Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

В конце 2020 года были подведены итоги Всероссийской литературной премии «Новый сказ» памяти Павла Петровича Бажова. Звание лауреата премии в номинации «Фантастика» получил прозаик, ученый, философ Павел Шарпп за свой роман «Ирония на два голоса». Мы попросили писателя рассказать о своем творчестве.

– Павел Игнатьевич, вы доктор биологических наук, исследуете сложнейшие темы, связанные с нейробиологией клеток мозга, работали над этим в университетах Великобритании. Как произошел поворот в сторону литературной деятельности?

– Скорее это не поворот, а продолжение пути, начатого в юности, когда я написал фантастическую повесть. Текст ее утерян, но увлечение осталось. Кроме того, я очень любил писать пародии и эссе, шутливые эпиграммы на коллег и друзей. В науке мне удалось сделать интересные работы, получить признание и заказ на обзор в международном топ-журнале «Прогресс в нейробиологии». Параллельно с наукой я вернулся к научной фантастике. Этот жанр позволяет высказывать любые гипотезы, хотя и без строгих доказательств, но с возможностью открывать иные миры, находить необычные аспекты видения мира и самих себя. Это свобода творчества. Многие высказанные фантастами идеи и представления привели к реальным достижениям в науке и технологиях.

– Ваша настоящая фамилия Пахотин. Как появился звучный и изысканный псевдоним Шарпп?

– Мне захотелось, чтобы литературные публикации издавались под особым псевдонимом. Я пошел в этом по довольно простому пути. ШАР – это начало фамилии моей мамы, а ПП – мои инициалы.

– Герой вашего романа «Ирония на два голоса» находится в постоянном диалоге с некоей самостоятельной духовной сущностью, которая живет в нем. Вы не боялись, что читатели воспримут этот сюжет несколько клинически?

– Тема двойников и внутренних диалогов широко использована в мировой литературе, и это не является чем-то клиническим. Этот феномен заслуживает изучения учеными и аналитиками. Мне представляется очень важным обратить внимание читателей, психологов и философов на то, что мышление человека не просто отражение информации, а серьезный аспект работы сознания и познания социальной среды. Устройство мироздания можно исследовать по-разному. В том числе следует обратить внимание, что во вселенной можно встретить не только инопланетян, но и то, что можно обозначить как вселенский разум, с которым человечество находится в контакте.

– История вашего героя создает впечатление автобиографичности. Так ли это?

– Эта книга не является автобиографией в полной мере, но дает понять, как человек может с детства увлечься наукой. Нечто подобное произошло и со мной. Я уверен, что развитие науки позволяет человечеству двигаться вперед, а мышление человека будет заметно беднее, если его лишить возможности слышать свой внутренний голос, который во многом отражает характер и особенности самых близких людей, а значит, приносит нечто индивидуальное во внутреннюю вселенную каждого. Я, как и многие писатели, опираюсь на свой жизненный опыт, собственные впечатления и память. Многое дают пристальные наблюдения за судьбами людей.

– Повествование вашего романа ведется от первого лица, создавая единство автора и героя-рассказчика. А каковы в действительности ваши отношения со своим героем? Не случается ли вступать с ним в конфликт?

– Да, это случается – главные герои приобретают самостоятельность, имеют свои характер и волю. При попытках в книге увести сюжет в сторону я чувствую, что поведение главного героя и внутреннего голоса не соответствует логике изложения, они вступают в противоречие.

– Ваш роман буквально заражает стремлением к расширению сознания и выявлению новых способностей. А как, на ваш взгляд, обстоит дело в реальности? Удалось ли людям за эти постсоветские годы расширить свое сознание – ведь теперь все идеологические запреты сняты?

– Я уверен, что внутренняя вселенная человека обладает собственной свободой и напрямую не зависит от устройства социума. Более того, внутренняя свобода мышления помогает менять реальную жизнь, находить новые пути развития. Конечно, люди стали другими в условиях свободы от политических запретов и штампов. Видимо, задача современной литературы – углядеть особенности и предпочтения людей эпохи ХХI века.

– Повествование вашего романа выводит читателя на излюбленную фантастами тему – герой спасает мир. Вы действительно считаете, что наш мир пора спасать?

– Нам следует изучать устройство мироздания и то, как оно отражается в мышлении человека, циклических процессах души и тела. Крайне важно понимать, что непродуманные поступки человека, всей человеческой цивилизации могут привести к мировым войнам, катастрофам и необратимым разрушениям земного мира и даже вселенной. Главное, чтобы люди, следуя задачам достичь новых технологий и богатств, не совершали фатальных ошибок.

– В опубликованном романе вы поставили перед читателем множество интереснейших вопросов: исторических, естественно-научных, философских. О чем же придется задуматься читателю в следующих частях эпопеи?

– Даже после первых шагов человека в космос поменялось наше представление о мире, о том, как и куда нам следует двигаться. Еще большие достижения нас ждут по мере проникновения в дальний космос, в иные миры. Можно полагать, что человечество узнает много нового о пространстве и времени, о взаимодействии с иными видами разума, покорении энергии, найдутся новые пути продления жизни, понимания генома и собственного мышления. В следующих частях этого цикла книг сохранятся отношения главных героев, несмотря на опасности и сложности. Связи с миром Всеразума и внутренним голосом позволят нашим героям находить остроумные и точные решения, получать помощь в предсказании будущего. По-прежнему главный герой будет брать на себя ответственность за безопасность любимых людей и даже человечества в целом. Но, как и прежде, он не сможет обойтись без помощи своих близких, без воодушевления и применения талантов, подаренных природой.

Удивительные приключения и коллизии ждут главных героев в области интеллекта, творчества, любви и раскрытия новых парадоксов. Это будут необычные открытия и творческие достижения.

– Ваш роман «Ирония на два голоса» принес вам звание лауреата премии «Новый сказ» памяти П. П. Бажова. Собираетесь ли вы в дальнейшем принимать участие в литературных конкурсах и фестивалях Интернационального Союза писателей?

– Безусловно, творческие конкурсы, которые проводит Союз, – это воодушевляющее явление в жизни писательской среды. Они заставляют стремиться к выразительности произведений, к ожиданию откликов коллег, читателей и критиков. Это служит мощным фактором поддержки, дарит энергию для создания нового, возможность получать обратную связь в Союзе писателей. Конечно, я собираюсь принять участие в фестивалях и творческих конкурсах. Это всегда очень увлекательно и позволяет узнать много ярких личностей.

Интервью с П. П. Шарппом подготовила и провела писатель, филолог, литературный работник Интернационального Союза писателей Ольга Грибанова

Служба информации ИСП

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика