Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Канал Грибоедова, вечер. Парень сидит на комбике, прислонившись к фонарному столбу. В руках - видавший виды стратокастер, в воздухе – музыка Джимми Хендрикса.

Со стороны Невского, неспешно скрипя колесами, выруливает полицейский УАЗик. Парень прекращает играть, с ленивым любопытством провожает взглядом экипаж патрульно-постовой – те, с не менее ленивым любопытством, проезжают мимо. Подхожу, здороваюсь – сегодня на «Субкультуре» уличные музыканты. Парень представляется Глебом.

Уличные музыканты

- Что приводит тебя на улицу? Это желание проявить себя в музыке или способ подзаработать?

- Скорее это заработок. За удачный вечер можно удачно заработать. В среднем, конечно, выходит не очень много – около тысячи, но тут всё зависит от обстоятельств, проблем иногда хватает.

- И в чем заключаются проблемы?

- Ну, - Глеб смотрит в сторону громады Спаса на крови, за которой уже скрылась машина ППС, - если не учитывать погоду, то в основном это конкуренция. Уличных музыкантов очень много, кто первым займет место, тот и играет. С властями как-то проблем почти не возникает. Сижу, играю. С публикой тоже всё в порядке – я играю узнаваемые вещи, музыку из фильмов, люди такое хорошо воспринимают.

Желаю удачного вечера, прячу камеру, иду дальше. Канал Грибоедова воскресным вечером – что-то вроде локального музыкального фестиваля. Прохожу мимо двух совсем юных артистов. Их концерт не удался, электрогитары подпирают стену дома, на брусчатке сиротливо лежит инструментальный кабель – не нашли, куда подключить усилитель. С мостика через канал доносится перегруженный гитарный саунд – человек, облокотившись на перила, лениво перебирает струны. В гитарном кейсе намалеванное исписанным фломастером объявление о частных уроках музыки. Впереди слышится шум аплодисментов – там выступает целая группа. Жду маленького антракта. Мария, вокалистка, охотно соглашается на небольшое интервью.

Уличный музыкант

- Вы выступаете целой группой, как вы называетесь? И давно ли играете в таком формате?

- У нас нет названия, - улыбается девушка. – Мы сборная солянка, приехали сюда из Архангельска. Кто поступать, кто просто так. Таким составом собрались в этом году, а ребята еще в прошлом играли. Вот, играем, еще и зарабатываем – бывает густо, бывает пусто. Не миллионы, конечно. Ну, и интересно же посмотреть, как реагирует народ на то, что мы делаем. Дети улыбаются, танцуют. Мимо проходят люди и обращают внимание, если они смотрят, останавливаются - значит всё хорошо. Мы играем каверы, своего у нас нет. Пока нам хорошо так, мы экспериментируем. Опять же, это как бы выход из своей зоны комфорта – заставить себя выйти на улицу, не бояться показать, что ты можешь.

- С какими трудностями сталкиваетесь на улице?

- Погода, конечно – самая большая трудность. Всю неделю были дожди, и мы не могли выйти на улицу. Вот сегодня еще была очень большая проблема с тем, чтобы найти, куда подключиться. У нас аппаратура работает от сети, была бы на батарейках – было бы проще. И вот сейчас, только что, житель дома за нами возмущался. Сказал, что мы ему мешаем. Что превышаем уровень шума. В нашем родном городе к нам так никто не подходил.

Антракт заканчивается, ребята начинают играть. Некоторое время слушаю приятный блюз, поворачиваюсь в сторону Казанского. На площадке перед колоннадой собора выступает еще один музыкант. Добротный усилитель разносит по Невскому настоящую петербуржскую классику – группу Кино. Не прерываю удачный сет, обхожу артиста – в арочке собора ютятся еще двое. У парня в руках акустика, играет «Это был дождь» Noize MC, вокруг ходит девушка-аскер – привлекает публику, рекомендует оплатить уличный концерт. Затихает последний ля-мажор, следом – привычный уже вопрос. Творчество или деньги?

Уличный музыкант

- Тут на самом деле трудно сказать, примерно пятьдесят на пятьдесят. – музыкант, представившийся Андреем, откладывает гитару, - Пошло всё, как тест. Посмотреть на реакцию людей, как сам себя будешь вести, и вообще – прочувствовать улицу, почувствовать, что ты – уличный музыкант. А потом уже пошли первые деньги. Летом самый сезон, а выходные – вообще самые хлебные дни, по вечерам особенно – по-другому никак.

- Если пока остановиться на деньгах, сколько у тебя выходит, если не секрет?

- Непонятная сумма. Если на примерах, то это зарплата какого-нибудь грузчика, мерчендайзера, кассира за смену. То есть тысяча, две, а то и три. - Андрей оглядывается на гитариста перед Казанским, - Вон, человек играет с подключением, у него там нормально выходит. С подключением можно заработать больше. Люди в вечер выходного при хорошей погоде, хорошем настроении - что самое важное, иначе не идет игра, делают месячную зарплату. Ну, недельную точно. А без подключения всё немного по-другому. Если ты один стоишь с гитарой, то до тысячи доходит приблизительно. То есть без аскера, с плохим настроением, при не очень хорошей погоде всё равно без денег не уезжаешь, какую-то там минимальную сумму делаешь. А с аскером можно раза в два больше. А если в городе праздник, то можно вообще прилично заработать.

- Какие проблемы возникают, когда играешь на улице?

- Проблема в том, что я тут не один такой. Таких много. Если сейчас пройтись по Грибоедова, то там всё забито. Не то, чтобы это была конкуренция. - Андрей снова оглядывается на музыканта перед Казанским, - Если у тебя есть подключение, то ты встал, вот как он, и всё.

- А у нас ограничение в акустике, - добавляет девушка, - Нам нужна арочка какая-нибудь, чтобы было эхо.

- С правоохранительными органами бывали проблемы?

- Это смотря, где играть. Если в переходе, то конечно там прогонят рано или поздно. Сколько я играл – меня ни разу не забирали, не штрафовали. Это еще зависит от человека – если ты нормально одет, нормально общаешься, то тебя не заберут. А так, конечно, могут оштрафовать. В Москве вообще выдают что-то вроде бэйджиков уличным музыкантам: «Я такой-то такой-то, я могу играть там и там столько-то времени». Бред какой-то.

- Ты играешь только каверы, или в сет-листе находится место своему творчеству?

- Петь приходится, конечно, то, что все знают. Но могу и свои песни вставлять. Если твое творчество – хорошее, если твои песни кому-то нравятся, то почему бы и нет. Желательно, конечно, больше известных песен - на вкус и цвет товарищей нет, так что лучше играть кавера. Всё-таки это Питер. Русский рок, русский рэп – без этого никак.

- А как так вышло, что ты решил взять и пойти играть на улицу? Как пришло осознание того, что пора выйти к людям?

- Я поругался с девушкой, у меня было очень плохое настроение, шел дождь за окном. Я пересматривал ролики на Ютубе и думал: «Чем я хуже? Почему я не могу тоже заниматься музыкой, играть на гитаре, петь, писать песни?». Сел, начал придумывать, пришло какое-то вдохновение. Сам удивился, написал одну песню. Рассказал друзьям – я на тот момент еще не умел играть. Писал, писал – решил, что надо что-то делать. Поискать человека, который сможет мне подыграть на гитаре, как-то поставить это на музыку мои стихи. Никого не нашел. Начал учиться сам. И вот, я здесь. Главное здесь – желание. Нужно пытаться, стараться, и всё получится. Нет предела идеалу.

Да, предела идеалу действительно нет, хотя многие об этом почему-то забывают. Прощаюсь с ребятами, бреду вниз по Невскому. Из сквера доносятся разудалые риффы – еще одна группа играет Сектор Газа. Через пятьдесят метров русский рок сменяется немецким, одинокий гитарист исполняет песни Scorpions. Пробираюсь сквозь музыку, аплодисменты, голоса и шум машин, незаметно для себя оказываюсь на площади Восстания. Перед выходом из метро тоже играют, в этот раз звучат Генералы Песчаных Карьеров. Рядом с музыкантами, явно раздражая их, приплясывает субъект – драная одежда и драная борода свидетельствуют об изрядно драной жизни.

Группа уличных музыкантов

Группа заканчивает выступление, пакует вещи. В этот раз это действительно постоянная команда, играющая на улицах – Ребята из Питера. Как водится, соотношение творчества и заработка 50/50, но есть и кое-то еще:

- Мы выходим, чтобы сделать этот город не таким серым, чтобы люди порадовались. Петербург не представляется без уличной музыки, выступлений. К тому же это хорошая практика. Мы постоянно играем на улицах, предупреждаем об этом нашу аудиторию. Правда, сегодня мы не предупреждали, что будем играть. В основном мы играем каверы, но если играть на одном и том же месте, то люди привыкают к твоему собственному творчеству и хорошо его принимают, начинают узнавать, подпевать.

К сложившемуся перечню проблем уличных музыкантов добавляется еще пара пунктов:

- Иногда мешают сами люди. Вот как сейчас – подходят бомжи, пьяные и начинают мешать или что-то доказывать. Иногда что-то не устраивает даже простых прохожих, иногда жильцы домов жалуются на шум. У нас еще были проблемы со звуком, но мы скинулись и купили усилитель.

«Мы выходим, чтобы сделать этот город не таким серым». А хорошо, правда ведь? Ребята из Питера уходят, ухожу и я. Конечная станция – площадь перед Галереей, один из эпицентров уличного творчества Петербурга. На краю площади танцует девушка, в центре – огромная толпа, собравшаяся вокруг художника. Тот творит локальные чудеса с помощью десятка баллончиков краски. Сразу за этой толпой столпилась другая, ничуть не меньше. Перед ней – музыкант, перед музыкантом – клавиши и микрофон. «Кукушку» Цоя перепевали многие, но этот кавер – один из самых необычных, что я слышал. Хороший. Толпа аплодирует, к музыканту подходит девушка из первых рядов, что-то говорит. Музыкант кивает… И уступает клавиши ей. Девушка поет. Девушке аплодируют. Через пару песен музыкант снова дает сыграть кому-то из своих зрителей – много ли нужно человеку для счастья?

Уличный музыкант

- Ключевое, что мной движет - желание улучшать мир, жизнь людей, их настроение. Давать какие-то эмоции людям. Даже если ты один день человека улучшил, то ты таким образом повлиял на его жизнь. Потому что, возможно, в это день ему очень не хватало этого. Ну, всякое бывает. Жаль, что в этом деле много препятствий. Раньше у нас вообще не было законов, которые легализовывали бы действия уличных музыкантов. Не было законов, которые ограничивали бы их, но и не было законов, которые бы разрешали, из-за этого нам пришивать могли всё, что угодно. Потом ввели законы о собраниях, и мы стали в принципе не правы. Сейчас приняли закон, в соответствии с которым ты можешь выступать, но нужно согласовывать с администрацией... Но одно дело, если это какое-то мероприятие, а другое - если ты играешь каждый день, да еще и не знаешь, позволит ли тебе это сделать погода. Я бы хотел, чтобы это было намного проще. Чтобы не было столько бюрократии, не было столько волокиты. Получается очень много нестабильности в этом. Это неправильно, потому что творческим людям и так сложно заниматься своим делом, он в принципе чувствительны к разному давлению, и мне кажется, государство должно поддерживать их в этой деятельности. А у нас этого нет.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика