Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru

Солнечным утром в арт-кафе «Книги и кофе» Елизавета Дземяшкевич встретилась с художником-комиксистом Юлией Тар. На нашем столике, помимо чашки кофе, – баночка с тушью, маркеры и листы бумаги с волшебными мирами, которые точными движениями создаются прямо на наших глазах.

В детстве она мечтала стать археологом и рисовала динозавров. Думала, что вырастет, поедет в Африку и будет вести раскопки. Всё время писала, плела из бисера, расписывала шёлк – в общем, творчества в жизни хватало.

Когда настало время выбирать ВУЗ, нашла факультет без математики и истории (оказался художественный) и пошла туда. И поступила на бюджет – практически без подготовки, никогда не учась в художественной школе.

Жизнь необычных людей. Юлия Тар в рубрике «Индивидуалити»

Как ты поняла, что комиксы – это твоё?

— Никогда не была фанатом комиксов, в отличие от большинства людей, которые их рисуют. У меня сложилось по-дурацки. Я изначально хотела быть писателем и иллюстрировать свои книги. И честно со средней школы класса до 11, а то и до первого курса ВУЗа, я что-то писала. И параллельно рисовала, потому что так сложилось, что я поступила на художественный факультет. В какой-то момент я поняла, что просто не успеваю делать обе вещи одинаково хорошо: всё-таки это разные задачи. И я выбрала рисование, писательство осталось моим хобби.

Вскоре меня взяли работать в мультипликационную студию, без опыта, без всего — я была в диком восторге. Работая там, я поняла, что хочу рисовать свой мультфильм. Придумала персонажей, написала сценарий, стала делать раскадровки. Неизвестно, чем бы это всё кончилось, потому что рисование мультфильма – достаточно долгий процесс… Но тут меня занесло на питерский фестиваль «Бумфест», посвящённый комиксам. Там я познакомилась со многими людьми, которых знала через Интернет, познакомилась с издателями комиксов, с художниками… Мне понравилось, и спустя какое-то время оно меня само затянуло. Тогда я поняла, что буду рисовать комиксы, потому что это идеальный для меня формат: отчасти – литература, отчасти – изобразительное искусство. И в центре комикса всегда стоит история, а мне ужасно хотелось рассказывать истории. Вот так.

— Мультипликационная студия, которую ты упомянула, – это студия «Мельница». Расскажи об этом периоде. Почему не понравилась работать мультипликатором?

— Я пришла, когда только-только началась работа над «Ильёй Муромцем». Проработала его целиком, проработала всех «Трёх богатырей». И вот на «Иване Царевиче» мои нервы не выдержали и я, наконец, уволилась. Потому что быть мультипликатором – это, конечно, тяжкий труд. Это очень большой объём работы, которую приходится проделывать каждый день, чтобы успевать в срок. И этот труд довольно однообразный, поэтому через некоторое время начинает надоедать.

Жизнь необычных людей. Юлия Тар в рубрике «Индивидуалити»

— Чем, помимо комиксов, ты сейчас занимаешься?

— По образованию я художник-педагог, поэтому если говорить о контактах с людьми, то большая часть приходится на преподавание. У меня было много педагогической практики в ВУЗе, сейчас у меня там свои курсы рисования на планшете, такие очень-очень для начинающих. Теперь, когда меня немножко узнали в Сети, я стараюсь собирать свои группы и преподавать по своим методикам. В первую очередь я помогаю новичкам и самоучкам. Я, в общем-то, тоже на 99% самоучка, несмотря на законченное высшее: ничему меня там особо не учили, да и не должны были – высшее образование вообще не про это. Мне пришлось самой выработать принципы понимания того, как это всё делать. И как только я их выработала, поняла, что могу рассказать это другим.

Рисую я и на заказ. Самой большой проект был – комикс «Серафим и Орден Хаоса» по сценарию Кости Скоморохова. Это был такой чёрно-белый комикс про мужика-экстрасенса, который сотрудничает со следствием и ищет каких-то сверхъестественных бандитов. В общем, такой стандартный экшен-комикс, хорошо сдобренный философией, дзен-буддизмом и прочими подобными вещами.

Кроме того, у меня есть кусок деятельности, не связанный с рисованием: я езжу в детские клубы и лагеря… Не люблю словосочетание «детский лагерь», потому что оно звучит мрачно! Проекты, в которых я участвую, базируются на том, чтобы максимально отойти от стандартных представлений о детских лагерях – это творческие и психологические лагеря, существующие на добровольной основе.

К разговору о заказах. За какие истории больше всего любишь браться?

— Я люблю истории про людей. Даже если история фантастическая целиком и полностью, в ней должна быть какая-то реалистичность, какая-то трансформация героя. Если она отсутствует – мне становится сразу скучно.

Люблю неглупые истории. Люблю истории, в которых есть что-то самобытное. Люблю грамотно составленные истории – это мой бзик как перфекциониста. Меня очень раздражают ошибки в сценарии и обилие шаблонов. В таких случаях я предлагаю автору помощь в доработке сценария, либо прощаюсь с этим человеком.

Жизнь необычных людей. Юлия Тар в рубрике «Индивидуалити»

— Теперь подробнее о процессе создания комикса. Что появляется вначале – сюжет или какой-то образ, картинка?

— По-разному. Если я придумываю что-то для себя, то чаще сначала появляется картинка, потому что я визуал и мыслю образами. Если речь идёт о конкретной задаче (например, нарисовать комикс на конкурс), то в этом случае первой возникает история или база под историю, какая-то тема.

Иногда получается комплексно: я придумываю какой-то образ, он у меня ни к чему не пристраивается, лежит, пылится. Но я человек хозяйственный, у меня ничего не пропадает – он может лежать годами, а потом я найду какую-нибудь историю и подгоню образ под неё. Чаще всего бывает именно так.

— Как бы ты могла охарактеризовать свою стилистику?

— Никак, потому что у меня их несколько. Одна моя хорошая подруга, тоже художник, говорит, что под каждую задачу должен быть свой стиль. Если я что-то рисую, я выбираю стиль в зависимости от задачи.

Но, конечно, у меня всё же есть какая-то базовая стилистика, к которой я наиболее привыкла. Мне кажется, она произошла от смеси моей нежной любви к советской иллюстрации (думаю, вообще моя любовь к рисованию началась с книжных иллюстраций в советских изданиях) и к мультипликации, особенно к Миядзаки и Диснею. От Диснея, наверно, пришло стилизированное упрощение человеческого тела, а от Миядзаки – сказочность и немножко декоративный подход к пейзажам.

— Раз уж речь зашла об авторитетах в изобразительном искусстве, скажи, есть ли у тебя некий комиксный эталон?

— Именно комиксного эталона у меня нет. Я очень любила стиль Marvel в детстве, тогда мне это казалось очень круто. Потом я подросла и поняла, что это не так круто, и ушла в книжную иллюстрацию.

Если говорить о подходах, то мне очень нравится Шон Тан. Он аниматор и, насколько я знаю, работает на Pixar, но у него есть совершенно чудесные книги и комиксы с очень интересной киношной раскадровкой, и этим-то он мне и нравится.

— Комикс создаётся, как минимум, двумя людьми: писателем и комиксистом. Иногда ещё появляется колорист. Ты, я так понимаю, со всем справляешься одна?

— В мире довольно много людей, которые делают комикс сами от начала до конца, хотя технически там всё равно есть человек, готовящий это всё к печати. То есть, как правило, людей минимум двое: комиксист и его издатель. Существуют, конечно, варианты с самиздатом, но они довольно редки. Например, у нас в Питере есть такие издательства, выпускающие самиздат маленькими тиражами.

Лично мне иногда очень не хватает сценариста как человека, который смотрел бы на это всё со стороны и немножко под другим углом, потому что, во-первых, когда я пишу историю, я опираюсь только на свой опыт, что немного ограничивает, а во-вторых, я думаю с визуальной точки зрения. Мне не помешал бы человек, думающий с точки зрения истории и только истории, не отвлекающийся на визуал.

— Какой из этих процессов – создание истории, рисунок или цветовое решение – тебя больше всего увлекает?

— Увлекает сочинять, как ни странно. Мне это до сих пор даётся труднее остального, ведь я не имею профессиональной базы для этого. И именно за счёт того, что это такая terra incognita, это увлекает и мучает больше всего, плюс я до сих пор не знаю, как оценивать получившиеся результаты. Только по принципу «нравится - не нравится»? Наверно, это не очень грамотно.

— Хотелось бы спросить тебя как человека, вращающегося в русской комиксной тусовке: какие русские комиксы ты рекомендовала бы к прочтению? Ведь кроме Bubble, по сути, никто ничего и не знает.

— Да, и это очень печально, потому что наше комикс-сообщество довольно большое, и не Bubble’ом единым…

Вообще, у меня нестандартные взгляды, поэтому то, что я рекомендую – такое, на любителя. Мне очень нравятся комиксы моей подруги Юлии Никитиной. Они такие вдумчивые, спокойные, северные, очень авторские и очень самобытные. Если кому-то нравится, когда побольше экшена, то есть Артём Траханов и его замечательной комикс «Прибой» (в оригинале – Undertow). У Артёма очень своеобразная графика. Сейчас он рисует комиксы для зарубежных издательств.

— Где всё это можно найти?

— На просторах Сети, главным образом. Плюс у нас, в Петербурге, есть несколько больших магазинов и издательств, которые занимаются продажей комиксов. Во-первых, «Двадцать Восьмой», которые многие наверняка знают, и Артём точно там есть. Во-вторых, «Апельсин» — в «Апельсине» есть Юлия Никитина.

— Познакомь наших читателей с одним из своих миров. Кто его герои и за что они борются?

— У меня есть масштабный древний проект, который я начала сочинять ещё в школе, на волне увлечения Толкином. Он у меня в закромах, и я надеюсь, что у меня когда-нибудь хватит сил довести его до конца.

Это условно фэнтези-вселенная, в которой происходят некие военные действия между двумя фракциями. На самом деле, формат фэнтези я взяла потому, что он мне близок и с него у меня началось вообще какое-либо творчество, хотя сама по себе история вполне смотрелась бы и в реалистичных декорациях. Потому что она о том, что такое «враг» и откуда берётся агрессия, про то, какими силами нужно бороться с тем, что происходит в мире. И я сейчас боюсь вылезать из фэнтези-формата, потому что тогда начнутся обвинения в политиканстве и всё этом прочем, а мне не очень хочется в это уходить. Как-то так.

Если вкратце, то речь идёт о девушке, попавшей в центр военных действий. Сперва она просто пыталась там выжить и воевала, а потом поняла, что корни всего происходящего – намного глубже, чем кажется… Если совсем уж в двух словах, то это история о том, как остановить войну.

А персонажей очень много, и все они разные.

— Интересно, откуда ты берёшь характеры и лица?

— Бывает и так, что представляю их сразу. Но чаще всего, персонажей приходится откапывать. Вообще, все художники знают, что первый эскиз – не всегда самый хороший, а, как правило, даже наоборот. Потому что первым в голову приходит некий шаблон, который неоригинален и скучен, и для того, чтобы его наделить самостоятельностью, над ним нужно поработать. Поэтому сначала персонаж рисуется, потом какое-то время лежит, и после я смотрю на него уже свежим взглядом и делаю из него более сложную индивидуальность.

Иногда бывает так, что я действительно беру персонажей из реальной жизни или компилирую из нескольких знакомых. В какой-то момент я поняла, что нет смысла сочинять: 90 % всего интересного и здоровского происходит в действительности. И если посмотреть внимательней, то ты увидишь, что тебя окружают самые разные люди.

И плюс есть какие-то архетипические роли, которые кочуют из истории в историю, и там тоже особо придумывать не приходится: они всё равно придут в голову. Эти образы интуитивно понятны всем читателям, потому что мы их все уже встречали в мифологии, сказках и тому подобном.

Был у меня такой период, когда я пошла от противного: меня ужасно раздражали все эти одинаковые смазливые персонажи фэнтези с кубиками пресса, и я решила создать главную героиню-дрища, а персонажа-антагониста я сделала жирным, бородатым, с выбитыми зубами и шепелявящим. Сейчас уже мода на живых персонажей вернулась, к счастью, поэтому мои теперь не выглядят так оригинально, но они настолько срослись со своим обликом, что я решила их оставить такими.

Случилась со мной забавная история, когда я встретила своего персонажа в метро. Это был как раз тот шепелявящий толстый злобный мужик. У него длинные волосы, бородища, очень разбойничье лицо, сломанный в нескольких местах нос… Вот это лицо я наблюдала напротив себя в метро. Он сидел и читал книжку, причём с таким видом, как будто ему трудно, но очень нравится! Восторженное лицо, приоткрытый рот, а брови сведены к переносице. И я очень хотела, но ужасно стеснялась с ним поговорить. Можно было хотя бы сфотографировать, но у него был настолько внушающий вид, что мне стало страшно, поэтому я достала блокнот, быстро зарисовала, и на этом наше общение кончилось.

И, конечно, очень часто на создание персонажа вдохновляет история из жизни. Например, одно время я жила в художественной коммуне, и там у нас был парень-актёр, которого я однажды утром застала на кухне варящим себе кофе… в женском красном платье. Спросила у него: слушай, что происходит? А он говорит: понимаешь, мне нужно избавиться от лишней мужской энергии. Ну зачем что-то сочинять, когда тебя окружает такая реальность?..

Юлия Тар

Фильм

Ушедший год порадовал меня фильмом «Интерстеллар». А если отойти в сторону мультипликации, то я в диком восторге от «Навсикаи из Долины ветров» Миядзаки. У него все мультфильмы прекрасны, но «Навсикая» мне особенно сильно нравится.

Книга

К.П. Эстес, «Бегущая с волками». Это не художественная литература, но она мне очень помогает в творчестве.

Песня

«Немного нервно» – «Сияние». А вообще, мне у них все песни нравятся.

Беседовала Елизавета Дземяшкевич, фотографировала Анастасия Стародубцева.

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика