Про места упокоения – это я имею в виду «толстые» литературные журналы. На разных круглых столах я часто общаюсь с авторами «Нового мира», «Знамени», «Нашего современника», и т. д. и т. п. Авторы и редакторы, как один, говорят за элитарность, называют всё остальное недостойным внимания. Литература для них только то, что печатают в некоторых журналах.
Больше всего «толстожурнальщики» не любят фантастику, так как, по их мнению, это вообще не литература. Хотя почему нет? Ну да, читают фантастику дети и подростки. Это плохо? Как сказал Сергей Михалков: «Сегодня – дети, завтра – народ».
Тираж «толстых» литжурналов маленький, круг читателей –микроскопический.
Печатают от пятисот экземпляров, а если больше, то всё гниёт на складе. Да и пятьсот эти особо никому не нужны. Тоже, в общем-то, лежат. Я, честно, давно не видел живого читателя подобного добра. Есть ли он вообще?
Меня всегда интересовало, как в голове редакторов укладывается невостребованность журналов и щебет о том, что они делают современную литературу? Они говорят об элитарности, но какая-то она уж совсем ограниченная, больше похожая на пустоту, избранность, стремящаяся к нулю.
Поэтому я обычно называю журнальный процесс России – «мастурбацией». Писатель без читателя – это как секс без партнёра. Не так ли?
Казалось бы, обновите дизайн. Хотя бы. Сделайте нормальный «дом» в Интернете…
На сайте «Нового мира» чёрт все копыта переломает. Вообще непонятно, что где смотреть, что как купить. Редакция журнала плюет на своего потенциального читателя. Тфу на вас на всех с высокой колокольни!
И вообще, много ли покупают pdf? Мне кажется, мало или вообще не покупают. Вряд ли это экономически целесообразно, а вот если сделать сайт современным и бесплатным, чтобы тексты индексировал «Яндекс», то это хотя бы на репутацию авторов влияло и точно бы увеличивало количество читателей. А так опубликовался ты в «Новом мире» – и об этом знают только главный редактор Василевский, сам автор и корректор.
«Толстым» журналам дают субсидии. Это растрата денег, за которую нужно привлекать к уголовной ответственности. Поддерживать то, что жить уже не может, а самое главное – не хочет, бесполезно.
Все редакторы журналов, как один, – снобы, некоторые гордятся тем, что их в СП СССР приняли ещё при советской власти. Членство в СП СССР – позорное клеймо для порядочного человека, да и для них должно быть именно так, судя по политике, которую они ведут, но тут многих настигает биполярочка.
Самый необычный, с моей точки зрения, редактор – это Андрей Василевский. Он, конечно, обидится на меня, а я не люблю обижать людей, особенно редактора «Нового мира». Но как есть. Замечу, что ему не привыкать: его имя и так полощут, причём часто незаслуженно. Видно, что ругают, потому что не взял, не опубликовал.
Чего только стоит заметка – не буду пиарить автора – о том, что Василевский не пьёт водку, и поэтому на каждом фуршете много ест. Художественно описано обжорство Василевского. Он предстает дебилом и неандертальцем. Очень смешно. Но автор, конечно, просто вымещает злобу. Нравится Василевскому есть – пусть ест. И уж точно Андрей Витальевич не настолько ограничен, как желает показать автор заметки. Погуглите в интернете.
Я не хочу свой голос прибавлять к хору воплей неудачников, поэтому считайте, что я отбежал от них в сторону. Подчёркиваю: Василевского мне ненавидеть не за что. Я ничего не посылал в «Новый мир» с 2001 года, а он в 2005 году, после того как я получил премию «Дебют», наоборот, просил у меня что-нибудь.
И я не утверждаю, что никогда ничего не принесу в «Новый мир» или в подобное издание, я тоже из тех архаичных ребят, которые, несмотря ни на что, хотят опубликоваться в «толстом» журнале. Так бывает у некоторых мужчин: жена глупая, гулящая и не очень красивая, но все равно за что-то её любишь.
И вот теперь, если я притащу рукопись, меня есть за что не печатать. За то, что я написал эти размышления.
А сейчас история о Василевском.
Я вспоминаю это часто, всем рассказываю, получается, что я говорю гадости за глаза, а так делать подло. Поэтому сейчас я кричу во все горло.
Так вот, когда я учился в Литинституте, нам показывали фильм, где студенты 80-х годов что-то говорили за советскую власть и соцреализм. И вот там дали слово Андрюше Василевскому, который бодро так чесал за соцреализм и всякую коммунистическую пропаганду.
Мы, студенты, ржали в голос. Это было лет восемнадцать назад. Тогда уже Василевский ходил бронзовый и либеральный.
«Мякиш», – тогда подумал я. Есть такие люди, которые умеют достигать цели и катиться даже по ровной поверхности, они используют всякие невидимые глазу неровности… Больше всего в жизни я не люблю ханжество и лицемерие. Я даже эту колонку хотел назвать «Андрей Василевский как флагман посредственности…». Потом подумал и понял, что никакой он не флагман, как все, чего-то там делает, свой сад взращивает, пусть и с кривыми кустами и гниловатыми деревьями. Но кто как может.
Ещё я хотел назвать колонку так: «О тех, кто несёт чушь с самодовольным лицом», но понял, что это тоже перебор.
Просто мы разные. Я считаю, что хорошее искусство – это хороший бизнес, а есть редакторы, которые хотят назначать гениев за малый прайс, или уважительное отношение к себе, или там за секс; и есть авторы, которые жаждут быть назначенными.
Показательный разговор между Василевским и молодым, а сейчас очень известным писателем, я не буду его называть: на Василевского – плевать, а вот на Сергея Шаргунова – нет. Проговорился. Тогда ладно.
Хорошо отношусь к Шаргунову, не думаю, что он рассердится, тем более, если бы я хотел его обидеть, то у меня материала на книгу бы набралось.
В общем, было это на форуме молодых писателей в 2002 году. Мастера и ученики к вечеру в четверг выпили изрядно, и Василевский в баре объяснял Сергею, что так, как он, пишут многие, важно лишь, что «Новый мир» принял эти тексты: только поэтому рассказы Шаргунова великие. Так и живём: посредственный редактор важнее талантливого писателя.
Поясняю, откуда такая точность в днях недели: я веду дневники. Всё записываю, запоминаю, а когда нужно, использую. Профессиональная привычка.
В общем, «толстяки» – это пирамиды, занесённые песком. Но всё равно тянет нас, людей ещё старой закалки, в периодику. У меня на «Ютубе» просмотров под видео от 8500 до 51 000. Мне, по сути дела, чтобы говорить с публикой, ни газеты, ни журналы не нужны, но я почему-то веду колонки, пишу рецензии. Молодёжь уже другая, что тоже предрекает смерть периодике, но это тема для отдельного материала.
А сейчас у «толстых» журналов есть два пути: первый – кто-то расчистит от них место, то есть журналов не станет; второй – новые редакторы проведут ребрендинг.
Нынешние редакторы-толстожурнальщики делают все, чтобы отвадить последнего дохлого читателя, и дело не в контенте, они печатают много годного, дело в подаче, в дизайне журналов, в сайтах и позиционировании в интернете. Занудство и снобизм – это слоган современных литжурналов. А деловая репутация такая: полное отсутствие грамотного менеджмента и понимания рекламы.
Солидный Господь для солидных господ, а литжурналы даже талантливые поэты с грязными волосами и циррозом печени не читают, потому что поэты, кроме себя, никого не видят. (Важная ремарка: по мнению многих участников журнального процесса, грязные волосы и цирроз – непременные атрибуты таланта! А! Да! Ещё бедность. Совсем забыл я, что художник непременно должен быть голодным!)
В заключение скажу, что специально выбрал одного редактора Василевского, на примере которого показал пороки всех журналов и редакторов. А так я и про Чупринина, и про Барметову, и про других много смешных секретиков знаю из первых рук, начиная от личного до финансового. И про Василевского я ничего особенного пока не сказал. Будет настроение – побеседуем об этих персонах подробнее.
Хотя если откровенно, то, как мне кажется, пусть мертвецы хоронят своих мертвецов. Не так ли?
Полная информация:
https://litrossia.ru/item/mesta-naivysshego-upokoeniya-pisatelya/?fbclid=IwAR1gvYstmM6TuOp6dJQzk5nj7tEzzkYSln0ki3VMYXPlq0EPn2FKzi0z6tQ
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!