Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

О книге Татьяны Бирюзы «Добрые стихи для детей. Счастливые детки» (М.: Интернациональный Союз писателей, 2015, серия «Библиотека журнала «Российский колокол»).

Новая книга детских стихов Татьяны Бирюзы подарит не одну радостную минуту детям, да и взрослым читателям тоже. Однако последние наверняка задумаются (после того, как требуемое стихотворение будет прочитано раз семь), в чём же загадка детской литературы. Почему, как только переменится ветер, в голове сами собой возникают: «зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка». Или - «Мистер Твистер, бывший министр». Детские стихи – особый, огромный мир. Это, без лишнего пафоса можно сказать, - посвящение в речь. И далее – в словесность. Детские стихи учат говорить на родном языке и понимать родную речь.

Tatjna-Biryuza-s-knigoi

Очень важно, чтобы автор смог сделать шаг из «взрослого» языка в «детский». Татьяна Бирюза делает этот шаг. У неё получается заговорить на «детском» языке и вызвать желание ребёнка заговорить и на взрослом. Ведь стихи с точки зрения ребёнка – это игра в складывание слов. Важно, чтобы в стихах было немного беспечного воздуха, благодаря которому ребёнок чувствовал бы, что он сам складывает эти слова и что у него получаются всё более и более сложные вещи. Поэтесса сумела наполнить таким воздухом свою книгу, наподобие воздушного шара, которому не страшны острые предметы, и он летит неторопливо, рассматривая окрестности. Примерно так и читается книжка. Важно, чтобы стихи приходили из того, что ребёнок видит и слышит – из окружающей речи, полной рифмами и прибаутками: «ладушки, ладушки/ съели все оладушки!». Автор услышал эту мелодию и отлично её обработал.

Tatjna-Biryuza-s-sovoi

Книжка - небольшая по объёму, но чрезвычайно разнообразная, насыщенная событиями и персонажами. Каждое стихотворение напоминает мультфильм. «Вкусная» книжка получилась. Автор словно бы говорит разными голосами, играет с читателем: «А тут детишек целый рой, / жужжат, пищат: ура! / тебя мы ждали, рассмеши/ весёлая Яга!». То спрячется, то выскочит, то маску наденет. То просто расскажет о своей дочери «Я так ждала тебя, моя малышка!», как в стихотворении «Доченька моя» или в стихотворении «Бука», своим голосом. А когда говорит своим голосом – выходят поразительно тёплые, согретые подлинной любовью строки: «Я расстроилась ужасно…/ Стала дочку свою звать:/ «Где ты, милая, родная? / Буку помоги прогнать!». И многие мамочки узнают в этих строчках и свою малышку, милую, родную, а иногда и вредную Буку!

Читая книгу, обнаружила, что автор хорошо знает не только стихи Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Агнии Барто, Даниила Хармса, но возможно знакома с творчеством Генриха Сапгира, написавшего сценарии к классическим мультфильмам («Паровозик из Ромашково», «Принцесса и людоед»). Вот, например, стихотворение о самокате, который даёт возможность маленькому наезднику ощутить себя космонавтом – настоящий мультфильм.

Однако, учитывая уже имеющееся, нужно расти самому. И автор находит свою собственную мелодию, свои собственные интонации.

Tatjna-Biryuza-portret

Это и «неправильная» рифма (пример из стихотворения «Весёлая Баба Яга»: ура – яга), и перебои ритма: не пузыри, а пузырики, не «я иду сегодня в школу», а «я сегодня иду в школу». Это довольно любопытный ход. Он как будто подсказывает – не ищите в жизни лёгких и прямых совпадений, а чувствуйте тонкие нотки звуков и ритмов. А именно дети невероятно чутки к ритму и совпадению звуков. У кого дети есть, наверняка уставали от бесконечных просьб: ещё раз прочитать или поставить песенку или сказку. Им просто нравится совпадение и вибрации звуков, притягивает мелодика речи. Если рифма точная, ребёнок воспринимает её как должное. Это забавно, совпадение звуков веселит, но может скоро забыться. Но если там, где ожидается точное совпадение - вдруг возникает картавый неточный звук («р» порой звучит как «г»), запоминание – абсолютное. Такая «рассогласовка» часто возникает в народных песнях, с которой у детских стихов самая прочная связь. Такая «игра» помогает развить мышление и укрепить память, заставляет включать внимание и воображение, улавливая более тонкие вибрации звуков, которые исключены в прямых совпадениях и правильных «причесанных» рифмах.

Опыт говорит, что для написания детских стихов необходимо уникальное чувство разговорной речи: какие её проявления несут свет и тепло, какие – нечто прямо противоположное. Татьяна Бирюза, судя по книжке, этим чувством обладает. Для городских детей - проявления следующие: уличные песни, прибаутки, пословицы, записи в дневниках девочек, надписи на стенах, объявления, вывески, обрывки разговоров. Всё это на первый взгляд ненужное «хозяйство» обладает огромным обучающим потенциалом. Если песенка о верности, о том, как друг защитил друга, как сын вернулся к матери – ребёнок поверит, что так и должно быть, так и надо. В уличных песнях и не только для ребёнка нет условностей, связанных с литературой: мол, в литературе одно, а в жизни – другое. Детские стихи, как уличные песенки – входят сразу в сердце, и потом их очень трудно забыть.

Tatjna-Biryuza-so-svechoi

Татьяна Бирюза рассказывает о своих героях только с теплом и сочувствием. Ей жалко зайца, у которого заболел зуб, потому что ленился чистить. Про пойманного на рыбалке Карасика, она говорит: «Ведь чей-то ты сынок!» и «Плыви, Карась, домой! И всё-таки как здорово – не стал Карась ухой!». Как важно сегодня говорить детям о доброте и милосердии, возрождая эти важные ценности жизни, которые постепенно утрачиваются в современном мире. А Баба-Яга, тёплым мановением фантазии автора, отправляется на курорт, а серый злодей-волк - вдруг возжелал стать добрым персонажем, и чтобы его все любили. Пусть эти стихи немножко неправильные, «непричёсанные», но они учат детей настоящим жизненным ценностям – истинной доброте и милосердию, настоящей дружбе и любви, всему тому настоящему и неподдельному, чего так не хватает сегодня всем нам. Кажется, именно таким стихам ребёнок больше будет доверять – потому что он сам их придумал. И пусть будет больше таких добрых и светлых стихов.

Яна Маленковская

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика