Более десяти лет зал ожидания Варшавского вокзала встречает не пассажиров, а покупателей. Вокзал уже давно стал историей. А «Зал Ожидания» – легендой. Хотите узнать почему? Об этом и не только в интервью нашему порталу рассказал Олег Бесовский – владелец одноимённого клуба.
- Здравствуйте, Олег! Расскажите, как проходит Ваш рабочий день?
- Выспался, поехал в клуб… Чтобы хорошо поработать, нужно выспаться. Когда ты занимаешься любимым делом, очень сложно сказать, что ты делаешь. Ты всё время делаешь то, что тебе нравится. Каждый день что-либо совершенствуешь. Я всю жизнь мечтал этим заниматься и долго шёл к этому.
- Чем Вы занимались до того, как вошли в музыкальную индустрию?
- Первое моё образование не имеет отношения к шоу-бизнесу: мастер сельскохозяйственного производства. Ещё во время учёбы я понял, что это не моё. Я не знал, кто я, пока не свела меня судьба с шоу-бизнесом. Шоу-бизнес – это сложная система отношений внутри этой системы. Можно ожидать всё что угодно, не получить ничего и даже лишиться того, что имеешь. Это не для людей, которые любят стабильность, а для людей-сюрпризов.
- То есть Вы – человек-сюрприз?
- Я бы сказал по-другому о себе. «По вере вашей дано будет вам», - как в Библии написано. Если ты веришь в сказку, она для тебя есть. Если ты говоришь, что её нет, соответственно, её нет. Я могу дополнить: если стоишь перед ямой, а тебе нужно её перепрыгнуть, ты прыгаешь и перепрыгиваешь. А если в голове ты включил себе: «А вдруг я не перепрыгну?». Зачем тогда прыгать? Правильно?
- А что Вам даёт эту веру? Всё-таки Вы ступили на путь риска.
- Мне кажется, самый большой риск – не пробовать заниматься тем, что тебе нравится. Люди, которые любят стабильность, уже рискуют потому, что они не пробуют. Стабильность мешает пробовать. Это выбор каждого: либо ты хочешь стабильно получать определённый «кусок», либо ты не знаешь, сколько тебе отрежут. У тебя будет ничего либо всё.
- Как Вы перешагнули ступень от сельскохозяйственного училища до того, что есть сейчас?
- Когда я понял, что это не моё, я стал искать, кто я? Наверное, мне помогло то, что изначально я творческий человек. Я начинал с того, что писал стихи, искал единомышленников, собирал музыкальные проекты, записывал музыку. Позже столкнулся с тем, что очень мало людей этим живут. С большинством не получалось двигаться дальше, и я начал музыку писать сам. Записывал музыку, показывал её всем. К этому времени я уже перебрался в Петербург, где прошёл по всем площадкам, которые были. Я приходил к директорам клубов и прочих организаций и заведений, приносил диски, спрашивая: «Можно у Вас поиграть?» Я сейчас понимаю, как это было тупо. Я обошёл все клубы, приходил на все радиостанции. Отдавал диск, а там это всё терялось. Я зашёл в тупик: прошёл все клубы, всё что было: от кафешки до самого крупного клуба на тот момент «Red Club». Тогда ещё не было ни «Зала Ожидания», ни «Космонавта», ни «ГлавClub». Больше некуда было идти! Я понял: беда! Я не опустил руки и начал дальше думать. Я поступил в институт культуры и искусств учиться на менеджера-продюсера в сфере шоу-бизнеса. Когда я увидел людей, которые там учатся, я понял: вот они, эти люди, с которыми интересно. Это прослойка людей, которая мыслит примерно так же, как и я. К примеру, в сельском хозяйстве склад ума немножко другой. Есть люди, которые отталкиваются от земли, от фундамента. В шоу-бизнесе отталкиваешься от воздуха, от воды. Параллельно тому, что я учился, появлялись новые знакомства.
Один из первых концертов, который я сделал, был Мистер Малой. Этот концерт я сделал в «Цоколе», тогда (как и сейчас) там Володя Трудов работал. В первый раз я пришёл именно к нему. В какой-то степени ему «спасибо!», он дал мне дорогу в концертную деятельность. И так пошло… Клуб «Цоколь», тогда ещё был клуб «Шум», «Грибоедов»… И так плавно рос опыт на маленьких концертах. Появлялись связи, знакомства, друзья, которые мне помогали. Добрался, наконец, до «Зала Ожидания». Здесь, где мы и сидим, работал Сергей Анатольевич, который со временем и натолкнул на мысль сделать своё концертное агентство. Плавно добрался до «Космонавта», где познакомился с Натальей Леушиной, Михаилом Шурыгиным. Рос уровень концертов. Начиная с маленьких концертов, таких как Мистер Малой, Ёлочные игрушки, Стас Барецкий, плавно подрос до Guano Apes, Cypress Hill, Sum 41… Когда ты занимаешься любимым делом, время летит, не устаёшь. Я могу работать и днём, и ночью… У тебя всё время какие-то дела. А параллельно появляются предложения.
- Расскажите, как Вы стали генеральным директором всеми известной площадки «Зал Ожидания»?
- Я не только генеральный директор, а ещё и владелец клуба «Зал Ожидания». В какой-то степени помогло моё имя, которое я нарабатывал годами: делал хорошие концерты, работал с артистами, с другими организаторами, многие годы никого не подводил. Только кажется, что шоу-бизнес большой. Но в нём все варятся. И если ты будешь косячить, то очень легко из него выпадешь. Тут самое главное – твоё имя. То, что мне досталась эта площадка, в определённой степени спасибо Татьяне Гордиенко. Она вложила сюда свой труд и несколько лет жизни, и ей хотелось отдать площадку в хорошие руки, чтобы «Зал Ожидания» остался живой легендой. И ей спасибо за то, что она выбрала именно меня, а не кого-то другого. Я буду стараться, чтобы «Зал Ожидания» вышел на новый уровень и дал прикурить остальным. Первое время мы работали вместе с Сергеем Анатольевичем. Это единственный человек, который в самом начале во мне увидел огромный потенциал, что у меня есть желание, где-то направлял, подсказывал. Таких людей очень мало, которые готовы тебя учить и наставлять.
- Вы сказали, что «Зал Ожидания» – это легенда. Что легендарного в этом клубе?
- Здесь выступали все великие артисты: Алиса, Би-2, Король и Шут... На тот момент это было единственное заведение, где можно было выступить. Только потом уже появились «А2», «Космонавт» и так далее.
- На сцене «Зала Ожидания» выступали очень многие музыкальные коллективы. По какому принципу сейчас Вы приглашаете музыкантов, которые выступят на площадке клуба?
- Может это немножко эротично… Мы как женщина, а артист – мужчина. Мы, «Космонавт», «Аврора», «Зал Ожидания», девушки, а артист выбирает ту, которая ему больше приглянулась. И дело даже бывает не в гонорарах, а именно в отношении. И если человек не хочет выступать, как ты ни крути, его не заставишь.
- Какие выступления в «Зале Ожидания» Вы сами посещаете?
- Я смотрю на все концерты. У меня нет понятия «плохая» или «хорошая группа», «молодая» или «старая». Я сам пишу музыку, играю и смотрю, что в одном артисте мне нравится, что в другом не нравится. Бывает, к молодым музыкантам (у нас же проходят ещё и фестивали) подходишь, подсказываешь, что улучшить, изменить. Некоторым это помогает. Если бы у Битлов не появился их первый продюсер, который одел их в пиджаки и рубашки, они так бы и играли в обычных пабах. Нужно ещё постараться грамотно подать, чтобы это увидели.
- А Вы сами занимаетесь продюсированием?
- Я по образованию «менеджер-продюсер в сфере шоу-бизнеса». В трудовой книжке написано, могу показать!
- Вы генеральный директор и владелец клуба «Зал Ожидания» – раз, совладелец клуба «А2» – два, директор группы БеZ Б – три. Чем Вы ещё занимаетесь?
- У нас ещё своё концертное агентство, компания «Am Media». Первые концерты я делал в маленьких клубах. Когда ты говоришь, что делал определённый концерт, а тебе отвечают: «Да ладно, ты гонишь?!», я понял, что на каждой афише, по крайней мере, достойного концерта, должен стоять мой штамп. После этого появился логотип «Am Media». Некое подтверждение, что это я. И то я столкнулся с ситуацией, когда ко мне приходят организаторы и говорят: «Мы делали тот-то концерт...». Я говорю: «Дружище, посмотри на афишу, что за логотип стоит». Он подходит: «Ой, да, мы там были на разогреве!..»
Остаётся история, которой раньше не было. Ты пришёл в клуб, снял площадку, сделал концерт, никто не знает, кто ты, что ты. И ты ушёл. У тебя не остаётся ничего после этого. А здесь, помимо самой истории концертов, остаётся легенда о тебе, которую можно рассказать, подтвердить, показать. Когда я впервые приходил в «Зал Ожидания» как организатор или в «Космонавт», первое, что спрашивают: «Что Вы делали?» Если ты ничего не делал, то у тебя и аренда площадки выше, и на тебя немножко морщатся: «ээ, кто ты, что ты?»
- Когда появилось агентство «Am Media»?
- В 2011 году. Изначально, когда были концерты на маленьких площадках, я даже не думал о том, что мне нужно агентство. Я просто делал то, что мне нравится. Сама система привела к тому, что возникла необходимость. Начали подтягиваться разные спонсоры: пиво, сигареты... Это зависит от того, как ты умеешь общаться с партнёрами. Это могут быть и презервативы. Всё что угодно. (Смеётся хитро Александр Зенько – человек, с которым мы работаем все эти годы по Москве). У тебя растёт уровень, появляется необходимость регистрировать в государственных органах ООО или ИП, если хочешь о себе заявить. Это уже уровень, серьёзность твоего отношения к делу. Уже по-другому с тобой общаются.
- Много ли людей в Вашей команде «Am Media»?
- Тут важно не количество людей, а качество! Можно взять десять человек, а можно взять одного, который сделает за двадцать. И тут важно ни где ты учился, а что ты умеешь. К примеру, один человек закончил консерваторию, сыграет на рояле тебе любую композицию, но сидит дома, ничего не делает. А у другого человека, который вообще не умеет играть на рояле, есть желание, у него горят глаза, он садится каждый день и тренируется. Пройдёт год. Кто поднимается выше? Важно действие!
- Может ли существовать концертное агентство без площадки?
- Мы же существовали. У нас сначала появилось агентство, а потом клуб. И тут очень большая разница. Когда у тебя есть клуб, и ты в этом не разбираешься – это одна история. Другое дело, когда мы делали концерты разного уровня, и теперь понимаем, что это такое. Приходя на разные площадки, я теперь знаю, как относятся к артистам. В Москве, Пскове, в куче городов, в том же Питере я знаю плюсы и минусы каждой площадки, в том числе «Зала Ожидания», «Космонавта», «Авроры»... Всех. Я понимаю, от чего они страдают именно как организатор, а не владелец клуба. Владелец клуба никогда об этом не узнает, потому что он не ощутил это на своей шкуре.
- СМИ – кто они для Вас?
- Без информации СМИ не смогут существовать, им нужен свежий, актуальный материал... Мы все для них пища.
- «Зал Ожидания» – довольно-таки взрослый клуб, который крепко стоит на ногах в Петербурге. О нём пишут как положительные отзывы, так и отрицательные, и лояльные. Это влияет на Вашу работу?
- Если пишут, что всё хорошо, – это тоже плохо. Люди, которые пишут про нас «говно», думают, что делают нам хуже. Пишите больше! Я сам засучу рукава и буду его убирать.
- Интернет-порталы сотрудничают с музыкальными клубами и публикуют репортажи с концертов. Просматриваете ли Вы эти материалы?
- Я сам лично не просматриваю. Мне не хватает времени. У нас есть сотрудники, которые это делают. Полезно следить за этим. Не важно, на нашей площадке или на другой, в другом городе или за границей. Идею можно почерпнуть в Китае и применить её в России. Наша работа – дарить людям радость. Каждая мелочь сказывается на репутации площадки.
- На Ваш взгляд, какое влияние оказывают социальные сети на музыкальную индустрию?
- Музыкальная индустрия – это целая система. Я бы отнёс туда и звукозапись, и издание дисков, альбомов, концерты – это всё концертная деятельность. Когда пришёл интернет, она немножко изменилась. Раньше нужно было больше связей, нежели сейчас. Сейчас любой музыкант начинающий может выкинуть свою песню в интернет. Она может быть шлаком, но набрать рейтинги и на какое-то время собрать публику. А раньше нужны были контакты, телефоны. Сейчас о любом артисте в интернете можно прочитать: откуда он, кто он, кто ему помогает или …
- Хотелось бы узнать Ваше мнение о тех людях, которые приходят в клуб «Зал Ожидания», ради которых Вы работаете – публика. Как Вы думаете, зачем они сюда приходят? Чего им не хватает в обычной жизни?
- Людям хочется отдохнуть. Людям хочется сказки. Есть люди, которые работают для того, чтобы отдыхать, а есть люди, которые работают для того, чтобы веселить. Если человек не отдыхает, то он не может работать. Он тогда устанет и начнёт плохо работать.
- Сергей Снытко, директор клуба «Байконур» в интервью для нашего спецпроекта «Демиурги сцены. По ту сторону шоу...» сказал, что «...открывать людям новые имена – это не риск, это очень интересно». Часто ли Вы уступаете сцену молодым исполнителям? Для Вас это – риск?
- Если смотреть с коммерческой точки зрения – это даже не риск, а минус. Если я поставлю здесь молодую группу и сюда придёт три человека, я не смогу заплатить персоналу зарплату за выход. А если это делать хотя бы в рамках фестиваля, где артисты, которые выступают на сцене, имеют хотя бы десять фанатов, то это ещё можно сделать. Если рассуждать как бизнесмен, то это не интересно. Если рассматривать как меценат, по крайней мере, хотя бы кто-то из двадцати групп скажет: «Спасибо Олегу Бесовскому, он дал мне выступить в клубе!» Это мерится не в деньгах… Нужно помогать людям.
Мы помогаем молодым музыкантам. К примеру, вместе с группой БеZ Б мы делаем фестивали, где выступают молодые группы. Таким образом оказываем им некую помощь показать себя, дать им дорогу в концертный бизнес.Когда-то мне так же помогали. Из тех же ста человек, к которым я подходил, один мне пошёл навстречу. Благодаря этим единицам я расту. Образно говоря, из тысячи человек, не увидевших во мне потенциал, три пошли мне навстречу.
- Часто ли Вы говорите «спасибо»?
- Я всегда говорю «спасибо». Благодарность – это самое ценное, что может быть. Мы все люди в какой-то степени друг другу чужие, даже наши родители, родственники. Никто никому вообще ничего не должен. Мы это либо делаем, либо нет.
- Вы часто упоминаете имена людей, которые Вам помогали, в том числе сегодня.
- Это моя благодарность им. Они достойны этого!
- Ваше главное достижение в жизни – это?
- У меня есть дочка. Я хотел именно дочку, а не сына.
- Какие у Вас творческие планы?
- Хочу записать альбом своих песен. Может быть запишу, может быть нет.
У меня не хватает наглости подойти и сказать: «Слушай, моя новая песня, давай, втыкай её!» Сейчас у меня есть возможность, и мы с бас-гитаристом из МультFильмов и Dj Горшковым репетируем. И просто в кайф! Я могу здесь репетировать хоть целыми днями. Ты не просто репетируешь на репетиционной точке, ты репетируешь у себя в клубе, тебе нечего стесняться, здесь всё своё.
- Напоследок, хотелось бы услышать от Вас совет или напутствие для читателей портала SUBКУЛЬТУРА.
- Делайте то, что вам хочется, и никого не слушайте. Это будешь не ты, если станешь слушать то, что тебе говорят. Ты можешь прислушиваться, но всё равно делать так, как хочется тебе. Иначе твой вектор уведёт тебя в другую сторону.
У меня есть друг, зовут его Нил. Его дочке 18 лет. Она сейчас фотомодель и живёт в Нью-Йорке. Она ездит по миру и фотографируется для рекламы одежды. Когда ей было 16 лет, она подошла к папе: «Папа, я буду фотомоделью». Папа в шоке: «Как? Что там? Куда? Тебе 16 лет!..» Она говорит: «Папа, ты не понимаешь!» И сейчас она зарабатывает такие деньги, что… папа доволен! И таких людей единицы. Поэтому важно знать, чего ты хочешь. Именно ты!
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.