Со 2 по 5 сентября в Гостином дворе в 35-й раз прошла, даже прогремела Московская международная книжная ярмарка. Казалось бы – четыре мимолетных дня, а за это время случилось многое, огромного масштаба: крупнейшую ярмарку страны посетили 1,5 миллиона человек, десятки авторов выступили спикерами и провели мастер-классы, известные писатели, литературные критики и поэты представили книжные новинки, пообщались с читателями и дали интервью журналистам. И среди них современный российский фантаст, член Московской организации Союза писателей России и Интернационального Союза писателей Александр Лонс.
Кажется, что частная жизнь Александра Лонса – тайна за печатями и лежит в неведомом шкафу, в большой железной коробке под грифом «Совершенно секретно». Лишь в социальных сетях появляются полурефлексивные авторские заметки. Но это неважно, достаточно знать, что Лонс однажды вступил на литературное поприще фантастики и уже издал более 20 книг в немыслимо сложных жанрах: фантастический детектив и городское фэнтези – и получил за свои труды великое множество премий, из последних – диплом лауреата Московской международной литературной премии-биеннале – 2020-2022 в номинации «Фантастика» и золотую статуэтку премии им Ф. М. Достоевского «Книга XXI» века.
Сегодня читателям особенно повезло: ИСП удалось поговорить с таинственным фантастом.
– Александр, почувствовали нужную атмосферу на сентябрьской книжной ярмарке в Гостином дворе?
– Почувствовал, конечно. Вернее, даже – прочувствовал. Побольше бы таких замечательных мероприятий.
– Что Вы испытываете, когда видите свои книги на полках?
– Желание, чтобы их кто-нибудь купил.
– Что для Вас значит слава и стремление к ней?
– Наверное, ничего не значит. У меня нет стремления к ней.
– В одной из Ваших блогерских заметок в соцсетях Вы написали, что, цитирую: «Писать для меня – сущая пытка, и никакой «радости творчества» никогда я не испытывал. Вообще не знаю, что это такое…». И при этом Вы очень плодовитый автор – 2 книги в год. Как же тогда сочетается такая писательская плодовитость с нежеланием что-то писать?
– Так и есть. Две в год – это для меня сейчас недостижимо. Получается только одна. Одна в год. Как сказала великая белорусская писательница Ольга Громыко: «Книгу надо прожить». А если писать примерно по 1400 знаков в день, считая пробелы, что совсем немного, за год можно наработать вполне достойный текст.
– А есть у Вас места силы, где набираете энергию, наполняетесь? И что Вас заряжает на писательскую работу?
– Есть, конечно. Это лес или берега водоемов. Чем больше водоем – тем лучше. Идеально – берег океана, но это трудно по ряду причин.
– Мне кажется, в слове «зачем» спрятан вектор смысла действия. Поэтому хочу спросить, для чего, зачем Вы пишете?
– Чтобы заглушить внутренних демонов. Вот, к примеру, устроил мне выговор какой-нибудь начальник. Несправедливый, на мой взгляд, выговор. А я пришел к себе и записал этот разговор. Потом вложу в уста малосимпатичного персонажа.
– Я знаю, что Вы не хотите быть знаменитым. Почему? Неужели врожденная интроверсия, внутренняя закрытость не дает принять тщеславие и обрести всемирную славу, которая по сути-то у Вас уже есть? Или это нежелание продиктовано другими ценностями?
– На знаменитых всегда выливают много дерьма. А дерьма в жизни и так предостаточно. Не хочу умножать эту сущность сверх необходимого. Вот и пишу под псевдонимом, стараюсь не раскрывать его по мере сил.
– Наверное, все гадают, откуда взялся псевдоним Лонс – это аббревиатура или всё же название астероида?
– На память. Лонс — коммуна во Франции, находится в регионе Аквитания. Департамент — Атлантические Пиренеи. Вообще-то правильно произносится как Лон, но пишется – Lons. Когда-то в нежной юности был знаком с девушкой оттуда. Девушки давно нет, а память осталась.
– 4 сентября Вы стали лауреатом Московской литературной премии-биеннале – 2022. Помните, какая это премия по счету? Какой премией Вы гордитесь больше всего?
– По счёту не знаю. А горжусь двумя наградами. У Московской писательской организации был некогда такой конкурс – «Три книги». Требовалось сдать на экспертизу три свои изданные книги. Любые три. В результате наградили медалью «За вклад в литературу XXI века» за номером 32. Второй приз – «Гран-при Всероссийского малого фантастического конвента 2021 года». Голосовали сами читатели, прямо через интерактивную форму в интернете. Люди, которых я даже не знаю.
– Как Ваши близкие относятся к тому, что у них есть личный знаменитый фантаст, такой же, как Стругацкие, Азимов, Беляев, Лем, Ефремов? Читают ли они Ваши книги? Как отзываются?
– Очень просто. Близких не так много, и они вовсе не считают меня «знаменитым фантастом». Впрочем, я с ними полностью согласен.
Так много всего ещё хочется спросить. Жаль, что интервью закончилось.
Благодарю Вас за ответы!
Интервью подготовила писатель, журналист Ольга Новикова
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.