игр, танцев и хороводов вокруг самой ёлки, установленной в фойе дворца. Завершался праздник вручением подарков. Знаменитый картонный сундучок с конфетами и сладостями, который было невозможно купить в обычном магазине, становился материальным доказательством причастности к чуду и предметом гордости для ребёнка.
Эволюция традиции в современной России
С распадом Советского Союза Кремлёвская ёлка не исчезла, а трансформировалась, сохранив статус главного детского праздника страны. Изменились сценарии, став более аполитичными и ориентированными на мировые сказочные сюжеты. Однако её суть — как награды для лучших учеников — во многом сохранилась.
Традиция адаптируется и к вызовам времени. Ярким примером стал 2020 год, когда из-за пандемии представление в Кремлёвском дворце впервые прошло без зрителей, но было записано и показано по федеральному телеканалу, чтобы его могли увидеть дети по всей России . Это доказало, что Кремлёвская ёлка — это не просто место, а, прежде всего, идея, способная жить в разных форматах.
Заключение
Кремлёвская ёлка в СССР — это гораздо больше, чем детский утренник. Это сложный культурный и идеологический феномен, который на протяжении десятилетий формировал коллективные воспоминания миллионов советских граждан. От знаменитых «Заветных Курантов» до картонного сундучка с конфетами — каждый элемент этого праздника был частью большой государственной системы воспитания. Сегодня, утратив прямую идеологическую нагрузку, Кремлёвская ёлка остаётся живой традицией, продолжая дарить детям веру в чудо и символизируя непрерывную связь между разными эпохами российской истории.
Источник фото обложки: freepik
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.