Present Perfect Festival 2017, проводимый в Петербурге в этом году, уже в третий раз разросся до небывалых трех дней с несколькими местами действия, образовательной программой, открывающим событием, клубными пре-пати, многочасовым основным марафоном и афтепати для самых стойких. Фестиваль электронной музыки и современнного искусства (знающий человек в этих словах видит «рейв с эффектными инсталляциями») собрал воистину европейский лайн-ап, и даже открывающее мероприятие, прошедшее в пятницу вечером, позволило бы иным организаторам нацепить громкий и столь желанный ярлык «фестиваль» на афиши одного только этого события.
Пришедших в предвкушении главной ночи во дворик центра дизайна Artplay ожидали выступления sci-fi-электро-коллектива Dopplereffect; ветеранов индастриал и пост-панка, променявших гитары и аналоговые синтезаторы на несколько макбуков, Clock DVA; и любимца критиков, экспериментального музыканта из Британии, Actress. Небольшой коридорчик с парой барных точек, парой снек-фургонов и сценой в конце выглядел, как демо-версия предстоящего откровения. Все артисты отыграли добротные программы, сопровождавшиеся стильными визуальными рядами, но светлое время суток не очень способствовало восприятию «ночной» музыки, и было видно, что далеко не все пришедшие знают, что же им тут делать, а заметно перегруженный низкими частотами звук вызывал в иные моменты желание удалиться от сцены как можно дальше.
Основное событие, по традиции уже развернувшееся в музее стрит-арта, почти всю продолжительность, а это около 20-ти часов, сопровождал дождь различной степени интенсивности. Территория, расположенная на краю города, встречала посетителей яркими артами, инсталляциями, а от обилия всего, что открывалось взору и маняще светилось неоном, захватывало дух. Уж здесь-то будет кого послушать и что посмотреть. Пять сцен, одна из которых - это легендарный клубный проект Boiler Room, кочующий по всему миру, площадки для отдыха, просмотра кино, обзора и все такое прочее.
Привычную большую сцену с роскошным мэппингом ужали до довольно скромной угловой, пусть и заставленной экранами со всех сторон. Обусловлено ли это было соображениями экономии, или же стратегическое ее расположение, при котором большая часть звука ударялась о стену, покрашенную под Зимний дворец, тем самым поглощая волны, которые могли бы побескокоить спящий город, осталось неизвестным.
К моему прибытию в ночи публику, не испугавшуюся дождя развлекал DJ Pierre, американский продюсер, одна из ключевых фигур в хаус-музыке с начала 90-х. Немного поплясав под кислотные мотивы, я был вынужден раскрыть зонт, ведь дождь ускорился. В надежде скрыться от стихии, я походил по площадкам спонсоров, для попадания на которые, вероятно, подписался на кучу спама и оценил эффектные визуальные решения. На сцене Boiler Room, которая действительно была жаркой, установили фантастическую инсталляцию, состоявшую из нескольких десятков лазеров, отделявших сцену от артистов. В этот самый момент в «котельной» зажигал ghetto-tech мастер DJ Godfather.
На главной же уже стартовал сет Daniel Avery, автора отличного fashion-техно релиза Drone Logic (2013), звучание которого напоминает об индустриальных декорациях, но при этом обладает отполированностью и некой гламурностью. Начав с мотивов, знакомых по упомянутой пластинке, вскоре он ушел в прямое и примитивное техно, из которого больше уже не возращался до самого конца выступления. Простояв зачем-то до самого финала на смотровой площадке, я вновь пошел к фуд-корту. В это время кто-то что-то играл на экспериментальной сцене (это было техно), а на Garden площадке, эффектно украшенной зеленью, было не протолкнуться во время выступления Move D.
Хотелось еще дождаться диско-хаус мастерицу The Black Madonna (сольные записи типа Stay у нее очень приятные) и немецких техно-ветеранов Atom(tm) & Tobias, но, оценив свои возможности и ощупав пустые карманы на предмет токенов (фестивальная валюта), потраченных в баре, а также приняв отсутствие средств, на которые эти токены можно приобрести, я побрел на выход. В общей сложности я провел на фестивале около шести часов. Вечеринка же продолжалась до полудня, а ближе к вечеру самые неудержимые отправились в Мачты, где музыка звучала еще почти сутки.
Резюмируя, хочел бы сказать, что очень отрадно видеть возрождение рейв-сцены, наблюдаемое в последние годы, особенно с учетом того, что происходит это в цивилизованной, эдакой арт-форме, когда масштабы и лайн-апы фестивалей типа Present Perfect, Gamma и других приятно удивляют. Но, раз за разом покупаясь на слова «современное искусство», «аудиовизуальное искусство», «медиа-арт», и прочие, мелькающие в анонсах, я надеюсь увидеть на них и что-то нестандартное, менее форматное, тот самый «арт». Танцы — это прекрасно, они продают билеты, и те, кто пришел сюда именно за этим, получают свое сполна. Но, казалось бы, имея в распоряжении пять сцен, можно представить на них все разнообразие электронной музыки. Вновь и вновь заполняя их на 90% техно разной степени абразивности и хаусом, организаторы отсекают ту часть аудитории, которая знакома с другими жанрами и устала от перегруженной прямой бочки.
Существует множество артистов, делающих с электронным саундом интереснейшие вещи, причем многие из них не просто стоят, задумчиво склонившись над ноутбуками. И именно таких людей хочется видеть где-то в удаленном уголке, когда ноги и голова уже устали от бесконечной долбежки. Если уж мы не говорим о чем-то экспериментальном, не повредил бы даже банальный чиллаут, где можно было бы отдохнуть под крышей, развалившись на бин-бегах. А еще вот этот дождь, да? Можно ли было как-то укрыть публику перед главной сценой, тем самым заодно и разгрузив другие площадки от обилия слушателей? Мне, как и многим другим, он особо не помешал, но в соцсетях нет-нет, да и проскакивают отзывы огорченных посетителей, и их реакция понятна.
В общем и целом Present Perfect Festival 2017 удался как яркое и масштабное мероприятие, где было на что посмотреть и кого послушать. Но как и всегда с отечественными событиями, организаторам есть куда стремиться и что улучшить. Всего-то надо чуть разнообразить лайн-ап, да создать более комфортные условия пребывания гостей, и, вот он, тот самый европейский уровень.
Организаторы выражают благодарность гостеприимному партнеру - DOM Boutique Hotel, в котором жили артисты фестиваля.
Фоторепортаж: Любовь Кравцова
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!