Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите заказать фоторепортаж? Пишите: main@sub-cult.ru
«Грустные песни для уставших людей» в Петербурге

1 апреля в Санкт-Петербург наконец-то прибыла группа «Операция Пластилин», чтобы отыграть обещанный еще год назад концерт. Концерт всё-таки состоялся – сидячий. И это не первоапрельская шутка. И да, фото на превью – с другого концерта, вчера мы не снимали.

В этом тексте вообще не будет фото с шоу. Для любителей книжек с картинками – у нас есть и другие репортажи. Да и вообще, репортажа как такового здесь тоже не будет, так как всё описание действа, развернувшегося на просторах «А2» в этот апрельский четверг, займет ровно одно предложение: тамбовская рок-группа «Операция Пластилин» сыграла петербургской публике альбом «Грустные песни для уставших людей» и несколько старых хитов со сцены клуба «А2». Всё. Это событие интересно и показательно по другим причинам.

Начать стоит с предыстории, ситуации почти годовалой давности, когда мир только-только начал понимать масштабы угрозы COVID-19 и принимать ограничительные меры. Весенний концерт «Операции Пластилин» 2020 года метко попал ровно в самый разгар ограничений: тогда никто толком не понимал, сколько времени концертные площадки будут пустовать и что вообще происходит. Концерт был перенесен. На ноябрь, на вторую волну заболеваемости. А потом – перенесен еще раз.

И вот, концерт наконец-то состоялся, запоздав на целый год. И оказался абсолютно не тем концертом, который готовили «Операция Пластилин» и который ждали в Петербурге: сидячим.

«Друзья, мы понимаем, что сидячий рок-концерт – это полный п***ц. Мы себе это слабо представляем и очень сильно переживаем. Но так как сделать с этим ничего нельзя, остается верить, что вы сможете отлично провести время завтра даже несмотря на вынужденные ограничения, а мы в ответ сможем раскачать вас и добавить эмоций в серые пост-пандемические будни, которых хватит до следующей нашей НОРМАЛЬНОЙ встречи», – прокомментировала ситуацию группа перед шоу.

Что называется, «все всё понимают», но лучше от этого не становится.

Перенесенный дважды концерт с самого начала выглядел странно. Первое, что бросилось в глаза – отсутствие очереди на входе в «А2». Не было людской змейки от самой Карповки, пропали фарцовщики с мерчем и «подписанными» плакатами. Люди скапливались только у самых дверей – и то потому, что запускали дозированно. Об этом тоже, кстати, поговорим. Дальше – больше. Измерение температуры вошедшего в случайном месте на теле (куртка тоже считается), выдача еще одного билета – уже посадочного, с указанием конкретной табуретки. И, наконец, кульминация. Стулья.

Заставленный стульями «А2» – печальное зрелище. У человека, видевшего арену живой, наполненной счастьем, слэмом и танцами, это вызывает чернейшие ассоциации: веселого когда-то парня, который заболел и встречает близких робкой улыбкой из-под капельницы; застывший в поле ржавеющий самолет, который уже вряд ли полетит; внезапно постаревшего чувака, который теперь предпочитает держать рюкзаки своих друзей, пока те прыгают в мош. Конечно, всё это избыточно: концерт – не более чем концерт. Но мрачняк вокруг концерта «Операшки» – нечто как будто бы невозможное и чужеродное.

Само по себе расположение стульев смутило ничуть не меньше. Приставленные вплотную друг к другу миниатюрные табуретки в количестве пары тысяч штук (и ни в одном, скорее всего, не было бриллиантов мадам Петуховой) заставили расположиться гораздо плотнее, чем если бы их не было. Зачем они были нужны? Потому что так надо. Потому что такие правила. Ни в коем случае не потому, что так безопаснее. Нет, правда, убрать стулья – и всем хватило бы места стоять свободно. И танцевать тоже. Может, не так размашисто, как на это видео, но все же.

Более подробно перед началом шоу о правилах поведения на первоапрельском концерте «Операции» рассказал директор группы Евгений Соловьев. В красках высказав свое к ним отношение, он отметил, что стоять в зале все-таки можно – у баров, например. И уже к середине гига у входов на танцпол и у стоек собрались вынужденные и невынужденные толпы: одним хотелось пивка за пятихатку, другие просто устали сидеть на месте под панк-рок. Как водится, суровость российских законов издревле компенсируется необязательностью их исполнения, что в контексте выступления «Операции Пластилин» выглядит особенно абсурдным.

Концерт мог бы быть классным. «Операция Пластилин» совсем недавно выпустили свежую пластинку «Грустные песни для уставших людей» – как всегда, очень и очень приличную – и, добавив в сет-лист десяток самых мощных треков из прежних релизов, могли бы сделать то, что делали всегда до пандемии: оставить после себя истоптанный, раскаленный танцпол, конденсат на стенах и запас эмоций и впечатлений на неделю вперед. Слова «Вы посидите, а мы потанцуем за вас» – лукавство. Нет, не потанцуете. Как и мы за вас не сыграем. Любое выступление артиста перед публикой – это обмен энергией. И если речь не идет об академической музыке или чем-то подобном, энергия со стороны зала осязаема и вещественна. Актер театра во время спектакля черпает драйв в восторженной тишине. Рок-музыкант – в буре на танцполе. Это прекрасно понимают обе стороны, что метко отразили в песне «Честный обмен» Anacondaz: «Я тебе – п***ц на сцене, ты мне – п***ц в зале». И когда из этого уравнения выпадает одна из переменных, чуда не происходит. И в этот раз не произошло.

И это не вина «Операции Пластилин», ни в коем случае.

«Операция» сделала всё, что смогла – отрывались на сцене как в последний раз. И новый альбом, и старые песни – все звучало искренне, убойно, юно. Просто под эти песни нужно танцевать. Танцевать, слэмить, кружиться в серкле, взмывать вверх в неловких попытках постейджайвить. Целоваться, любить – и взмывать еще выше над этим бушующим морем. Но не 1 апреля 2021 года.

Виноваты здесь, пожалуй, полумеры. Те самые компромиссы между здравым смыслом и официальными постановлениями. Провести сидячий рок-концерт, который уже вряд ли кому-то нужен – компромисс сродни выбору в качестве фильма на вечер «Защитников» после того, как вы не смогли договориться, что круче: «Мстители» или «Лига справедливости». Он не был безопаснее, он попросту был плох и здорово отдавал абсурдом. Тем же пахнут ограничения на вход в торговые центры: сказано, чтоб людей в ТЦ было меньше, и плевать, что перед дверью будет очередь. Тем же пахнет всё остальное: надевание перчатки на кассе перед тем, как расплатиться с помощью собственного смартфона; измерение температуры полудохлыми термометрами перед визитом в общественные места; сокращение количества поездов – чтобы не ездили? Перечислять можно бесконечно, в конце концов мы упремся в некомпетентность тех, кто решил, что должно быть именно так.

Есть, конечно, и плюсы сидячего рок-концерта. Никому не отдавили ноги. Никто не ушел с синяками и не потерял на танцполе ценные вещи. «Прайд» не испортил никому настроение, выдав свой перформанс когда не надо, как это обычно происходило раньше, до пандемии. В остальном – мрак. Существует мнение, что честнее было бы не проводить концерт вообще. Отчасти, наверно, так и есть. Но только отчасти. Нам всем нужно понимать, что без концертов – даже таких – индустрия совсем зачахнет, а наши любимые группы столкнутся с тяжелейшими финансовыми проблемами. И что на таких концертах не будет того, ради чего вы ходили на них раньше. Нам остается только надеяться, что рано или поздно это закончится и поддерживать ребят, которые приезжают и выкладываются на сцене несмотря ни на что.

«Операции Пластилин» – спасибо за то, что круто отыграли обещанный концерт. Кате Княжевой – спасибо за великолепную «Дом на дереве». Толе Цареву – поздравления с рождением сына. Свобода, любовь, мир.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика