В конце 2020 года были подведены итоги Всероссийской литературной премии «Новый сказ» памяти Павла Петровича Бажова. Звание лауреата премии в номинации «Фантастика» получил прозаик, ученый, философ Павел Шарпп за свой роман «Ирония на два голоса». Мы попросили писателя рассказать о своем творчестве.
– Павел Игнатьевич, вы доктор биологических наук, исследуете сложнейшие темы, связанные с нейробиологией клеток мозга, работали над этим в университетах Великобритании. Как произошел поворот в сторону литературной деятельности?
– Скорее это не поворот, а продолжение пути, начатого в юности, когда я написал фантастическую повесть. Текст ее утерян, но увлечение осталось. Кроме того, я очень любил писать пародии и эссе, шутливые эпиграммы на коллег и друзей. В науке мне удалось сделать интересные работы, получить признание и заказ на обзор в международном топ-журнале «Прогресс в нейробиологии». Параллельно с наукой я вернулся к научной фантастике. Этот жанр позволяет высказывать любые гипотезы, хотя и без строгих доказательств, но с возможностью открывать иные миры, находить необычные аспекты видения мира и самих себя. Это свобода творчества. Многие высказанные фантастами идеи и представления привели к реальным достижениям в науке и технологиях.
– Ваша настоящая фамилия Пахотин. Как появился звучный и изысканный псевдоним Шарпп?
– Мне захотелось, чтобы литературные публикации издавались под особым псевдонимом. Я пошел в этом по довольно простому пути. ШАР – это начало фамилии моей мамы, а ПП – мои инициалы.
– Герой вашего романа «Ирония на два голоса» находится в постоянном диалоге с некоей самостоятельной духовной сущностью, которая живет в нем. Вы не боялись, что читатели воспримут этот сюжет несколько клинически?
– Тема двойников и внутренних диалогов широко использована в мировой литературе, и это не является чем-то клиническим. Этот феномен заслуживает изучения учеными и аналитиками. Мне представляется очень важным обратить внимание читателей, психологов и философов на то, что мышление человека не просто отражение информации, а серьезный аспект работы сознания и познания социальной среды. Устройство мироздания можно исследовать по-разному. В том числе следует обратить внимание, что во вселенной можно встретить не только инопланетян, но и то, что можно обозначить как вселенский разум, с которым человечество находится в контакте.
– История вашего героя создает впечатление автобиографичности. Так ли это?
– Эта книга не является автобиографией в полной мере, но дает понять, как человек может с детства увлечься наукой. Нечто подобное произошло и со мной. Я уверен, что развитие науки позволяет человечеству двигаться вперед, а мышление человека будет заметно беднее, если его лишить возможности слышать свой внутренний голос, который во многом отражает характер и особенности самых близких людей, а значит, приносит нечто индивидуальное во внутреннюю вселенную каждого. Я, как и многие писатели, опираюсь на свой жизненный опыт, собственные впечатления и память. Многое дают пристальные наблюдения за судьбами людей.
– Повествование вашего романа ведется от первого лица, создавая единство автора и героя-рассказчика. А каковы в действительности ваши отношения со своим героем? Не случается ли вступать с ним в конфликт?
– Да, это случается – главные герои приобретают самостоятельность, имеют свои характер и волю. При попытках в книге увести сюжет в сторону я чувствую, что поведение главного героя и внутреннего голоса не соответствует логике изложения, они вступают в противоречие.
– Ваш роман буквально заражает стремлением к расширению сознания и выявлению новых способностей. А как, на ваш взгляд, обстоит дело в реальности? Удалось ли людям за эти постсоветские годы расширить свое сознание – ведь теперь все идеологические запреты сняты?
– Я уверен, что внутренняя вселенная человека обладает собственной свободой и напрямую не зависит от устройства социума. Более того, внутренняя свобода мышления помогает менять реальную жизнь, находить новые пути развития. Конечно, люди стали другими в условиях свободы от политических запретов и штампов. Видимо, задача современной литературы – углядеть особенности и предпочтения людей эпохи ХХI века.
– Повествование вашего романа выводит читателя на излюбленную фантастами тему – герой спасает мир. Вы действительно считаете, что наш мир пора спасать?
– Нам следует изучать устройство мироздания и то, как оно отражается в мышлении человека, циклических процессах души и тела. Крайне важно понимать, что непродуманные поступки человека, всей человеческой цивилизации могут привести к мировым войнам, катастрофам и необратимым разрушениям земного мира и даже вселенной. Главное, чтобы люди, следуя задачам достичь новых технологий и богатств, не совершали фатальных ошибок.
– В опубликованном романе вы поставили перед читателем множество интереснейших вопросов: исторических, естественно-научных, философских. О чем же придется задуматься читателю в следующих частях эпопеи?
– Даже после первых шагов человека в космос поменялось наше представление о мире, о том, как и куда нам следует двигаться. Еще большие достижения нас ждут по мере проникновения в дальний космос, в иные миры. Можно полагать, что человечество узнает много нового о пространстве и времени, о взаимодействии с иными видами разума, покорении энергии, найдутся новые пути продления жизни, понимания генома и собственного мышления. В следующих частях этого цикла книг сохранятся отношения главных героев, несмотря на опасности и сложности. Связи с миром Всеразума и внутренним голосом позволят нашим героям находить остроумные и точные решения, получать помощь в предсказании будущего. По-прежнему главный герой будет брать на себя ответственность за безопасность любимых людей и даже человечества в целом. Но, как и прежде, он не сможет обойтись без помощи своих близких, без воодушевления и применения талантов, подаренных природой.
Удивительные приключения и коллизии ждут главных героев в области интеллекта, творчества, любви и раскрытия новых парадоксов. Это будут необычные открытия и творческие достижения.
– Ваш роман «Ирония на два голоса» принес вам звание лауреата премии «Новый сказ» памяти П. П. Бажова. Собираетесь ли вы в дальнейшем принимать участие в литературных конкурсах и фестивалях Интернационального Союза писателей?
– Безусловно, творческие конкурсы, которые проводит Союз, – это воодушевляющее явление в жизни писательской среды. Они заставляют стремиться к выразительности произведений, к ожиданию откликов коллег, читателей и критиков. Это служит мощным фактором поддержки, дарит энергию для создания нового, возможность получать обратную связь в Союзе писателей. Конечно, я собираюсь принять участие в фестивалях и творческих конкурсах. Это всегда очень увлекательно и позволяет узнать много ярких личностей.
Интервью с П. П. Шарппом подготовила и провела писатель, филолог, литературный работник Интернационального Союза писателей Ольга Грибанова
Служба информации ИСП
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!