Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru

Весна в Петербурге – самое время для прогулок по городу! Можно бродить бесцельно, а можно составить интересный маршрут. Мы предпочли оказаться в начале прошлого столетия, когда над всеми стилями главенствовал модерн. А наш новый гость, Фёдор Грибков, перенёс нас в Петербург той эпохи и стал нашим гидом по модерну Лидваля, одного из самых известных архитекторов этого направления в Северной столице.

Фёдор Грибков и его любимый дом

Фёдор заканчивает филфак СПбГУ, а в свободное от написания диплома время водит экскурсии по петербургскому модерну. Показывает остатки роскошных интерьеров заброшенных особняков и усадеб, парадных жилых домов и даже квартир. Рассказывает не хуже университетских лекторов, да и в его знаниях сомневаться не приходится: кажется, он помнит все модерновые здания Питера наперечёт и с лёгкостью поведает вам про любое. Перед нашей экскурсией по Лидвалю Елизавета Дземяшкевич побеседовала с Фёдором в арт-кафе «Книги и кофе».

— Когда ты заинтересовался архитектурой?

— Это случилось не в детстве, а скорее, уже в подростковом возрасте. Естественно, архитектуре предшествовало искусство: передвижники в какой-то мере, импрессионизм. Но где-то в 2007 году мне стала интересна архитектура именно Петербурга. С детства я жил на Петроградской, поэтому мама и папа пытались привить любовь к модерну Петроградской стороны. И им это удалось. Из окна нашей квартиры был виден прекрасный доходный дом по адресу Ленина, 28. Я обфотографировал этот вид практически со всех ракурсов. Наконец, мне стало интересно, где можно найти информацию об этом доме – и тут я понял, что информации почти нигде нет. В это время только начал зарождаться сайт citywalls.ru – архитектурный сайт Петербурга. Я принял в этом непосредственное участие: создал несколько форумных веток, пару публикаций о домах эпохи модерна и фотовикторину.

«Книги и кофе»

— Твои родители как-то связаны с искусством?

— Мои родители вообще познакомились в Консерватории – оба связаны с музыкой. Мой дедушка – художественный руководитель Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга, папа пошёл по его стопам. Мне тоже пытались привить любовь к музыке, так что я играю на фортепиано, даже периодически собственные сочинения, но архитектура мне каким-то образом ближе.

— И чем же привлёк модерн?

— Во-первых, именно малоизвестностью. Потому что у нас даже в детских учебниках по истории города в основном нахваливают барокко, классицизм, но почти не уделяют внимания эпохе начала ХХ века. Конечно, мы знаем в какой-то мере Лидваля и Леонтия Бенуа, но совершенно не знаем весь этот пласт прекрасных гражданских инженеров, так повлиявших на облик города.

А во-вторых, необычностью. Геометрия, плавность линий, неповторимые декоративные детали.

Круглое окошко

Ты любишь именно северный модерн или питаешь страсть к модерну в принципе?

— Северный модерн, честно говоря, я не очень люблю, потому что он в Петербурге вторичен. К нам это пришло из Хельсинки, из Выборга, и Выборг – единственный город в России, где можно посмотреть первозданный северный модерн, каким его придумали финны в самом начале ХХ века. Потом, уже в 10-е годы, случился пик его развития уже у нас в городе. Такие люди, как Бубырь и Претро, занимались стилизацией, пытались перенести северный модерн на русскую почву, взяв за основу финскую архитектуру. В Петербурге в большей степени развит декоративный модерн, который пришёл из Бельгии и Франции. Декоративный модерн, который немного смешался с классическим направлением, — это, я бы сказал, единственное уникальное, что есть в Питере. Например, дом с лягушками в парадной на Марата, 31, дом с парадной в виде сада на Серпуховской, 36, периодические стилизации под готику, как на Большом, 69 (дом Алюшинского) или дом, возможно некогда принадлежавший моему прапрадеду, на Зверинской, 31 с египетской символикой внутри и снаружи.

— Все необходимые знания тебе пришлось получать самому. Кто для тебя главный эксперт в петербургском модерне?

— Борис Михайлович Кириков, конечно, оказал влияние. Я был счастлив познакомиться с ним лично, пожать ему руку на чтениях по градостроительной защите. Мы с ним даже поговорили о перспективах модерна. Но меня порадовало, что я всё-таки копаю глубже. Пусть это не будет звучать чересчур самоуверенно: Кириков, безусловно, знает все архитектурные детали (я не знаю их все), но я копаю архивы. Мне нравится раскапывать то, о чём ещё никто не знает. Тем не менее, Кирикова я считаю своим учителем.

Дом Лидвалей

— Сколько лет тебе понадобилось на постижение этой темы?

— Ну, примерно года четыре – чисто на изучение. Потом, первые два курса университета, был некий творческий кризис по части архитектурной и краеведческой деятельности, а на третьем я увидел в газете объявление о том, что кто-то проводит экскурсии. И тут что-то щёлкнуло в голове: а почему бы не продолжить заниматься этим, только от теоретической деятельности перейти к практике и показывать это людям?

— А сколько уходит времени на подготовку одной экскурсии?

— У меня над кроватью висит расписание, где каждый вторник в 9:30 утра – городские и пригородные практические исследования. Я не люблю разбрасывать всё на несколько дней. Поэтому стараюсь готовить одну экскурсию целостно, так что иногда на это уходят целые сутки: днём – практика, вечером – теория. Иногда, конечно, в один день не укладываюсь. Бывает, компоную одну экскурсию из того, что уже было ранее, но вообще стараюсь не повторяться. Мне нужно постоянно изучать что-то новое, иначе я начинаю чувствовать деградацию.

Фёдор и экскурсанты

— В Питере проводят много экскурсий на самые различные тематики. Как ты борешься с конкурентами?

— Дело в том, что у нас у всех разный подход. Вот Рома Везенин, прекрасный фотограф, постоянно находит что-то новое, но у него это направлено на людей, на массу: он показывает таинственный, загадочный Петербург. У экскурсионных агентств тоже массовый подход. Я стараюсь сделать подход профессиональный. Хотя, конечно, часто наступаю на эти грабли, потому что на некоторые экскурсии про отдельных никому не известных архитекторов почти никто и не собирается. Но, к сожалению, я не могу делать то, что нравится всем: всё равно ухожу в степь того, что нравится мне.

— Чтобы провести группу в то или иное здание, нужно договориться с кучей людей. Как тебе это удаётся?

— Иногда, если честно, я не договариваюсь, и на этот случай у меня есть две связки замечательных универсальных ключей. Но бывают и невзламываемые домофоны, тогда приходится договариваться с жильцами – это что касается жилых домов. А я ещё люблю ходить по особнякам, по заброшенным банкам, по заброшенным дачам в пригородах. Тут я обычно даю визитку, говорю, что мы устраиваем краеведческие чтения и что обязательно поделюсь информацией. Иногда предлагаю деньги. Вот, собственно, так и удаётся договариваться.

В роскошной парадной

— В какое самое труднодоступное место тебе доводилось проводить экскурсантов и в какое – пролезать самому?

— То, в которое мне так и не удалось провести – особняк заводчика Экваля, который находится в Красногвардейском переулке, недалеко от станции «Чёрная речка». Это такой особнячок в духе штукатурного модерна, построен архитектором Лидвалем, расположен на территории завода. Я туда проникал с целью посмотреть оставшиеся печи и камины. Особняк сейчас совершенно никому не нужен, завод там устроил полную разруху (ещё с советского времени никакой хлам там не убирался). Мне удалось найти на последнем этаже осколки керамических вставок по собственному проекту Лидваля, и я их, конечно, утащил, поскольку собираю коллекцию петербургской керамики начала ХХ века. Естественно, я не рискую туда привести людей: нужна договорённость с заводом, а через собачью дырку, через которую пролез я, я просто не могу вести своих культурных экскурсантов.

Сложно было договориться с заброшенным банком. Это Садовая, 34, дом Второго общества взаимного кредита, оттуда съехал два года назад Балтийский банк. Удалось договориться за достаточно большую сумму денег, но это того стоило: старые сейфы, подлинная лестница – людям очень нравится.

Ещё непросто договориться с детским садом, который сейчас занимает дом Дернова. Туда водит замечательная Ирина Петровна Бурлакова, но у неё, к сожалению, мало времени, да и детский сад редко санкционирует эти экскурсии.

— Бывает ли такое, что на экскурсиях задают всякие заковыристые вопросы, на которые ты не можешь ответить?

— Отвечать стараюсь на всё. Вопросы, как правило, такие: не подскажете ли, кто построил такой-то дом напротив моего? Я обычно отвечаю, потому что в периоде начала ХХ века ориентируюсь. А если это не мой период, то рекомендую посмотреть на архитектурном сайте. Ещё спрашивают часто по поводу здания: родные ли это лифт, двери, перила – на это я тоже могу ответить.

В доме Эйлерса

— Знаешь какие-нибудь легенды про здания эпохи модерна?

— Есть такая легенда, касающаяся дома на Декабристов, 52: якобы там, в шахте лифта замурованы трупы со времён блокады. Жильцы на этом буквально настаивают. Аура в парадной действительно не очень хорошая, поэтому я перестал водить туда экскурсии, особенно в вечернее время.

Ещё говорят, что в знаменитом доме с совами (Большой, 44) лежат кости владелицы дома, Путиловой – прямо под порогом! Хотя по православным канонам никого нельзя было хоронить под порогом. Но кто его знает, чем они занимались в начале ХХ века!

— А есть у тебя любимый дом в Питере?

— Мы сейчас как раз находимся на Гагаринской – мой любимый дом виден прямо из окна кафе. Дом акционерного общества «Строитель» на Гангутской улице, построен архитектором Вильгельмом Шаубом. Он отлично иллюстрирует смесь бельгийского модерна и неоклассицизма, без которого ничего в Петербурге не обходится, потому что Академия художеств очень сильна, несмотря на постоянные споры с Институтом гражданских архитекторов.

Вообще, любимых домов в Питере много. Пожалуй, вот несколько самых:

  • - узкие дома на Лиговском, построенные по проекту Зонна;
  • - мой дом на Ленина, 25, с готическими башенками;
  • - Большой Казачий, 4 – закат петербургского модерна и начало ар-деко. Представьте себе такие необычные архитектурные детали: ангелочки с серпом и молотом в руках.

Нобельский городок

Наверняка во время городских исследований или экскурсий с тобой происходили забавные случаи. Расскажи один из них!

— Расскажу интересный случай про здание военкомата на Английском проспекте. Это бывший особняк Гильзе фан дер Пальса, нидерландского консула. Дело в том, что мои экскурсанты всегда любят экстрим. (Однажды я их свозил в Комарово, и я очень недоволен этой экскурсией: всё было разрушено, рассказать было нечего, а кое-что я вообще перепутал. Но они полезли в какую-то заброшенную библиотеку 60-х годов, и им всё понравилось.) Так вот, военкомат обычно закрыт, а мы хотели посмотреть дворовый корпус. И в этот день там по случайности были открыты ворота! Люди сразу: ну давайте, Фёдор, не бойтесь, зайдите! А мне нет ещё 27, поэтому военкомат представляет некую опасность, хотя у меня есть военный билет. И вроде я числюсь в СПбГУ – какой тут страх? – но всё равно военкомат не внушает доверия. Но вот, мы зашли. Люди уже начали подниматься на оранжерею… И тут сзади кто-то громко кричит: «Кто у вас здесь главный?!» Это первый мой самый трусливый поступок – я просто сказал: «Никто, мы все здесь своим ходом». В итоге нас отпустили, но экскурсии туда я больше не вожу.

Жаль, что туда особо не попасть, потому что этот особняк – самое ар-нувошное здание Петербурга. Посмотреть интерьеры особняка можно в фильмах «Господин оформитель» и «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: ХХ век начинается»

— Ты хотел бы жить в эпоху модерна?

— Модерн для меня – безвозвратно ушедшая эпоха, которую ещё изучать и изучать. А жить в предреволюционные годы не очень хотелось бы. И в Первую мировую тоже. Поэтому я бы предпочёл жить в современности.

В парадной

— Немного о планах на будущее. Планируешь остаться экскурсоводом или хочешь пойти дальше?

— Очень хочу развиться до собственного экскурсионного агентства. Сейчас я сотрудничаю с другими экскурсоводами: это замечательная Людмила Юрьевна Сапрыкина, которая водит нас в особняк Нейдгарта, и Ирина Петровна Бурлакова с домом Дернова, и Наталья Павловна Озеркова с особняком Брусницыных. То есть, в одиночку мне, конечно, всё это не потянуть. Но один я очень люблю устраивать пригородные экскурсии, например, Приозерск и Вырица – мои нововведения.

В будущем я планирую расширять регионы и нанимать людей по части петербургской архитектуры. В ближайшее время хочу охватить Тверскую область и Карелию – там тоже есть модерн. Когда-нибудь, может, будем ездить в Эстонию, Финляндию…Ну, про Бельгию и Францию не говорю, хотя было бы здорово до этого дорасти.

САМОЕ-САМОЕ по мнению Фёдора Грибкова

Песня

Donald Fagen – Walk Between The Raindrops

Фильм

«Дикая охота короля Стаха». Студии «Беларусьфильм» удалось снять мистический хоррор с детективным началом, напоминающий «Собаку Баскервилей».

Книга

«Мастер и Маргарита» Булгакова

Беседовала Елизавета Дземяшкевич, фотографировала Анна Линкиль.

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика