Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru

Наверняка вы встречали в Интернете фотографии шарнирных кукол (BJD) с удивительно живыми лицами, утончённых и всегда таких разных. Мы побывали в мастерской по изготовлению шарнирных кукол Melian Dolls, у гостеприимной Оли Морозовой. Хрупких красавиц её авторства даже страшно брать в руки, но так хочется рассмотреть каждую деталь: причудливую роспись на теле, ювелирно выполненные руки с ноготочками, проступающие вены на маленькой ножке.

Мастер по куклам BJD в рубрике «Индивидуалити»

С чего всё начиналось

Сейчас хэндмейд особенно популярен: все делают какие-то украшения, что-то вяжут, лепят, шьют, а ты вот взялась за кукол. Почему такой выбор?

Я не могу назвать кукол, особенно фарфоровых, хэндмейдом. Я считаю, что куклы это отдельный вид искусства.

Почему я стала этим заниматься? Я с детства увлекалась разного вида поделками. Любила рисовать, но у меня не получалось передать живость картинки, персонажа, который засел в голове. А мне всегда было интересно создавать каких-то персонажей. В 2011 году я наткнулась на кукол одной мастерицы и удивилась. Никогда не любила кукол. В детстве играла в машинки, что-то строила или мастерила кукол обходила стороной. А тут я увидела, что куклы бывают интересные: не стандартные барби, а что-то живое, с чем можно взаимодействовать.

И решила попробовать сама. Первая попытка была, конечно, не самая удачная, потому что я купила обычный детский пластилин, который себя отвранительнейше ведёт. Стала искать какую-нибудь информацию по куклам, но на тот момент её было слишком мало. Есть кукольники, которые всему научились самостоятельно честь и хвала им, это очень трудно! Я отправилась на курсы и полгода делала первую куклу. Сделала первую, потом, не останавливаясь, вторую, а потом и третью и понеслась.

Моей мечтой детства было попасть в волшебный мир, встретить эльфов, фей, и я всё ждала, что может, наступит в моей жизни момент, когда со мной произойдет нечто необычное. Но не происходило. А когда занялась куклами, в какой-то момент поняла, что сама создаю этот мир вокруг себя, и он более чем реален.

Оля Морозова

Ты ведь сначала делала из другого материала, а потом перешла на фарфор. Почему фарфор?

К фарфору я стремилась с самого начала. Фарфор это благородство. Когда ты с ним работаешь, это совершенно другие эмоции, другая энергия, другое отношение к самой кукле. Более трепетное, более ответственное. Флюмо тоже хорош, но я не умею с ним работать: не мой материал. Я побывала на выставках и поняла, что из флюмо можно делать действительно крутые вещи. Но я не могу, даже просто нет вдохновения. А из фарфора у меня сразу получилось то, чего не могла сделать раньше: живые глаза, изящные ручки. Из него мне удобнее делать мелкую детализацию, даже те же самые ногти. А вот куклы из флюмо у меня выходили несколько топорными.

Как создаются куклы

Какая часть куклы требует наиболее кропотливой работы?

Ну, конечно, это руки, пальцы, ногти, ушки... Я могу над одной рукой просидеть весь день, в отличие от другой части тела, которую пошлифовала, доработала немного, и всё.

А в целом на создание куклы сколько времени уходит?

Тяжёлый вопрос. Что значит «на создание куклы»? Сначала я создаю мастер-модель, снимаю гипсовые формы и потом уже отливаю. На это на создание мастер-модели и гипсовых форм уходит месяца четыре, а то и больше, серьёзно говорю. А когда начинаешь тиражировать, то на куклу уходит всего месяц-полтора, зависит от задумки. Иногда работаю в турборежиме, без выходных и праздников, могу за три недели сделать куклу.

Кропотливый процесс

То есть сейчас у тебя для каждой куклы своя мастер-модель? Или ты из одной выливаешь?

Из одной. Вот у меня сейчас стоят гипсовые формы, и я могу из них сделать сколько угодно кукол. Но рано или поздно захочется чего-то новенького или просто доработать, переделать какие-либо части куклы, и тогда я создаю новую. Тем не менее, даже если куклы из одной формы, они получаются абсолютно разные. Потому что ручная работа есть ручная работа. Ведь после литья я их обрабатываю, делаю ушки, нос: могу один сделать, могу другой. Но с этим надо аккуратней, фарфор кое-чего не прощает. Он вообще суров.

В чём черпаешь вдохновение?

Для меня главным вдохновителем является музыка. Когда слушаю её, у меня в голове разворачивается целая вселенная, и внезапно пдыщь! какой-нибудь образ появляется. Он становится ярче и ярче, и в определённый момент я уже понимаю: вот сюда можно добавить эту штуку, а сюда эту. И почему-то это всё происходит именно тогда, когда я слушаю музыку. Наверно, потому что я всё-таки отчасти и музыкальный человек.

Ты же увлекаешься скандинавской мифологией и, я так понимаю, многие образы берёшь оттуда?

Да, мифология вообще неисчерпаемый источник вдохновения, те же феи, эльфы все оттуда. На данный момент я готовлюсь к выставке, работаю над коллекцией русалок. Моим вдохновением в этот раз стала опера Вагнера «Кольцо Нибелунгов» (основана на сказаниях Старшей Эдды), состоящая из четырёх циклов. Первая из них «Золото Рейна», в которой трое русалок охраняют вышеупомянутое золото, а один из нибелунгов, пытаясь добиться их любви, но получая в ответ лишь насмешки, крадёт золото и выплавляет из него кольцо, с которым пытается завоевать весь мир. Что-то знакомое, не правда ли?

Расскажи немного о тех куклах, которые сейчас у тебя. Кто они такие?

Коллекция называется «Райские птицы» это Сирин, Алконост, Феникс и Симург. Опять же, идея пришла спонтанно: захотелось раскрыть образы птиц из разных мифологий. Сирин и Алконост, птицы радости и печали, часто встречаются в славянской мифологии. Образ Феникса фигурирует во многих странах как символ бессмертия. И Симург – из мифов Средней Азии, птица-страж миров, покровительствующая царям.

Коллекция шарнирных кукол «Райские птицы»

Ты ведь очень разносторонний человек: помимо кукол, занимаешься и музыкой, и вокалом, и чего только не делала.

Меня очень часто спрашивают про время: как у меня его на всё хватает? Если чего-то действительно хочешь и умеешь грамотно распределять время, то можно многое успеть.

А вообще, оно как-то вместе всегда шло, музыка и куклы. Я года три-четыре ходила на хор, и у меня это случилось в тот же период, когда я начала заниматься куклами. Потом, после хора, пошла на вокал, потому что захотелось чего-то большего. В хоре ведь как: цыц, молчи! там все под одну линеечку, нельзя вылезать, а хочется же иногда! Сейчас занимаюсь с женщиной, о которой говорю в шутку, что учит меня всему, кроме вокала. На самом деле, педагог она отличный, и у меня с ней невероятный вокальный прогресс, который больше связан с работой над собой. Удивительная женщина, я первый раз такую встречаю.

Как любой творческий человек, я пытаюсь научиться многому. Кукольное ремесло вообще требует знаний во многих областях: ты должен быть и швеёй, и дизайнером, и парикмахером, и стилистом-визажистом, обувных дел мастером и даже краснодеревщиком и ювелиром. Всё можно приспособить. Можно делать кукольную мебель, можно всякие антуражные штуки. Я как-то наткнулась на украшения из микромакроме. Мне понравилось, научилась, плела для себя, друзей, потом хотела для кукол использовать. Сделала жилетку одну, но она пока лежит у меня, ждёт своего часа. Наверно, самое сложное для меня это шитьё. Но ты ведь не рождаешься сразу со всеми умениями, ты сидишь днями и ночами и работаешь, работаешь, работаешь.

Ты говорила, что даже музыкальные инструменты делаешь немножко.

Ну это так, баловство. Однажды я познакомилась с человеком, который научил меня играть на индийской флейте бансури, и в то же время встретила человека, который их делает. Вдохновилась и решила попробовать сама. Сделала, но остановилась на настройке, потому что у отверстий должен быть разный диаметр под разные ноты: тут мне стало несколько сложно, и со временем я забыла о флейте. Но моему другу она понравилась, и он забрал её себе. Не знаю, играет он или нет, но звучит она красиво, хоть и не настроена.

Шарнирная кукла Феникс

Как я уже поняла, кукольники это особый мир, с этими сумасшедшими коллекционерами и самыми разными мастерами. Расскажи об этом мире!

Да, кукольный мир совершенно особенный. Такие интересные люди в нём! Я думала, что многие мастера мои сверстники, да и по фотографиям так кажется. Но когда общаешься с ними вживую, а им на самом деле за тридцать (но выглядят на 25!), то понимаешь, что кукольное ремесло, похоже, омолаживает. Никаких морщинок, и вот эти горящие глаза! В основном, это всё хорошие и отзывчивые люди, которые с удовольствием делятся друг с другом опытом.

Про коллекционеров отдельная история. Я пока не так много с ними работала, поскольку всё-таки считаю, что не так давно занимаюсь куклами. Коллекционеры зачастую не хуже мастеров разбираются в процессе, поэтому надо очень сильно стараться, чтобы всё вышло идеально. От этого по первости было очень страшно, что какой-нибудь твой промах будет замечен, ведь это ручной труд, всякое бывает. У меня целое кладбище есть: две коробки запоротых кукол. Потому что если что-то и выставлять на продажу (ценник всё-таки довольно высокий), то только качественную работу. Я даже ученикам говорю: вы можете не стараться над красотой, потому что поначалу это сложно, но старайтесь сделать качественно. А качество это просто труд, ручная работа.

А не жалко расставаться с куклами?

– Вообще нет! Пусть поскорее уходят от меня! А зачем цепляться? Я их сделала, они мне больше не интересны, хочу идти дальше. Мне больше нравится создавать кукол, чем любоваться ими.

Ты уже давно преподаёшь кукольное мастерство. Кто твои ученики?

О-о-о, ученики у меня удивительные. Наверно, простой человек не придёт куклу делать. Среди них и художники, и люди из шоу-бизнеса, директора фирм, фотографы, а также простые женщины-домохозяйки, хотя простыми их тоже не назовешь, каждая чем-то интересным да занимается.

В последнее время участились ученики из других городов, да и сама раз в год в Сургут с курсами катаюсь, мне там рады. Один раз ко мне на курс попал мужчина, брутальный инженер, я была очень удивлена. Это был интересный преподавательский опыт: мужчины совершенно иначе воспринимают информацию.

Шарнирная кукла Сирин

Наверно, он лепил женщину своей мечты?

Ну конечно! Получилась длинноволосая, рыжая, с большой грудью, с большой попой и тоненькой талией.

Вообще, мне нравится преподавать. А ещё это более стабильный заработок. Я знаю, что немногие кукольники преподают, в основном, все работают на заказ и тиражируют из полиуретана. Возможно, я когда-нибудь и займусь этим, но пока преподавание мне ближе.

А как близкие относятся к твоему увлечению?

Они замечательно относятся! Меня всегда это очень успокаивает, поддерживает и направляет. Потому что скажи ты родителям: «Маам, я хочу быть кукольником!» в ответ, скорее всего, услышишь что-то в духе: «Доча, хватит ерундой страдать, иди на завод». Но мои родители просто видели, как всё это начиналось. Муж сомневался во мне ровно тридцать секунд, когда я сказала: «Жень, я пойду на курсы по куклам». Тогда он спросил: «Зачем тебе это надо?» Но когда я закончила университет и не успела сделать нужное количество кукол, чтобы их реализовать (денег не было вообще), сидела и плакала: «Может, мне пойти куда-нибудь работать?» он сказал: «Нет, сиди и делай». Не могу передать всю благодарность и любовь, какую я тогда испытала. И мама с папой невероятно сильно поддерживают меня, всегда интересуются успехами и подбадривают, когда случаются неудачи. Моя благодарность за такое понимание просто неизмерима.

Случались ли у тебя какие-нибудь забавные истории, связанные с куклами?

Бывают, конечно. Одна произошла, когда мы ехали с выставки. Мы обычно перевозим кукол в больших деревянных ящиках, на каждую куклу свой ящик, но в тот раз я сложила все четыре куклы в один. Заматываем ящик в чёрный полиэтилен, перевязываем верёвками, и мой бородатый муж его тащит. И нас тормознули в московском метро: давайте, просвечивайте. И вот, на экране высвечивается рентген кукол, как будто ящик это гробик, и в нём четыре трупика фей (ну, я их так назвала). Это было забавно, особенно лицо охранника.

Часто на занятиях бывают смешные ситуации. Например, однажды ко мне подошла ученица и спросила: «А вы знаете, что кукольники живут только до сорока?» Я так подсчитала, сколько мне осталось... На самом деле, конечно, работа пыльная, грязная, много вредных материалов, свинец в красках, но если особо не нюхать, то всё будет в порядке.

А ещё забавно, когда при сборке путаешь местами правую и левую ногу или руку.

Вопрос, почти как на собеседованиях: «кем вы видите себя через пять лет»? Какие у тебя планы на будущее?

Дальше прокачиваться в фарфоре, ещё планирую делать самой ювелирные украшения для кукол. Конечно же, хочется искать что-то новое, что ещё пока никто не делал. Я считаю, это вообще задача каждого мастера. А в будущем я себя вижу таким же увлечённым человеком, которому хватит и небольшого уголка, чтобы работать в своё удовольствие.

Шарнирная кукла Алконост

САМОЕ-САМОЕ по мнению Оли Морозовой

Музыка

группа «Therion»

Книга

«Сильмариллион» Толкина

Фильм

«Властелин колец»

Беседовала Елизавета Дземяшкевич, фотографировала Алиса Минченко. Некоторые фото предоставлены героиней.

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика