Попытка описать трехдневный финский фестиваль Flow, билеты на который я приобрел еще за полгода, приводит к англицизму «шоукейс», то бишь, смотр. В нашем случае, смотр, не побоюсь этого словосочетания, популярной культуры, музыкальный срез на 2017-й в мировом масштабе, без ограничения жанровыми рамками. Десять сцен охотно вместили множество рок-исполнителей (поп-рок, психоделик-рок, инди-рок, был даже метал), электронщиков всех мастей (техно, хаус, чиллаут, экспериментал, live выступления и сеты диджеев), хип-хоп / r'n'b / соул артистов, джазовых творцов из различных эпох, инди-исполнителей с акустической гитарой, и даже для тех, кто не вписывался в достаточно широкие рамки самого фестиваля, нашлась своя сцена. Пространство было наполнено и всевозможным артом: арт-объектами, видео-исталляциями, живописью, принтами и т.д, которые дополнительно его оживляли и вызывали желание исследовать. Всего за три дня по данным организаторов Flow, его посетили 75000 человек из самых разных уголков планеты.
Выйдя с товарищем пятничным вечером на станции метро Sornainen и встроившись в плотный поток людей, несших в руках тару с напитками всевозможной крепости, мы уже не имели возможности заблудиться в незнакомом Хельсинки. Вскоре билеты заменены на красивые тряпочные браслеты и вот, мы уже стоим в очереди на вход. Вокруг множество дружелюбных людей, разговаривающих на десятке языков, но к каждому из них можно подойти и найти общий - английский. На первый день мы шли с двумя четкими целями: увидеть одного из самых главных электронных музыкантов 90х-2000х, британца Aphex Twin и распиаренную ретро-диву Lana Del Rey, жертвами просчитанного менеджерами очарования которой мы стали несколько лет назад. Оказавшись на территории фестиваля и прикинув, сколько времени нужно, чтобы заглянуть в каждый его уголок, пройдя мимо главной, где выступал Young Thug, мы двинули к Lapin Kulta stage - большому крытому шатру.
Здесь еще за 40 минут до появления Aphex Twin (так или иначе, вы с большой вероятностью видели его лютейшие клипы типа Come To Daddy) уже начала собираться наиболее предусмотрительная и преданная британцу публика. Я слушаю его лет с 16-ти лет, и хотя c некоторых пор не жду ни от кого из музыкантов чудес, и, потому и не разочаровываюсь, все еще оцениваю Ричарда Ди Джеймса, как очень приятную и интересную фигуру на экспериментальной электронной сцене. 200 бесплатных неизданных треков на Soundcloud, такое трудно не оценить и забыть. Понятное дело, главные его подвиги позади, но я должен был увидеть Aphex Twin хоть раз, хотя бы чтобы поставить галочку.
Минут за десять до заявленного начала на сцене появился сам Ричард, явно воодушевленный происходящим, людей же тем временем набрался уже целый огромный шатер. Два часа его сета вместили множество стилей электроники, как авторской, так и повзаимствованной у других артистов: всевозможный эсид, аналоговое ретро-звучание, старый добрый IDM, беспощадное техно и т.д. Диджеил ли он полностью, или что-то играл живьем, не имело значения. Подбор треков был очень эклектичный, а оказаться среди людей с сияющими лицами, многие из которых, как и мы пришли увидеть легенду живьем впервые, дорогого стоило.
Визуальная часть, состоявшая из множество лазеров, стробоскопов, прожекторов и экранов отлично аккомпанировала звучащему в колонках. Все то беспрестанно мелькало, вращалось, буквально расстреливало довольную публику. На самих экранах были использованы несколько визуализаций, сделаных со вкусом и юмором, особенно понятным фанатам: зрителей то снимали в реальном времени, а потом "накладывали"
им на лица те самые гримассы Aphex Twin, то комичным образом (в духе промо-фото альбома Syro) преображали лица участников фестиваля (то есть, тех, кто выступает на нем), персонажей фильмов и прочих знаменитостей.
Сет и не думал заканчиваться (планировалось два часа), но вдоволь повеселившись, мы были вынуждены пробуриваться от самой сцены через всю публику, чтобы суметь хоть одним глазком глянуть на Lana Del Rey. Дива вышла на стилизованную неоновыми огнями и красным занавесом сцену, кокетливо и наигранно поправляя то волосы, то чулки, а ее брендированное Adidas одеянье (да, с тремя полосками) мы оценили как нечто за гранью добра и зла, но вскоре смирились. На протяжении полуторачасовой программы половину сетлиста занимали песни с первого ее альбома Born To Die (2012), которые и вызывали наибольший отклик у слушателей. Я и сам провел 2013-й под Born To Die, распространяя его в своем окружении, как болезнь, поэтому спеть эти композиции вместе c Ланой и публикой, знавшей их наизусть было большим удовольствием. Summertime sadness, Born to Die, Blue Jeans и прочие. Сама же Лана оказалась отчасти фейком, отголоском созданного и просчитанного образа.
Действительно, на записях она звучит лучше и интереснее, на сцене же использует всяческие хитрости, чтобы не брать высокие и долгие ноты, отдает часть песен бэк-вокалисткам, публике, иногда даже откровенно фальшивит. Но это любимый фейк, которому прощается многое. Альбом Born To Die, с которым связано множество волнительных воспоминаний со мной навсегда, а ее концерты... пожалуй, одного мне пока хватит. Барышни в веночках и юноши, оказавшиеся в первых рядах, явно занимавшие места у сцены не меньше чем за час, явно не разделяли ход моих мыслей: для них Лана - богиня, объект поклонения. В какой-то момент на сцену неожиданно выскочил парень, который просто схватил и обнял певицу и не отрывался до тех пор пока его не утащили за сцену секьюрити. В этом безумном поступке было свое очарование. Но отзвучала последняя песня Off to the races, которую ансамбль Ланы превратил почти что в пост-рок, и мы умиротворенно двинулись на выход с ощущением того, что программа на сегодня выполнена.
Продолжение следует.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!