В детстве мы читаем сказки, учимся у героев любви, доброте и самоотверженности, а потом откладываем в сторону, когда кажется, что мы уже всему научились.
Однако есть мудрые люди, которые потом возвращаются к сказкам тем или иным способом. Кто-то слагает свои, а кто-то вспоминает те, которые знал и любил.
Борис Ивван в своем творчестве поступает в том числе именно так. Он обращается к старой сказке Андерсена, немного печальной, как почти все его истории, отчасти страшной, но очень красивой и мудрой – «Снежной королеве».
Все мы помним подвиг Герды, девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы, потому что всем сердцем любила Кая, даже когда его сердце замерзло, а нрав стал дерзким и жестоким. Мы следили за ее приключениями с трепетом, но много ли думали в этот момент о самом Кае?
Борис Ивван не только задумался – он увидел Кая. Безнадежно несчастного и уставшего от холода.
Кольнуло и отпустило,
И вдребезги о ребро,
Лишь на висках застыло
Инея серебро.
В конце сказки Андерсена Кай и Герда стали уже взрослыми – так много прошло лет в скитаниях и испытаниях. Борис Ивван словно заостряет этот момент. Кай не столько повзрослел, сколько поседел – постарел до срока. Поэтому его сердце и не бьется в прежнем детском ритме, поэтому он и сокрушается:
Я знаю, что верной Герде
Меня уже не спасти.
Он слишком изменился – не услышит, не поймет Герду, а самое страшное – если она его не узнает.
Скоро ли я забуду
Всё, что забыть хочу?
Что можно хотеть забыть в чертогах Снежной королевы? То, что не похоже на их пустынную холодную обстановку.
Вот почему Герда нашла Кая холодным и неподвижным, словно неживым – он забыл самую жизнь в этом царстве холода и льда, такого красивого, такого чужого и мертвого. Напрасно Кай «синих кристаллов груду молча ногой» топчет – ему не совладать с холодом, даже если бы он этого желал.
Стихают чувства, исчезают эмоции, словно припорошеные белым, мертвым снегом-саваном, затуманивается, как инеем затягивается, уже не только голова, но и взгляд.
Снежная королева ,
Глаз ледяная мгла.
Назывные предложения входят в текст внезапно, и они как нельзя более точны и уместны. Кай уже не только не чувствует, он почти не думает, только фиксирует окружающее краем сознания. Он почти впадает в забытье. Он замерзает. В этом описании страшный точный натурализм и в то же время туманно ускользающая символичность. Все гораздо тяжелее и мучительнее, чем у Андерсена. Кажется, что такого Кая из таких владений Снежной королевы действительно даже Герде не спасти.
И все же...
Что ж там всё колет слева,
Острое, как игла?
Значит, сердце Кая, пусть и замерзшее, пусть и отравленное зеркалом троллей, по-прежнему болит. Значит, Герда еще властна спасти его. А может быть, он еще способен удержаться от окончательной гибели сам, потому что его сердце помнит, когда рассудок забыл все.
Вероника Лапина
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!