Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить здесь статью? Пишите: main@sub-cult.ru
Bauhaus

В конце 70-х годов XX века отрешённый пост-панк и леденящая душу «новая волна», пришедшая с британских морей, проникли в изогнутые русла кровеносных сосудов и заиграли под кожей уязвимых музыкантов в ритме готик-рока. Новый музыкальный жанр проложил путь к формированию готической субкультуры, которая по сей день продолжает пользоваться популярностью среди андеграундной молодёжи и авторитетных адептов мрачной эстетики.

Имя готик-рока

Впервые термин «gothic rock» прозвучал на телеканале BBC в 1978 году, когда взыскательная аудитория услышала глубокий вокал солиста группы Joy Division под протяжные риффы и уверенный драм. В переводе с английского языка слово «gothic» буквально означает «грубый, жестокий», что резонирует с образами упадка, смерти и меланхолии, из которых складывался лейтмотив «dark-культуры».

Bauhaus, сингл Bela Lugosi’s Dead. Обложка и задняя сторона. Small Wonder Records, 1979

Спустя год новоявленный термин получил вторую жизнь благодаря газете New Musical Express при описании сингла группы Bauhaus «Bela Lugosi’s Dead». В центре внимания британского коллектива оказался легендарный актер Бела Лугоши, который воплотил на экране хрестоматийный образ графа Дракулы. Объявив о смерти Бела Лугоши, группа Bauhaus фактически провозгласила рождение готик-рока и прочно связала готическую субкультуру с вампирской романтикой. А кадр из немецкого фильма «Кабинет доктора Калигари» на обложке сингла «Bela Lugosi’s Dead» определил внешний облик готических музыкантов: бледная кожа, чёрная одежда и выразительный макияж.

Предвестники готического рока

Готик-рок зародился в Великобритании, однако его история уходит корнями за Атлантический океан. В середине 60-х годов на американской сцене успешно выступала группа The Velvet Underground, которая стремилась обнажить тёмные стороны человеческой натуры.

«Вряд ли можно описать их звучание словами, однако иногда создавалось ощущение, что в них присутствует чуть ли не сам Сатана», — пишет Лиллиан Роксон в «Энциклопедии рока».

В начале 70-х годов британский рок-певец Дэвид Боуи с головой погрузился в бешеную энергетику костюмированного глэм-рока и написал культовый альбом «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and The Spiders from Mars». Герой Дэвида Боуи сыграл важную роль в определении готического стиля: беспокойный провокатор, одержимый внешностью и революцией. Если эстетика глэм-рока подарила готам визуальную концепцию, то музыкальным вдохновением готик-рок обязан берлинским альбомам Дэвида Боуи («Low», «Heroes» и «Lodger» (1979) и Игги Попа («The Idiot» и «Lust for Life»). В их звучании всё чаще проскальзывала электронная обработка, которая позволяла убедительно рассказывать о саморазрушении, депрессиях и безысходности.

Дэвид Боуи, обложка альбома «Low». Virgin Records US, 1977. Игги Поп, обложка альбома «The Idiot». RCA, 1977

К лету 1977 года утвердился окончательный состав группы под благозвучным названием Joy Division. Во времена Третьего рейха «дивизиями наслаждения» называли бордели при концлагерях. Они предназначались для немецких солдат и привилегированных заключённых. Очевидно, что за внешне безобидным названием солист группы Йен Кертис спрятал душевную борьбу, присущую истинным адептам готической субкультуры.

Депрессивные мотивы насквозь пронизывали творчество Joy Division. Музыканты увели на задний план вокал и ударные, благодаря чему создавалось ощущение, что мелодичный голос звучит как будто из загробного мира. В сентябре 1979 года в эфире шоу ВВС основатель известного лейбла Factory Records Тони Уилсон назвал этот оригинальный звук готическим.

Рассвет на темной сцене

В начале 80-х годов XX века на мрачной сцене Западной Европы появилось множество коллективов, которые совершили переворот как в музыкальной, так и в модной индустриях. И хотя ребята из культовой группы Siouxsie and The Banshees всегда отрицали свою принадлежность к готике, их влияние на субкультуру оказалось колоссальным. Экстравагантная вокалистка Сьюзи Сью умело сочетала в своих образах эстетику викторианской Англии с провокационной атрибутикой. Растрёпанные волосы, театральный макияж, шифоновые платья и кожаные нарукавники — Сьюзи была героиней современного декаданса.

Lynn Goldsmith / Siouxsie Sioux, NYC, 1980

В текстах Siouxsie and The Banshees прослеживается осмысленный драматизм: музыканты не просто воспевают меланхолию, а размышляют о неизбежной смерти и душевной пустоте. Возможно ли преодолеть эту боль? Как разорвать порочный круг? Участники группы хотели сделать акцент на романтических переживаниях, а не на траурной мишуре, с которой часто ассоциировали готическую субкультуру.

На разогреве у Siouxsie and The Banshees начали выступать музыканты из британской рок-группы The Cure, которая достигла огромного коммерческого успеха за всю историю своего существования. Бессменный фронтмен Роберт Смит не только писал проникновенные тексты для The Cure, но и был гитаристом The Banshees после ухода Джона Маккея. Тягучие, словно крахмальный сироп, элегии были пропитаны страстным желанием и невосполнимой утратой. Песни The Cure погружали в гнетущую атмосферу и как будто окутывали слушателя густым туманом. Легендарная композиция «Burn» стала главным саундтреком мрачного боевика «Ворон», на съемках которого произошла страшная трагедия — исполнитель главной роли Брэндон Ли получил огнестрельное ранение и скончался через несколько часов.

«Смерть Бела Лугоши» стала своеобразным манифестом готического рока. В начале 80-х годов группа Bauhaus отправилась в мировое турне в поддержку нашумевшего сингла. На разогреве у Bauhaus выступал молодой, но амбициозный проект The Birthday Party, лидером которого был Ник Кейв. Вокалист предложил свою интерпретацию религиозных образов в музыкальном искусстве, благодаря чему католическая тематика основательно пустила корни в готическую субкультуру. В 1981 году выходит клип на песню «Nick the Stripper», в котором Ник Кейв предстаёт перед зрителем с надписью «HELL» на груди. В клипе изображены сцены жертвоприношения и распятия.

Вдумчивые тексты вкупе в акустической аранжировке вдохновили Эндрю Элдрича, солиста группы The Sisters of the Mercy, на философские размышления и гипнотические ритмы. Глубокий каменный вокал Элдрича прекрасно гармонировал с синтетической обработкой, для создания которой музыканты использовали драм-машину. Это стало настоящим прорывом в мире готического рока.

Batcave: альма-матер готического рока

В 1982 году в Лондоне открылся ночной клуб Batcave, который стал культовым местом в истории готики. Здесь регулярно проводились тематические концерты и вечеринки, собирались представители лондонской дарк-сцены, которая не осталась без внимания журналистов.

С расцветом Batcave по всей Великобритании начали открываться похожие клубы. В Batcave выступали преимущественно группы Specimen, Sex Gang Children, Alien Sex Fiend, Play Dead и несколько менее известных команд. В апреле 1984 года там отыграли концерт американцы Christian Death.

Со временем ночной клуб превратился в место паломничества туристов. Популярность готической субкультуры постепенно сошла на нет, уступив дорогу другим музыкальным новшествам. Batcave закрылся в 1986 году, но навсегда оставил о себе память как о зарубежном ночном клубе, в котором процветала истинная готика.

Eric Webb / Batcave

Сегодня готическая музыка представлена широким многообразием оригинальных жанров: готик-метал, синт-готик, дарк-фолк, дарк-эмбиент и т.д. И кто бы ни был прародителем готик-рока, бунтарский Bauhaus или гротескная Сьюзи Сью, одно известно точно: музыкальный жанр никогда бы не возымел такую популярность и не перерос в целую субкультуру, если бы не нашёл отклик в миллионах мрачных сердец.

Превью: Sheila Rock / Bauhaus

Подробнее о готической субкультуре читайте в нашем материале «Субкультура готы: вчера, сегодня и завтра».

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

18+
Яндекс.Метрика