Наверняка вы встречали в Интернете фотографии шарнирных кукол (BJD) – с удивительно живыми лицами, утончённых и всегда таких разных. Мы побывали в мастерской по изготовлению шарнирных кукол Melian Dolls, у гостеприимной Оли Морозовой. Хрупких красавиц её авторства даже страшно брать в руки, но так хочется рассмотреть каждую деталь: причудливую роспись на теле, ювелирно выполненные руки с ноготочками, проступающие вены на маленькой ножке.
С чего всё начиналось
– Сейчас хэндмейд особенно популярен: все делают какие-то украшения, что-то вяжут, лепят, шьют, а ты вот взялась за кукол. Почему такой выбор?
– Я не могу назвать кукол, особенно фарфоровых, хэндмейдом. Я считаю, что куклы – это отдельный вид искусства.
Почему я стала этим заниматься? Я с детства увлекалась разного вида поделками. Любила рисовать, но у меня не получалось передать живость картинки, персонажа, который засел в голове. А мне всегда было интересно создавать каких-то персонажей. В 2011 году я наткнулась на кукол одной мастерицы – и удивилась. Никогда не любила кукол. В детстве играла в машинки, что-то строила или мастерила – кукол обходила стороной. А тут я увидела, что куклы бывают интересные: не стандартные барби, а что-то живое, с чем можно взаимодействовать.
И решила попробовать сама. Первая попытка была, конечно, не самая удачная, потому что я купила обычный детский пластилин, который себя отвранительнейше ведёт. Стала искать какую-нибудь информацию по куклам, но на тот момент её было слишком мало. Есть кукольники, которые всему научились самостоятельно – честь и хвала им, это очень трудно! Я отправилась на курсы и полгода делала первую куклу. Сделала первую, потом, не останавливаясь, вторую, а потом и третью – и понеслась.
Читайте также
Моей мечтой детства было попасть в волшебный мир, встретить эльфов, фей, и я всё ждала, что может, наступит в моей жизни момент, когда со мной произойдет нечто необычное. Но не происходило. А когда занялась куклами, в какой-то момент поняла, что сама создаю этот мир вокруг себя, и он более чем реален.
– Ты ведь сначала делала из другого материала, а потом перешла на фарфор. Почему фарфор?
– К фарфору я стремилась с самого начала. Фарфор – это благородство. Когда ты с ним работаешь, это совершенно другие эмоции, другая энергия, другое отношение к самой кукле. Более трепетное, более ответственное. Флюмо тоже хорош, но я не умею с ним работать: не мой материал. Я побывала на выставках и поняла, что из флюмо можно делать действительно крутые вещи. Но я не могу, даже просто нет вдохновения. А из фарфора у меня сразу получилось то, чего не могла сделать раньше: живые глаза, изящные ручки. Из него мне удобнее делать мелкую детализацию, даже те же самые ногти. А вот куклы из флюмо у меня выходили несколько топорными.
Как создаются куклы
– Какая часть куклы требует наиболее кропотливой работы?
– Ну, конечно, это руки, пальцы, ногти, ушки... Я могу над одной рукой просидеть весь день, в отличие от другой части тела, которую пошлифовала, доработала немного, и всё.
– А в целом на создание куклы сколько времени уходит?
– Тяжёлый вопрос. Что значит «на создание куклы»? Сначала я создаю мастер-модель, снимаю гипсовые формы и потом уже отливаю. На это – на создание мастер-модели и гипсовых форм – уходит месяца четыре, а то и больше, серьёзно говорю. А когда начинаешь тиражировать, то на куклу уходит всего месяц-полтора, зависит от задумки. Иногда работаю в турборежиме, без выходных и праздников, могу за три недели сделать куклу.
– То есть сейчас у тебя для каждой куклы своя мастер-модель? Или ты из одной выливаешь?
– Из одной. Вот у меня сейчас стоят гипсовые формы, и я могу из них сделать сколько угодно кукол. Но рано или поздно захочется чего-то новенького или просто доработать, переделать какие-либо части куклы, и тогда я создаю новую. Тем не менее, даже если куклы из одной формы, они получаются абсолютно разные. Потому что ручная работа есть ручная работа. Ведь после литья я их обрабатываю, делаю ушки, нос: могу один сделать, могу другой. Но с этим надо аккуратней, фарфор кое-чего не прощает. Он вообще суров.
– В чём черпаешь вдохновение?
– Для меня главным вдохновителем является музыка. Когда слушаю её, у меня в голове разворачивается целая вселенная, и внезапно – пдыщь! – какой-нибудь образ появляется. Он становится ярче и ярче, и в определённый момент я уже понимаю: вот сюда можно добавить эту штуку, а сюда – эту. И почему-то это всё происходит именно тогда, когда я слушаю музыку. Наверно, потому что я всё-таки отчасти и музыкальный человек.
– Ты же увлекаешься скандинавской мифологией и, я так понимаю, многие образы берёшь оттуда?
– Да, мифология вообще неисчерпаемый источник вдохновения, те же феи, эльфы – все оттуда. На данный момент я готовлюсь к выставке, работаю над коллекцией русалок. Моим вдохновением в этот раз стала опера Вагнера «Кольцо Нибелунгов» (основана на сказаниях Старшей Эдды), состоящая из четырёх циклов. Первая из них – «Золото Рейна», в которой трое русалок охраняют вышеупомянутое золото, а один из нибелунгов, пытаясь добиться их любви, но получая в ответ лишь насмешки, крадёт золото и выплавляет из него кольцо, с которым пытается завоевать весь мир. Что-то знакомое, не правда ли?
– Расскажи немного о тех куклах, которые сейчас у тебя. Кто они такие?
– Коллекция называется «Райские птицы» – это Сирин, Алконост, Феникс и Симург. Опять же, идея пришла спонтанно: захотелось раскрыть образы птиц из разных мифологий. Сирин и Алконост, птицы радости и печали, часто встречаются в славянской мифологии. Образ Феникса фигурирует во многих странах как символ бессмертия. И Симург – из мифов Средней Азии, птица-страж миров, покровительствующая царям.
– Ты ведь очень разносторонний человек: помимо кукол, занимаешься и музыкой, и вокалом, и чего только не делала.
– Меня очень часто спрашивают про время: как у меня его на всё хватает? Если чего-то действительно хочешь и умеешь грамотно распределять время, то можно многое успеть.
А вообще, оно как-то вместе всегда шло, музыка и куклы. Я года три-четыре ходила на хор, и у меня это случилось в тот же период, когда я начала заниматься куклами. Потом, после хора, пошла на вокал, потому что захотелось чего-то большего. В хоре ведь как: цыц, молчи! – там все под одну линеечку, нельзя вылезать, а хочется же иногда! Сейчас занимаюсь с женщиной, о которой говорю в шутку, что учит меня всему, кроме вокала. На самом деле, педагог она отличный, и у меня с ней невероятный вокальный прогресс, который больше связан с работой над собой. Удивительная женщина, я первый раз такую встречаю.
Как любой творческий человек, я пытаюсь научиться многому. Кукольное ремесло вообще требует знаний во многих областях: ты должен быть и швеёй, и дизайнером, и парикмахером, и стилистом-визажистом, обувных дел мастером и даже краснодеревщиком и ювелиром. Всё можно приспособить. Можно делать кукольную мебель, можно всякие антуражные штуки. Я как-то наткнулась на украшения из микромакроме. Мне понравилось, научилась, плела для себя, друзей, потом хотела для кукол использовать. Сделала жилетку одну, но она пока лежит у меня, ждёт своего часа. Наверно, самое сложное для меня – это шитьё. Но ты ведь не рождаешься сразу со всеми умениями, ты сидишь днями и ночами и работаешь, работаешь, работаешь.
– Ты говорила, что даже музыкальные инструменты делаешь немножко.
– Ну это так, баловство. Однажды я познакомилась с человеком, который научил меня играть на индийской флейте бансури, и в то же время встретила человека, который их делает. Вдохновилась и решила попробовать сама. Сделала, но остановилась на настройке, потому что у отверстий должен быть разный диаметр под разные ноты: тут мне стало несколько сложно, и со временем я забыла о флейте. Но моему другу она понравилась, и он забрал её себе. Не знаю, играет он или нет, но звучит она красиво, хоть и не настроена.
– Как я уже поняла, кукольники – это особый мир, с этими сумасшедшими коллекционерами и самыми разными мастерами. Расскажи об этом мире!
– Да, кукольный мир – совершенно особенный. Такие интересные люди в нём! Я думала, что многие мастера – мои сверстники, да и по фотографиям так кажется. Но когда общаешься с ними вживую, а им на самом деле за тридцать (но выглядят на 25!), то понимаешь, что кукольное ремесло, похоже, омолаживает. Никаких морщинок, и вот эти горящие глаза! В основном, это всё хорошие и отзывчивые люди, которые с удовольствием делятся друг с другом опытом.
Про коллекционеров отдельная история. Я пока не так много с ними работала, поскольку всё-таки считаю, что не так давно занимаюсь куклами. Коллекционеры зачастую не хуже мастеров разбираются в процессе, поэтому надо очень сильно стараться, чтобы всё вышло идеально. От этого по первости было очень страшно, что какой-нибудь твой промах будет замечен, ведь это ручной труд, всякое бывает. У меня целое кладбище есть: две коробки запоротых кукол. Потому что если что-то и выставлять на продажу (ценник всё-таки довольно высокий), то только качественную работу. Я даже ученикам говорю: вы можете не стараться над красотой, потому что поначалу это сложно, но старайтесь сделать качественно. А качество – это просто труд, ручная работа.
– А не жалко расставаться с куклами?
– Вообще нет! Пусть поскорее уходят от меня! А зачем цепляться? Я их сделала, они мне больше не интересны, хочу идти дальше. Мне больше нравится создавать кукол, чем любоваться ими.
– Ты уже давно преподаёшь кукольное мастерство. Кто твои ученики?
– О-о-о, ученики у меня удивительные. Наверно, простой человек не придёт куклу делать. Среди них и художники, и люди из шоу-бизнеса, директора фирм, фотографы, а также простые женщины-домохозяйки, хотя простыми их тоже не назовешь, каждая чем-то интересным да занимается.
В последнее время участились ученики из других городов, да и сама раз в год в Сургут с курсами катаюсь, мне там рады. Один раз ко мне на курс попал мужчина, брутальный инженер, я была очень удивлена. Это был интересный преподавательский опыт: мужчины совершенно иначе воспринимают информацию.
– Наверно, он лепил женщину своей мечты?
– Ну конечно! Получилась длинноволосая, рыжая, с большой грудью, с большой попой и тоненькой талией.
Вообще, мне нравится преподавать. А ещё это более стабильный заработок. Я знаю, что немногие кукольники преподают, в основном, все работают на заказ и тиражируют из полиуретана. Возможно, я когда-нибудь и займусь этим, но пока преподавание мне ближе.
– А как близкие относятся к твоему увлечению?
– Они замечательно относятся! Меня всегда это очень успокаивает, поддерживает и направляет. Потому что скажи ты родителям: «Маам, я хочу быть кукольником!» – в ответ, скорее всего, услышишь что-то в духе: «Доча, хватит ерундой страдать, иди на завод». Но мои родители просто видели, как всё это начиналось. Муж сомневался во мне ровно тридцать секунд, когда я сказала: «Жень, я пойду на курсы по куклам». Тогда он спросил: «Зачем тебе это надо?» Но когда я закончила университет и не успела сделать нужное количество кукол, чтобы их реализовать (денег не было вообще), сидела и плакала: «Может, мне пойти куда-нибудь работать?» – он сказал: «Нет, сиди и делай». Не могу передать всю благодарность и любовь, какую я тогда испытала. И мама с папой невероятно сильно поддерживают меня, всегда интересуются успехами и подбадривают, когда случаются неудачи. Моя благодарность за такое понимание просто неизмерима.
– Случались ли у тебя какие-нибудь забавные истории, связанные с куклами?
– Бывают, конечно. Одна произошла, когда мы ехали с выставки. Мы обычно перевозим кукол в больших деревянных ящиках, на каждую куклу – свой ящик, но в тот раз я сложила все четыре куклы в один. Заматываем ящик в чёрный полиэтилен, перевязываем верёвками, и мой бородатый муж его тащит. И нас тормознули в московском метро: давайте, просвечивайте. И вот, на экране высвечивается рентген кукол, как будто ящик – это гробик, и в нём четыре трупика фей (ну, я их так назвала). Это было забавно, особенно лицо охранника.
Часто на занятиях бывают смешные ситуации. Например, однажды ко мне подошла ученица и спросила: «А вы знаете, что кукольники живут только до сорока?» Я так подсчитала, сколько мне осталось... На самом деле, конечно, работа пыльная, грязная, много вредных материалов, свинец в красках, но если особо не нюхать, то всё будет в порядке.
А ещё забавно, когда при сборке путаешь местами правую и левую ногу или руку.
– Вопрос, почти как на собеседованиях: «кем вы видите себя через пять лет»? Какие у тебя планы на будущее?
– Дальше прокачиваться в фарфоре, ещё планирую делать самой ювелирные украшения для кукол. Конечно же, хочется искать что-то новое, что ещё пока никто не делал. Я считаю, это вообще задача каждого мастера. А в будущем я себя вижу таким же увлечённым человеком, которому хватит и небольшого уголка, чтобы работать в своё удовольствие.
САМОЕ-САМОЕ по мнению Оли Морозовой
Музыка
группа «Therion»
Книга
«Сильмариллион» Толкина
Фильм
«Властелин колец»
Беседовала Елизавета Дземяшкевич, фотографировала Алиса Минченко. Некоторые фото предоставлены героиней.
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!