Александр Гриценко, драматург, литературный продюсер, председатель Правления Интернационального Союза писателей:
Нужно понимать, что начинающий, молодой автор – это не возраст. Человек делает первые шаги в искусстве – вот что это значит. Почему-то многие путают календарный возраст и то, сколько человек дней, месяцев, лет в профессии. У меня, как у руководителя писательского Союза и продюсера, были начинающие и в 60, и в 70 лет. И есть те, которые смогли за пять-семь годков достичь высокого положения в литературном сообществе. Например, Саша Кругосветов – он пришел ко мне уже в зрелом возрасте. Тут была работа с нуля. Теперь он автор 20 книг, лауреат престижных премий, таких как «Серебряный РосКон», «Алиса» им. Кира Булычева, «Аэлита – орден Добра и Света», еженедельника «Литературная Россия», «Независимой газеты» – «Нонконформизм». Все дело в таланте и упорстве, а также правильном понимании реалий профессии.
Сколько стоит издать книгу? Если вам издатель книгу не заказал – значит, вряд ли он ее купит. Некоторые авторы считают: вот они написали что-то гениальное, и им должны деньги принести. Это не так.
Даже если вы написали что-то стоящее, а это бывает очень редко, то никто никому ничем не обязан. У издателя есть своя маркетинговая стратегия, и ему подходит одно, но не другое.
– Ну, как же! – говорит автор. – Это же талантливо! Вы что, не хотите спасти русскую литературу?!
Или:
– Я написал первый юмористический роман нашего времени! Как Зощенко! Только он рассказы писал, а я – роман!
Или:
– Я пишу как Пушкин, только лучше! Так сейчас не пишут!
Как правило, так рассуждают малоталантливые люди. Посмотришь их текст, и действительно – человек ничего, кроме Пушкина. не читал. Литература развивается, как и всё – наука, экономика, философия. И писать в наше время как Пушкин – стыдно. После него была плеяда архиталантливых писателей, которые внесли неоценимый вклад в развитие отечественной литературы.
Это как если бы к физикам пришел человек, который ничего, кроме законов Ньютона, не знал и претендовал бы на гениальность и оригинальность. Все бы сказали, что человек просто невежда. А вот в литературе – невежество некоторыми индивидуумами расценивается как достоинство.
Подвел Аполлон Григорьев своим: «Пушкин – это наше всё!» Понятно, что Пушкин – «всё», особенно если принимать во внимание, когда это было сказано. Пушкин дал задел для всех жанров современной литературы, показал направление, создал современный язык произведений и т.д. Но многие принимают слова про «всё» буквально. Мол, можно знать только Пушкина, а остальные побоку.
На самом деле нужно иметь глубокое академическое образование – это сначала, потом очень хорошо изучить творчество современников, а потом искать свой путь. А еще должно быть много-много практики. И вот только тогда ты, возможно, станешь не «как Пушкин, только лучше», а обретешь свой голос. Попугаи прекрасно копируют звуки, но в искусстве нужны соловьи с их неповторимыми трелями.
Так вот, если ты написал книгу и ее не покупают, а ты уверен, что книга эта будет иметь спрос, то нужно вложиться в издание и… важно!.. – в пиар книги. Просто издать что-то – это перевод бумаги. Без рекламы не будет ни нового писателя, ни нового произведения. Такие реалии жизни.
Бюджет проекта может быть от 30 000 рублей и до бесконечности. Зависит от амбиций автора.
В результате у кого-то получается выйти в люди, у кого-то нет. Формула успеха – это талант и упорство.
Положительные примеры – Саша Кругосветов, Наталия Янкович, Александра Окатова, Валерий Печейкин и другие.
Насколько это выгодно? Если вы хотите просто заработать, то вам не стоит заниматься литературой. Лучше на эти деньги купите сахар оптом и продайте. Вкладывать деньги в себя как в писателя – это как вкладывать в освоение космоса. Деньги отдали сегодня, а прибыль может прийти только через десять лет.
Литературой нужно заниматься и жертвовать на нее время и деньги, только если ты иначе поступить не можешь.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!