15 июня 2022 года, в Екатеринбурге, состоялась церемония награждения Евразийской международной литературной премии «Новый сказ» памяти Павла Петровича Бажова.
Звание признанного литературного мастера в номинации «Поэзия» заслужил священнослужитель, протоиерей Олег Штельман.
Интернациональный Союз писателей записал интервью с лауреатом.
– Олег Викторович, у Вас интересная судьба: после службы на космодроме Байконур вы переехали в Литву и стали священнослужителем. Почему вдруг такой выбор и почему параллельно Вы выбрали путь в литературу?
– Выбор этот произошёл не вдруг, а к этому я шёл постепенно. Или как говорим мы, верующие люди: «Господь привёл к этому». Хотя с детства я мечтал о другом. Я любил петь и мечтал стать певцом, увлекся театром и мечтал стать актёром.
Байконур – солидное слово, но я служил в скромном месте – в подразделении БПК (Банно-прачечный комбинат).
Однажды я познакомился с одним гражданским, экспедитором, который серьёзно увлекался философией. Он сказал, что рано или поздно каждый философ приходит к выводу, что жизнь не имеет смысла, и может начаться депрессия, но, если ты придёшь к выводу, что смерть не имеет смысла, – ты победил! В следующий раз, когда мы встретились с философом, я сказал, что мне нравится христианская философия – люди верят в Бога, они не боятся смерти, потому что душа бессмертна. Это вывод стал моим первым проблеском на пути к Богу.
После армии я много раз ездил в Вильнюс, где жили дедушкины родственники. Начал общаться со священниками, побывал у старца отца Николая Гурьянова на острове Залит возле Пскова. Затем поступил в Виленский Свято-Духов монастырь. Через год я стал диаконом, ещё через год диаконского служения я вошёл в некую свою духовную колею. И понял, что мне это нравится. Здесь я и пою, и выступаю, и помогаю людям.
Первые стихи я начал писать в старших классах, пробовал в армии, но все это было просто для развлечения или чтобы переключиться на что-то другое среди обыденной жизни.
Второе поэтическое дыхание открылось в 1997 г., когда приближался юбилей Виленских мучеников – 650-летие их мученической кончины. Тогда я размышлял о том, почему никто из поэтов не написал ни стихов, ни духовной песни о них. И я решил восстановить справедливость и попробовать написать о них. И получилась целая баллада из тридцати двух строф, затем сочинил музыку и стал петь эту балладу под гитару.
– Вы печатаетесь под своим именем, а как Вы относитесь к псевдонимам?
– Каждый автор сам для себя решает, под каким именем он будет издаваться.
Я никого не осуждаю за псевдонимы, это личное дело каждого автора.
Я пишу духовную поэзию, прозу и не считаю нужным печататься под псевдонимом. Ведь в духовных произведениях отображается правда и истина. А если автор, пишущий об этом, сам скрывается за псевдонимом, это может вызвать недоверие.
– Ваши стихотворения лиричные, жанровые – гражданская лирика, философская, религиозная. Какая тема их объединяет?
– Во главе угла находится Христос. Он есть Альфа и Омега – Начало и Конец всему. И Он влияет на мир и людей в моих произведениях.
– Вы автор нескольких поэтических сборников, и один из них – «Что спасёт мир?». Вы взяли для сборника тему Достоевского?
– Да, конечно, об этом говорится в строках стихотворения, которое так и называется – «Что спасёт мир». Как говорит о Достоевском Анастасия Першкина: «За пять лет до публикации «Братьев Карамазовых» Достоевский уже пытался фантазировать о том, что будет делать человечество без Бога». Достоевский размышлял о том, что будет, а мы уже увидели и знаем, и снова пришли к этому вопросу, который очень важен для нас. Возможно, сейчас настало время разобрать ошибки.
– В своё время Маяковский написал статью «Как делать стихи?». А как Вы работаете над рифмой, есть ли какие-то приёмы?
– Нужно понимать, что Маяковский писал эту статью во времена разрушения старого мира и создания нового. Я люблю такую поэзию, в которой есть три составляющих, это как три лица Святой Троицы, едины и не раздельны – поэтический образ, огранённый в ритм и рифму.
Хотя иногда в моих стихах бывает жертвую словами с идеальной рифмой на приблизительную, если это слово глубже и точнее отображает мысль.
В богословии каждое слово должно быть на своём месте, и ничего не должно быть лишнего или недостающего. И одно неосторожное слово ради выгодной рифмы может превратить богословскую мысль в еретическую.
– Где Вы ищете вдохновение, когда рифма откликается к любому слову?
– Стихи для меня как дети, которые появляются по-разному. Я не писал ни одного стихотворения только ради того, чтобы просто написать. Например, о природе пишутся быстро. Если пишу о святых, приходится работать больше, так как нужно изучить материал из разных источников, подумать, о чем писать и как. Например, небольшую поэму «Думы у портрета Николая Николай II», состоящую из двадцати двух строф, я писал дольше всех – шестнадцать лет.
– Вы уже известный литератор, есть ли у Вас «прививка» от тщеславия?
– Опасность есть всегда. Я всегда стараюсь следить за собой и бороться с ней. Прививка такая – я всегда самому себе напоминаю слова Христа из Евангелия: «Без меня не можете ничего сделать». И если я что-то написал и сам доволен результатом, то говорю себе: «Если бы Господь не помог, я бы сам не сделал». Хотя тщеславие — это такой хитрый змей, что под разным благовидным предлогом незаметно пытается проникнуть в душу.
– Как Вы считаете, человечество сейчас на грани или это просто кризис?
– Если отвечать кратко, могу сказать так – это жизнь. Что касается кризиса, то он начался не сейчас, а с того момента, когда Адам и Ева вкусили запретный плод и лишились Рая.
Затем Сын Божий пришёл к людям, родившись смиренно в яслях, вместе с людьми проживает жизнь как человек, желая помочь, исцелял больных, слепых, хромых, парализованных, воскрешал мертвых, умер тяжёлою смертью за грехи людей и воскрес! Чтобы вывести людей из кризиса, предлагает Вечную Жизнь, которая начинается уже здесь на земле, с крещенской купели. А ключ к ней – это жительство на земле по Небесным законам, т.е. по заповедям – не убий, не укради и т.д.
Кстати, слово «кризис» – греческое, означает «суд».
– Как Вы ощущаете себя в звании признанного литературного мастера?
– Я наблюдаю за литературными процессами в России. Стараюсь по возможности поучаствовать хотя бы заочно.
В премии «Новый сказ» памяти Павла Петровича Бажова участвую второй раз. Первый раз я участвовал в 2019 г. в номинации «Проза» и получил Гран-при, в этот раз участвовал с поэзией. Награды, звания вдохновляют или утешают писателей. Но самая главная награда – это читатели. Для читателя всё равно, какие у писателя награды. Если интересно и нужно то, что писатель пишет, то его читают, если нет, то нет.
– Есть ли у Вас желание начать писать крупную прозу?
– У меня есть идеи для двух исторических романов, но пока я ещё мало собрал данных, чтобы приступить. На какую тему – пока не буду говорить. Я пока довольствуюсь малой прозой. Я заметил, что последнее время люди в соцсетях мало читают. Поэтому мне кажется, что малая форма прозы сейчас как раз то, что нужно современному человеку.
Писатель, журналист Ольга Новикова
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.