Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ ПОЛУЧИЛ ЕВРАЗИЙСКУЮ ПРЕМИЮ «НОВЫЙ СКАЗ»

15 июня 2022 года, в Екатеринбурге, состоялась церемония награждения Евразийской международной литературной премии «Новый сказ» памяти Павла Петровича Бажова.
Звание признанного литературного мастера в номинации «Поэзия» заслужил священнослужитель, протоиерей Олег Штельман.
Интернациональный Союз писателей записал интервью с лауреатом.

– Олег Викторович, у Вас интересная судьба: после службы на космодроме Байконур вы переехали в Литву и стали священнослужителем. Почему вдруг такой выбор и почему параллельно Вы выбрали путь в литературу?

– Выбор этот произошёл не вдруг, а к этому я шёл постепенно. Или как говорим мы, верующие люди: «Господь привёл к этому». Хотя с детства я мечтал о другом. Я любил петь и мечтал стать певцом, увлекся театром и мечтал стать актёром.

Байконур – солидное слово, но я служил в скромном месте – в подразделении БПК (Банно-прачечный комбинат).

Однажды я познакомился с одним гражданским, экспедитором, который серьёзно увлекался философией. Он сказал, что рано или поздно каждый философ приходит к выводу, что жизнь не имеет смысла, и может начаться депрессия, но, если ты придёшь к выводу, что смерть не имеет смысла, – ты победил! В следующий раз, когда мы встретились с философом, я сказал, что мне нравится христианская философия – люди верят в Бога, они не боятся смерти, потому что душа бессмертна. Это вывод стал моим первым проблеском на пути к Богу.

После армии я много раз ездил в Вильнюс, где жили дедушкины родственники. Начал общаться со священниками, побывал у старца отца Николая Гурьянова на острове Залит возле Пскова. Затем поступил в Виленский Свято-Духов монастырь. Через год я стал диаконом, ещё через год диаконского служения я вошёл в некую свою духовную колею. И понял, что мне это нравится. Здесь я и пою, и выступаю, и помогаю людям.

Первые стихи я начал писать в старших классах, пробовал в армии, но все это было просто для развлечения или чтобы переключиться на что-то другое среди обыденной жизни.

Второе поэтическое дыхание открылось в 1997 г., когда приближался юбилей Виленских мучеников – 650-летие их мученической кончины. Тогда я размышлял о том, почему никто из поэтов не написал ни стихов, ни духовной песни о них. И я решил восстановить справедливость и попробовать написать о них. И получилась целая баллада из тридцати двух строф, затем сочинил музыку и стал петь эту балладу под гитару.


– Вы печатаетесь под своим именем, а как Вы относитесь к псевдонимам?

Каждый автор сам для себя решает, под каким именем он будет издаваться.
Я никого не осуждаю за псевдонимы, это личное дело каждого автора.

Я пишу духовную поэзию, прозу и не считаю нужным печататься под псевдонимом. Ведь в духовных произведениях отображается правда и истина. А если автор, пишущий об этом, сам скрывается за псевдонимом, это может вызвать недоверие.

– Ваши стихотворения лиричные, жанровые – гражданская лирика, философская, религиозная. Какая тема их объединяет?

Во главе угла находится Христос. Он есть Альфа и Омега – Начало и Конец всему. И Он влияет на мир и людей в моих произведениях.

– Вы автор нескольких поэтических сборников, и один из них – «Что спасёт мир?». Вы взяли для сборника тему Достоевского?

Да, конечно, об этом говорится в строках стихотворения, которое так и называется «Что спасёт мир». Как говорит о Достоевском Анастасия Першкина: «За пять лет до публикации «Братьев Карамазовых» Достоевский уже пытался фантазировать о том, что будет делать человечество без Бога». Достоевский размышлял о том, что будет, а мы уже увидели и знаем, и снова пришли к этому вопросу, который очень важен для нас. Возможно, сейчас настало время разобрать ошибки.

– В своё время Маяковский написал статью «Как делать стихи?». А как Вы работаете над рифмой, есть ли какие-то приёмы?

Нужно понимать, что Маяковский писал эту статью во времена разрушения старого мира и создания нового. Я люблю такую поэзию, в которой есть три составляющих, это как три лица Святой Троицы, едины и не раздельны – поэтический образ, огранённый в ритм и рифму.

Хотя иногда в моих стихах бывает жертвую словами с идеальной рифмой на приблизительную, если это слово глубже и точнее отображает мысль.

В богословии каждое слово должно быть на своём месте, и ничего не должно быть лишнего или недостающего. И одно неосторожное слово ради выгодной рифмы может превратить богословскую мысль в еретическую.


– Где Вы ищете вдохновение, когда рифма откликается к любому слову?

– Стихи для меня как дети, которые появляются по-разному. Я не писал ни одного стихотворения только ради того, чтобы просто написать. Например, о природе пишутся быстро. Если пишу о святых, приходится работать больше, так как нужно изучить материал из разных источников, подумать, о чем писать и как. Например, небольшую поэму «Думы у портрета Николая Николай II», состоящую из двадцати двух строф, я писал дольше всех – шестнадцать лет.

– Вы уже известный литератор, есть ли у Вас «прививка» от тщеславия?

Опасность есть всегда. Я всегда стараюсь следить за собой и бороться с ней. Прививка такая – я всегда самому себе напоминаю слова Христа из Евангелия: «Без меня не можете ничего сделать». И если я что-то написал и сам доволен результатом, то говорю себе: «Если бы Господь не помог, я бы сам не сделал». Хотя тщеславие — это такой хитрый змей, что под разным благовидным предлогом незаметно пытается проникнуть в душу.

– Как Вы считаете, человечество сейчас на грани или это просто кризис?

Если отвечать кратко, могу сказать так – это жизнь. Что касается кризиса, то он начался не сейчас, а с того момента, когда Адам и Ева вкусили запретный плод и лишились Рая.

Затем Сын Божий пришёл к людям, родившись смиренно в яслях, вместе с людьми проживает жизнь как человек, желая помочь, исцелял больных, слепых, хромых, парализованных, воскрешал мертвых, умер тяжёлою смертью за грехи людей и воскрес! Чтобы вывести людей из кризиса, предлагает Вечную Жизнь, которая начинается уже здесь на земле, с крещенской купели. А ключ к ней – это жительство на земле по Небесным законам, т.е. по заповедям – не убий, не укради и т.д.
Кстати, слово «кризис» – греческое, означает «суд».

– Как Вы ощущаете себя в звании признанного литературного мастера?

– Я наблюдаю за литературными процессами в России. Стараюсь по возможности поучаствовать хотя бы заочно.

В премии «Новый сказ» памяти Павла Петровича Бажова участвую второй раз. Первый раз я участвовал в 2019 г. в номинации «Проза» и получил Гран-при, в этот раз участвовал с поэзией. Награды, звания вдохновляют или утешают писателей. Но самая главная награда – это читатели. Для читателя всё равно, какие у писателя награды. Если интересно и нужно то, что писатель пишет, то его читают, если нет, то нет.

– Есть ли у Вас желание начать писать крупную прозу?

– У меня есть идеи для двух исторических романов, но пока я ещё мало собрал данных, чтобы приступить. На какую тему – пока не буду говорить. Я пока довольствуюсь малой прозой. Я заметил, что последнее время люди в соцсетях мало читают. Поэтому мне кажется, что малая форма прозы сейчас как раз то, что нужно современному человеку.

Писатель, журналист Ольга Новикова

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика