Этот год стал особенным для петербургского кинофестиваля «Послание к человеку». Ещё за неделю до старта всё шло своим чередом, пока правительство города не ввело нерабочие дни одновременно с временем проведения фестиваля. Следующие пару дней стали для организаторов кинофестиваля адом, но вместо того, чтобы всё перенести или отменить, они перевели «Послание к человеку» в гибридный формат. О том, как он прошёл, читайте в репортаже Кирилла Саликова.
29 октября
Первый и единственный оффлайн-день фестиваля оказался максимально насыщен событиями. Половина всех программ проходила на больших экранах шести разных площадок: от студии Ленфильма до книжного магазина «Все свободны». Посмотреть всю фильмотеку было физически невозможно, но из-за этого кинематографический опыт каждого зрителя становился уникальным.
В то время как для журналистов фестиваль начался только в 12 часов дня, для зрителей он открылся на «Лендоке» уже с утра. Целый день Санкт-Петербургская студия документальных фильмов показывала фильмы из национального конкурса, причём совершенно бесплатно. Первой картиной, которая открыла пятидневный марафон фильмов со всего мира, стала документалка Владимира Головнёва «Дальний план».
Источник фото: Кинокомпания Игра
«Дальний план» — удивительный пример государственного заказа, в котором не чувствуется никакой конъюнктуры. Фильм показывает жизнь работников провинциальных кинотеатров, похожую на типичную историю «маленького человека»: каждый из этих людей мечтает о чём-то большем, но всегда есть препятствия. Больше всего вызывает симпатию герой второй новеллы, снимающий свой сериал на телефон и пишущий рэп. После сеанса режиссёр расскажет, что тот отказался от вакансии в сфере кино и сейчас снимает уже второй сериал (первый удалил). И в целом, несмотря на то, что фильм действительно пытается показать достижения кинофикации в России, в кадре проносится разруха и низкий уровень жизни населения слоном в посудной лавке. Из-за этого возникает вопрос о необходимости современных кинотеатров там, где современность лишь по касательной взаимодействует с окружающим. «Дальний план» — один из сильнейших впечатлений от фестиваля.
Следующем пунктом назначения стал «Дом кино». Небольшой зал наполнился журналистами, организаторами, кураторами и режиссёрами. Президент фестиваля Алексей Учитель ходил по залу против часовой стрелки и давал интервью разным журналистам. Затем все собрались в крошечном Синем зале с тусклым светом, где началась пресс-конференция. Несмотря на закрытые границы, жюри фестиваля оказалось весьма космополитичным: за одним столом сидела русская мультипликаторка Наталья Дабижа, сербские режиссёры Срдан Голубович и Горан Радованович и венгерская режиссёрка Агнеш Кочиш. Самой загадочной личностью оказался Зигфрид — человек без фамилии, места рождения и определённого рода деятельности. Он музыкант, выступающий по всему миру, и режиссёр, снимающий фильмы каждый раз в новой стране. Его последняя картина «Бенгальские вариации», представленная в этот же день в кинотеатре «Родина», была снята в Индии. Ещё больше Зигфрид поразил, когда начал делиться впечатлениями о фестивале на ломаном русском с сильным французским акцентом, из чего можно было понять, что «всё круто». Не согласиться с ним сложно. Но самые важные мысли озвучила Наталья Дабижа:
«Если говорить, что может сейчас помочь людям, мне кажется, это вечная тема — любовь. Любовь ко всему, что сопровождает жизнь: любовь друг к другу, любовь к природе, любовь к животным. Только это может противостоять сегодняшнему негативу, который распространён везде»
Источник фото: Евгения Демченко
Когда конференция закончилась и многие перешли в другой зал ради премьеры Радовановича «В ожидании Хандке», я остался в том же Синем зале, чтобы посмотреть «За поворотом реки». Это документалка Шэнцзэ Чжу про её родной город — Ухань — и по совместительству самый ненавистный город последних двух лет. Смотреть подобное кино не самый лёгкий процесс, так как фильм представляет из себя набор общих планов, сменяющихся каждые пару минут. На протяжении сеанса люди уходили из зала, а мужчина по соседству и вовсе уснул на середине фильме. А ведь эта картина была отмечена на Берлинском кинофестивале. Но это не просто хроника жизни одного китайского мегаполиса. Периодически на экране появляются своеобразные послания людей своим ушедшим близким, которые умерли от коронавируса. Эти сентиментальные ностальгические послания вместе с городскими ландшафтами живого города (большая часть фильма снята до пандемии) создают ощущение тоски по временам, которые уже начинаешь потихоньку забывать. Но «За поворотом реки» заканчивается на мажорной ноте композиции Scream For Life первой уханьской панк-группы SMZB. Как бы оставляя надежду на скорые перемены к лучшему.
Не рассчитав времени, пришлось стремглав бежать в кинотеатр «Аврора» на фильм-открытие. В большом зале, похожем на театральный, показывали новый фильм Франсуа Озона «Всё прошло хорошо», который ранее участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля. Драма об эвтаназии смело рассуждает на щекотливую тему смерти и тонко над ней подшучивает. Хоть после цветастого «Лето’85» новая работа Озона смотрится будто бы проще, но на деле смелости и эпатажа во «Всё прошло хорошо» куда больше. Подобная тема в кино по-прежнему затрагивается редко, и хорошо, что картина выходит в российский прокат уже 9 декабря.
Источник фото: Послание к человеку
Было уже семь вечера, когда на новой сцене Александрийского театра собирали гостей для церемонии открытия. Параллельно с этим на шести площадках Петербурга до сих пор проводили показы фильмов. Они продолжались до полуночи, пока нерабочие дни не вступили в силу. Новая сцена выглядела как полная противоположность большого пышного Александринского театра: тёмный зал, партер с шестью рядами и пустое чёрное пространство, напоминающее скорее репетиционный зал. В начале церемонии вышел режиссёр Пётр Шепотинник и представил документальный фильм про фестиваль «Послание к человеку». Сорокаминутная картина достаточно полно рассказала о ключевых моментах истории фестиваля от даты его основания до прошлого года. Посмотреть документальный фильм, как и запись всей церемонии, можно на записи прямой трансляции кинофестиваля.
Сама церемония была яркой и красивой. Танцевальный перформанс со световыми проекциями позволил устроить грандиозное шоу. После него были представлены жюри всех конкурсов и кураторы. Присутствие якутского режиссёра Владимира Мункуева в жюри являлось важной частью признания якутского кинематографа: начав с победы фильма «Пугало» на Кинотавре в прошлом году, якутские картины вышли из своего пузыря и стали достоянием общественности. Кроме того, в конкурсе «Послание к человеку» участвовала короткометражка «Край безвестной дали», снятая якутом Айаал Адамовым.
Источник фото: Послание к человеку
Последней частью церемонии стал концерт группы Billy’s Band. Кабацкий медленный ритм-энд-блюз группы не близок мне, но между песнями Билли Новик постоянно упоминал родное Купчино, что грело душу. Собственно, в Купчине мне и предстояло провести оставшиеся дни фестиваля, сидя с ноутбуком на кровати и смотря фильмы фестиваля.
Выйдя из театра в 10 вечера, я прогулялся по вечернему Петербургу. Город праздновал свои последние часы перед закрытием на неделю. На оживлённой улице Рубинштейна было, как всегда, много народа. Большинство оделось в костюмы в преддверии наступающего Хэллоуина. Это был последний людный вечер города.
30 октября — 3 ноября
Следующие дни стали для фестиваля первым опытом полного перехода в онлайн-формат. На платформе NonFiction ежедневно обновлялась фестивальная программа, которую можно было посмотреть на протяжении суток. У подобного формата есть множество плюсов. Во-первых, достаточно широкие временные рамки, благодаря которым можно самому придумать себе чередование просмотра фильмов в свободное время. Во-вторых, бесплатный десятидневный период для новых пользователей платформы.
Но, к сожалению, такой формат имеет и свои недостатки. Магия кино, о котором так много говорят режиссёры старой закалки, было полностью убито домашней обстановкой и небольшим экраном ноутбука. Но самой главной потерей стало то, что из-за проблем с авторскими правами не все фильмы «Послания» оказались доступны зрителям. Так, самый ожидаемый фильм и в конечном счёте главный фаворит фестиваля «Бабий Яр. Контекст» Сергея Лозницы так и не показали ни в каком формате.
Источник фото: Кирилл Саликов
Все эти пять дней слились в один большой киносеанс с перерывами на сон и учёбу. Посмотреть всё было практически невозможно, потому что каждый фильм носил в себе слишком много информации. И устраивать марафон всей фестивальной программы равнялось выгоранию на третий день просмотра. Параллельно с этим во ВКонтакте проводились трансляции с создателями картин, на которых можно было узнать также много важной информации о процессе создания фильмов.
Самое сильное впечатление на меня произвёл национальный конкурс и, в частности, фильм Виталия Акимова «Мальчик». Из всех картин про российскую деревню самым эмоциональным стала именно эта чёрно-белая документалка про мрачный мир русской провинции. Центральный герой здесь — десятилетний мальчик, легко рассуждающий на тему любви, бога и смерти, пока его семья медленно спивается. Именно эти философские, местами пьяные разговоры и делают «Мальчика» Акимова одним из сильнейших фильмов «Послания».
Источник фото: Виталий Акимов
Заключительным днём стало 3 ноября (изначально планировалось устроить показы фильмов лауреатов на следующий день, но не сложилось), когда объявили победителей фестиваля. Не со всеми выигравшими картинами удалось ознакомиться, так что будем ожидать официального релиза на стриминговых сервисах.
XXXI кинофестиваль «Послание к человеку» состоялся — и это главное. Несмотря на ограничения и компромиссы, фестиваль всё же смог показать немало выдающихся документальных работ. Будем надеяться, что следующий год не подкинет таких сюрпризов и самый крупный кинофестиваль Петербурга будет таким же масштабным, каким был раньше.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!