Эту статью я могу рекомендовать музыкантам, бизнесменам в индустрии будущего, которые живут вчерашним днем и отказываются верить в то, что происходит сегодня и уж тем более не представляют, что будет дальше. Эту статью я написал в конце 2009-го в один журнал, еще до поездки в США. Только сейчас мне было разрешено ее опубликовать. В статье про царскую Россию мы совершили небольшое путешествие в глубь истории. Приоткрыв некоторые завесы, я могу с уверенностью сказать, что мы были первыми, кто посмотрел на историю с такого ракурса. Для этого потребовалось перерыть всевозможные архивы, но нас по-настоящему волнуют такие темы, ведь без прошлого мы бы не смогли начать рассказ про будущее…
В последнее время, скажу вам честно, после всех моих путешествий, встреч с людьми, меня больше всего стало волновать, что же будет дальше. Почему? В первую очередь потому, что меня постоянно об этом спрашивают. Но, в конце концов, мне тоже хочется знать ответ, делать свои выводы. Теперь тот, кто на секунду задержался в прошлом, будет отсеян из музыки или из музыкального бизнеса.
Да, да, я не шучу. Если не произойдет катаклизмов, войн, то обилие производства музыки через 30 лет перевалит за несколько сотен миллионов треков на душу населения. Кто будет выделяться тогда? Вы думаете, все уже придумано? Джаз, рок, рэп… Нет. Это еще не всё, поверьте! Нас впереди ждет все самое увлекательное. Представим, что прошло много, много лет, может быть двадцать, а может – тридцать. Действие нашего сюжета разворачивается в типичном европейском городе «N». Предупреждаю сразу: включите воображение, без него вам будет сложно это понять.
Итак, вы проснулись
Мы просыпаемся, только-только открываем глаза и говорим вслух еще спящими связками ключевую фразу: «убрать жалюзи», называем свою домоуправляющую (компьютер), как любимую секретаршу, по имени, и просим подготовить такую-то одежду, такой-то завтрак и такие-то продукты. Она сообщает, когда продукты будут в холодильнике, а еда, не поверите – в «пищевом принтере». К слову, такой принтер уже существует в нескольких версиях. Не удивляйтесь, вспомните лучше, как двадцать лет назад удивлялись слову Интернет!
Вы встаете, и по дороге в ванную спрашиваете у управляющей (просто отдавая команды в слух): «сколько времени?», «какая погода на улице?», «что сегодня вечером будет?», «какие у меня встречи?», «прочитай входящие сообщения!». В общем, Вам пришло письмо на почту, вы можете прочитать его в зеркале, пока чистите зубы, или Вам его прочитает вслух ваш компьютер-управляющая. Вы даже можете ответить на него, просто произнеся команду «ответить на сообщение!».
Выходите из дома
Вы одеваете свой нанокостюм, выбираете заливку, фасон, цвет, и, пожалуйста, – один комплект одежды из наноматериалов с практически живыми механизмами может заменить вам весь гардероб. В ухо засовываете чип – теперь это ваш телефон, который управляется с браслета на руке. Нанотехнологии открыли такие возможности, которые ограничены только воображением. Вы оделись, позавтракали. В глаза вставляете линзы, и с ними вы не только можете видеть с дальнего расстояния, приближать и отдалять, но вы так же можете записывать (запись будет сохраняться на ваш собственный сервер). Вы можете читать электронную почту и входить в Интернет, картинка будет проецироваться в воздухе. Вы можете получать ту информацию о людях, проходящих мимо, которую они хотят, чтобы Вы получали. Та же история, как со страницей «Вконтакте». Человек сам будет выбирать настройки приватности. Если что-то с кем-то случится, можно будет легко опознать человека или доказать правду, так как такое приспособление будет доступно в продаже. Сомневаетесь? Но оно уже есть, было придумано ещё в 2009-ом! Ученые и люди не готовы к такому шагу, пока использование подобных вещей является очень дорогой штукой.
Спускаетесь к ближайшей остановки, теперь они находятся на разных уровнях. Вы садитесь в супер скоростной транспорт, Вам неважно, что ваша работа или институт находятся в другом городе: Вы в любом случае будете там через несколько минут. Скорость – главный девиз будущего. Итак, Вы сели в транспорт. Где бы вы ни находились, Вы постоянно подключены к связи, Вы можете получить информацию о любом здании, которое проезжаете. К слову, рекламу в будущем транслируют в полупрозрачном виде прямо на стеклах транспорта: внутрь одну, снаружи – другую, а звук идет из спинок кресел. Прямо в транспорте вы можете приобрести товар, Вам доставят его домой или к рабочему месту, нужно только задать определенную команду на своем браслете.
Интересно, что будет с музыкальным бизнесом? Как будут зарабатывать лейблы и музыканты? Сейчас не осталось тупых схем, как в прошлом. Никто не знает точно, что будет завтра, но, поверьте, всё в корне изменится. Революция только началась, а уже сейчас появилась тысяча способов заработка на музыке, уже сейчас разоряются крупные компании!
Тут, скорее, вопрос креатива: кому-то его не хватает, а у кого-то он развит вполне. Чем всё закончится, я сказать не могу, так как этот процесс уже не остановить. Теперь всё будет меняться каждые пять лет, рынок будет гибким, разным и обильным.
Конец дня
Перенесемся в конец дня. Вы вышли с работы и решили проверить в Интернете, куда можно пойти развлечься. И вот тут начинается самое интересное. Напротив Вас, благодаря линзам, проецируется список мероприятий. Пойти на концерт Элвиса или в ближайший клуб? Вы выбираете клуб, ведь Элвис будет выступать тут ещё раз, всего через несколько месяцев. Это, конечно, не настоящий Элвис, но он по настоящему поёт, двигается – всему виной технологии, которые теперь могу воссоздавать и актеров в фильмах, и музыкантов на концертах, и Вы вряд ли отличите происходящее от реальности, только если не будете знать о некоторых фактах заранее. Помните, что в основе любых изобретений лежат идеи почти всегда передовые, часто, на первый взгляд, довольно абсурдные. Итак, вы выбрали клуб, у вас включается GPS-навигатор, а в углу появляется карта.
Тут самое главное не перепутать реальность с компьютерными играми: в будущем есть опасность таких курьезов. На асфальт у нас проецируется стрелка. Естественно, все это видно только нам. У каждого свой компьютер, и каждый видит мир немного по-своему, со своими примочками.
Мы входим в клуб. Странные электрические звуки, секвенсеры, струнные инструменты, гитары, безумнейшая аранжировка – всё это доносится не с одной стороны, а со всех углов, звук полностью объёмный, без шуток. Есть один такой клуб в Берлине, который взял на практику объемный звук, но музыка пока стерео… А тут каждый семпл в отдельной колонке…
Изобилие звуков сопровождается трансляцией диджея в воздухе, который играет со своими музыкантами на подсвеченной снизу поверхности, определяющей местоположение объектов на ней и реагирующей на их перемещения. Очень напоминает последнюю, более мобильную версию Реактейбла.
Имейте в виду, Реактейбл существует уже сейчас – это нормальный, проверенный инструмент, который был представлен широкой публике впервые на американском фестивале Coachella, где Бьорк выступала в рамках своего тура в поддержку нового альбома. Reactable, как и оркестр духовых инструментов, – ключевой элемент её шоу.
Сейчас он находится в активной разработке и не производится серийно. Об этом инструменте нужно рассказать более подробно, это важно, так как подобные инструменты будут формировать музыкальные направления будущего, уже не рок и уже даже не поп. Теперь работают следующие главные принципы: «я просто музыкант» и «живая музыка» – это та, которую не включают”. И придётся нам вернуться на секундочку опять в первую половину 20-го века.
Терменвокс видели?
В прошлом номере я рассказывал об особенностях и достижениях того времени, но я рассказывал о времени до 1918-го года… В 1919-м, в России, русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом был создан музыкальный инструмент. Назывался он терменвоксом. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счёт чего изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная — за его громкость.
Для игры на терменвоксе необходимо обладать идеальным слухом, так как во время игры музыкант не касается инструмента и поэтому может фиксировать положение рук относительно него, полагаясь только на свой слух. В настоящее время существуют как серийные, так и мастеровые терменвоксы, а также существуют школы игры на нём. Видимо, именно благодаря этим школам и, в первую очередь, этому гениальному изобретению уже сейчас появляются на свет такие инструменты, как Reactable.
Вернемся к нему. Добавляя и переставляя элементы конструктора (их можно видеть на фотографиях), исполнитель использует устройство в качестве музыкального инструмента или, вернее, крайне наглядного интерфейса для набора различных музыкальных инструментов: модулей, обученных выступать в роли синтезаторов и эффектов. Другими словами, это электроакустический электронный музыкальный стол, который был создан группой европейских разработчиков из института аудиовизуальных технологий в Барселоне. Музыкальный инструмент требует точной координации движений, хотя, конечно, необходимый уровень подготовки зависит от того, какую музыку Вы играете. Главная фишка подобных аппаратов – это функция Multi-touch.
Принцип работы Reactable похож на iPAD, Apple iPhone, вот только поверхность, реагирующая на прикосновения, в разы больше, поэтому играть на Reactable можно вдвоем, втроем или командой. Впоследствии будет неважно, трогаете ли Вы панель или нет. Может быть, Вы будете играть на воздухе, используя различные световые эффекты, или трогать стену. Уже сейчас есть одно место в Азии, где можно подойти к стене, негромко постучать по ней и получить в ответ звуки фортепиано. Секрет кроется в нескольких направленных микрофонах, распознающих удары в стену и, конечно, в специальном программном обеспечении, которое преобразовывает местоположение удара в нужную ноту. Хон Лам Ли рассказывает, что идея этого странного устройства пришла ему в голову в раннем детстве, потому что у него было не так много игрушек. Что же, судя по тому, как люди скапливаются вокруг настенного «The Wall Piano», именно такие проекты-инсталляции подготавливают пользователя ко внедрению принципиально новых интерфейсов в повседневную жизнь.
Ещё немного открытий
В будущем будет много электромузыкальных открытий. Например таких, как Continuum. Во-первых, на этой штуке можно играть сразу десятью пальцами, во-вторых, если перемещения по горизонтали отвечают за высоту ноты, то положение пальцев по вертикали управляет тембром. Кроме всего прочего, учитывается даже сила нажатия на управляющую поверхность, поэтому с помощью Continuum можно издавать удивительной экспрессивности звуки — на ум приходит сравнение с терменвоксом или смычковыми инструментами.
Сзади Continuum имеет midi-порт и интерфейс FireWire для подключения к компьютеру, так что все, что сейчас остается, — ждать, когда Continuum запустят в серийное производство, и надеяться, что он будет по карману большинству музыкантов. Так что имейте в виду. Будущее надвигается быстрее, чем вы думаете. Направление движения технической мысли определилось, и это только начало.
Автор: Дмитрий «Marquize Diabol» Мячин
Источник: dfmo.net
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!