Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
Маша Оша

Маша Оша – диджитал-художница. В 2018 она начала активно вести в «ВКонтакте» паблик «чехарда», и сейчас её аудитория – почти 11 тысяч человек. Коммерчески Маша занимается только диджитал-артом – рисует на компьютере. Уже три года она участвует в качестве авторки в принтмаркетах – организованных рынках, на которых интернет-художники продают свой оригинальный мерч.

Маша рассказала «Порталу Субкультура» про заработок, воровство в Интернете и «выход в офлайн» на маркетах.

«После “Бахчи” всё и началось»: маркеты для Интернет-художников

– Как ты решилась выкладывать свои работы в сеть?

– Очень давно у меня был крохотный паблик в «ВКонтакте» – на 200-300 человек. Я заливала туда рисунки, чтобы их могли видеть мои друзья. По воле случая в 2018, еще когда я жила в Кирове, меня пригласили на «Бахчу» [«БАХЧЕВОЙ РАЗВАЛ»] – это питерский маркет, который тогда проводился впервые.

– Как тебя пригласили туда?

– Однажды я просто написала в своей группе, что собираюсь поступать в Питер, и меня позвали участвовать. Мне кажется, после «Бахчи» всё и началось: появилась аудитория и стали приглашать на другие маркеты. Я до сих пор в шоке, что тогда меня заметили.

– На скольких маркетах сейчас ты бываешь в год?

– В год проходит три-четыре маркета, но с каждым годом их становится больше: появляются новые организаторы, новые идеи. Сейчас организуют маркеты и в регионах: во Владивостоке, в Калининграде. 2020, конечно, был в этом смысле провальным, но сейчас постепенно маркет-движение восстанавливается.

– Как художники готовятся к маркетам?

– Все, конечно, готовят мерч, но делают это очень по-разному. Кто-то готовит в основном открытки – это удобный метод, если хочется показать картинки. Кто-то делает значки и брелоки. Можно делать зины [зин – отпечатанный в типографии альбом с рисунками]. Это крутая тема, потому что так у зрителя появляется возможность купить сборник иллюстраций отдельного автора. Всегда есть сложность – где всё печатать? Пины и новые виды продукции некоторые художники заказывают напрямую из Китая.

– Сколько времени обычно у вас есть, чтобы подготовить мерч к конкретному маркету?

– Всегда по-разному. Например, сейчас должна была проходить Z0NA, и нам всем написали за два месяца о том, что она будет. Мы начали готовиться. К сожалению, Z0NA отменилась – об этом мы узнали буквально вчера, но это в целом случай «из ряда вон». Обычно на подготовку у нас в три раза меньше времени. Иногда приходится готовиться за две недели, и тогда успеть очень сложно.

– Какие ощущения остаются от маркетов?

– Обычно положительные. Для меня очень важно то, что на принтмаркетах я могу встретиться с теми, кто подписан на меня, и с теми, кто хочет у меня что-то купить. Здорово общаться с другими художниками – для меня это в каком-то роде честь. Хотя маркеты, конечно, бывают очень разными. MCC [Moscow Comic Convention, проходил в «КВЦ Сокольники»] в 2018 в Москве был, например, совершенно провальным.

– В каком плане «провальным»?

– В плане организации. Было огромное, но очень неудобное помещение – там было холодно, для посетителей поставили слишком большую плату за вход, и добираться до него было долго. Людей пришло мало, тогда художники заработали рублей по 500. Я была там как помощница одной из художниц, про выручку знаю от неё. Немного неприятно, потому что ради MCC я приехала в Москву. Хотя туда приезжала ещё художница из Украины – ей было обиднее, я думаю.

– Как можно попасть на маркет?

– Обычно нужно выкупить стол. Он стоит две-две с половиной тысячи, но цены плавают в зависимости от маркета. Есть мероприятия, на которые можно попасть только по приглашению. Как я понимаю, так работает «Аллея авторов» на Comic Con. Туда могут попасть только художники с большим «багажом» – те, кто выпустил свои книги или комиксы. По большому счёту, это авторы, которые уже состоялись, и простому художнику на неё попасть невозможно. Принтмаркеты организованы специально для художников, туда может прийти практически любой, кто делает свой мерч.

– Сколько можно заработать с одного маркета?

– Для меня удачным уловом будет 20-25к, но за вычетом расходов на аренду, печать и билеты (если маркет в другом городе), чистая прибыль составляет 14-17к.

– Топ самых престижных маркетов по твоему мнению – это?

– На первом месте московская «ОВОЩЕБАЗА», на втором – питерская «Бахча», на третьем – «Огонёк».

«Контент для взрослых, фурри, фанарты»: на чём онлайн-художник может сделать деньги

Свои первые деньги, как художница, Маша заработала в 2016 году – она рисовала на заказ. Тогда ей было 16 лет.

– Как можно создать пассивный заработок для художника в Интернете?

– Это работает с мерчем: можно разработать один макет и бесконечно печатать открытки, значки, плакаты. Многие художники именно на этом и живут. Можно завести «Патреон», чтобы выкладывать работы в приватный доступ. Люди готовы платить за эксклюзивный контент. Хотя лично у меня в последнее время получается слишком мало рисовать, чтобы открывать страницу на «Патреоне».

– Ты думаешь, «Патреон» работает, как платформа?

– Очень даже. Там проще набрать иностранную аудиторию, которая в основном больше готова платить за творчество. Насколько я знаю, пользователи из России не так часто подписываются на кого-то на «Патреоне». Иностранную аудиторию можно набрать и в «Твиттере» – по наблюдениям, там она более платежеспособна, чем «ВКонтакте».

– А что насчет донатов в пабликах «ВКонтакте»?

– Я знаю, что можно сделать доступ к паблику платным или добавить плашку с донатами. Я сама подписана на художника, которому за подписку доначу. Я знакома с ним, и он говорит, что платная подписка составляет примерно 15% его заработка на сегодняшний день. Это хорошая тема, но сегодня, к сожалению, она плохо развита. Проблема конкретно с «ВКонтакте» еще и в том, что после определенной суммы донатов платформа начинает брать очень большую комиссию. Это доходит до того, что ты можешь отдавать четверть своего дохода «Контакту».

– Российский потребитель пока не готов платить за рисунки онлайн?

– Знаешь, однажды мой друг, который никак не связан с рисованием, сказал: «Картинки в Интернете ведь не существуют в реальной жизни». И, получается, «зачем за них платить?» Хотя каждое изображение в Интернете уникально, а труды, вложенные в создание диджитал-работы, так же ценны, как и труды, вложенные в написание картины маслом. Творчество онлайн, конечно, должно цениться так же, как традиционное искусство, но у нас такой менталитет – нам кажется, за искусство не нужно платить.

– Адекватный прайс-лист на рисунки не помогает?

– Думаю, здесь мало что зависит от художников. Можно составить прайс-лист, но я не уверена, что найдется потребитель, который будет готов за это заплатить. Многие художники уходят из коммьюнити именно потому, что не получают достаточного фидбэка и не могут существовать на то, что готов дать российский потребитель.

– Какую цену адекватно поставить на полноценную картинку в диджитал, имея аудиторию 10 тысяч человек?

– Я уже больше года не беру заказы. Но если бы я стала рисовать сейчас, я бы поставила не меньше 10 тысяч за полноценную работу. На одну картинку я могу потратить 10-15 часов, если работа сложная. Кажется, что чем больше я развиваюсь, тем больше времени у меня уходит на то, чтобы детализировать работу.

– На чем легче всего заработать художнику сейчас?

– Контент для взрослых, фурри [«очеловеченные» животные], фанарты. Как ни печально, даже на маркетах в основном покупают мерч по фандомам.

– А на каком контенте легче всего набрать аудиторию?

– Многие художники набирают огромную аудиторию, когда рисуют по фандомам, которые на пике популярности. Сейчас, кажется, это «Геншин» [Genshin Impact – компьютерная игра с открытым миром и элементами RPG] и «Магическая битва» [аниме 2020 года]. Ещё, кстати, я была знакома с художницей, которая набрала невероятно много подписчиков на «жизненных комиксах». Если человек рисует жизненные комиксы, обязательно найдется зритель, который узнает в них себя.

«К этому такое отношение, потребительское»: работа над адоптациями и воровство

Адоптации или адопты (англ. Аdoptables) – персонажи, придуманные художником и выставленные на продажу.

– Твои работы воровали?

– У меня срисовывали картинки. Мои работы за свои никто не выдавал – по крайней мере, я такого не видела. Бывает, во всякие паблики постят рисунки без подписи. С этим можно бороться, но некоторые упираются и ни в какую не подписывают, даже если пишешь администрации паблика. Часто воруют адоптации персонажей. В последнее время я зарабатываю на них, это самое неприятное.

– Что такое адоптация?

– Это референс для продажи, на котором изображен персонаж с оригинальным дизайном. Покупатели используют персонажей некоторым образом – не знаю, честно говоря, как именно. Адопты продаются комплектом артов, и если кто-то украл твоего персонажа, которого ты собираешься продавать – это плохо. Многие не понимают, почему кто-то вообще покупает персонажей, но для меня, как для художника, это довольно прибыльная сфера.

– Ты сама придумываешь персонажей, или тебе можно принести готового персонажа из оригинальной истории и заказать адоптацию?

– Я разрабатываю оригинальный дизайн сама, но можно было бы делать референсы и на заказ. Мне никогда не предлагали отрисовать уже придуманного персонажа, но если бы предложили – я бы согласилась. В адоптах я делаю большой упор на одежду, потому что учусь на художника по костюму, это меня захватывает. Получается, в итоге человек покупает полноценного персонажа с несколькими вариантами нарядов, которые я сделала.

– Как можно обнаружить, что кто-то украл твою адоптацию?

– Пишут люди, говорят, что обнаружили – кто-то использует вашего персонажа. К этому такое отношение, потребительское, у большинства людей не из художественного коммьюнити. Сейчас в основном покупают персонажей другие художники, чтобы потом их развивать. Некоторые берут героев для сеттингов.

– Можно как-то бороться с воровством?

– Можно предавать огласке. Чтобы все знали, что вот этот самый человек поступил так, что ему нельзя ничего продавать. Адоптации продают в тематических сообществах или на DeviantArt, и таких людей нужно сразу везде банить.

– «ВКонтакте» пытается как-то регулировать публикации, которые нарушают авторское право?

– Вообще была «Немезида» [алгоритм защиты авторского контента от копирования в ВК], но мне кажется, она уже не работает толком. Конечно, есть оригинальные арты, и система должны обнаруживать, когда их перезаливают, но это не помогает.

– Как художники могут обезопасить себя и свой контент?

– Стоит, наверное, делать такие подписи, которые будет нельзя убрать. Ставить подпись не в углу работы, где ее можно легко обрезать или закрасить, а по центру. На самом деле, гармонично подписать работу сложно. Я не подписываю рисунки в основном потому, что не умею делать так, чтобы это смотрелось красиво, но я видела, что некоторые художники подписывают свой ник на краю одежды персонажей или вписывают в композицию. Конечно, идеальный вариант – когда художник узнаётся по стилю и его можно опознать без подписи, но этого сложно добиться.

«Я чувствую ответственность, как будто должна рисовать что-то качественное»: ненастоящая профессия и настоящие подписчики

– Тебе говорили, что ты занимаешься чем-то несерьёзным?

– Семья не одобряет мою деятельность. Они не считают, что это серьезная работа – рисовать картинки в Интернете. «То, что ты делаешь, конечно, хорошо, но как же настоящая работа? Как же зарабатывать деньги?» Хотя я, вообще-то, зарабатываю. Профессия диджитал-художника только развивается, но я думаю, что вскоре станет востребованной на рынке фриланса.

– Тебя узнавали на улице, как блогеров, например?

– Раньше я часто рисовала автопортреты. Сейчас перестала, но в то время каждая моя вторая работа была автопортретом. Тогда люди узнавали меня на маркетах и говорили: «Очень похоже!»

– Ты ощущаешь, что 10 тысяч живых людей подписаны на тебя в Интернете?

– Если честно, я не хочу думать о том, что это живые, настоящие люди. Я чувствую ответственность, как будто должна рисовать что-то качественное. Я просто сижу дома, рисую картинки, а люди наблюдают за этим, поддерживают – это так странно для меня. В прошлом году у меня было только 4 тысячи подписчиков, и сейчас мне сложно осознать, что их уже 10.

Фотографии - личный архив Маши.

Иллюстрации - группа ВКонтакте «чехарда».

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика