Популярнейший поп-культурный референс и причина депрессии великого аниматора — разбираемся, о чём рассказала «Принцесса Мононоке», вышедшая на экраны в 1997 году. Осторожно, спойлеры!
Матчасть
Вообще, оригинальное название аниме-фильма скорее переводится как «Принцесса мстительных духов». Однако истории с довольно странной адаптацией случались с работами Миядзаки и до, и после. Та же премьера 2023-го — «Мальчик и птица» — в действительности именуется «Как поживаете?». Так или иначе подобные локализаторские тонкости только дают лишний повод задуматься и копнуть глубже.
В древних легендах «мононоке» было общим названием для злых духов, которые вселялись в людей, чтобы изводить и мучить их. Со временем это определение обрело большую конкретику, и в нынешнем понимании это скорее любые создания (духи, люди, боги), охваченные страстями и способные только на разрушения. Согласитесь, так название приобретает больший смысл, готовя к тому, что предстоит увидеть на экране.
© Studio Ghibli
События «Принцессы Мононоке» разворачиваются в период, когда в Японию было впервые завезено огнестрельное оружие, смертоносное и бесчестное, ставшее угрозой для всего живого. По сюжету девушка Сан, воспитанная волками, защищает дом (на минуточку, целый лес) от внешнего вторжения. Она ненавидит людей и отрицает свою к ним видовую принадлежность.
Читайте также
Вместе с Сан центральную роль в истории играет и мальчик Аситака, последний принц эмиси, проклятый одержимым демоном-кабаном и изгнанный из племени. Он отправляется на поиски лекарства от недуга, и тогда невольно становится частью противостояния людей и леса. Первых в этой битве представляют Железный город и госпожа Эбоси, человек цивилизации, готовая на любые жертвы во имя цели. На противоположной стороне ринга — лесные создания — волчица Моро с уже упомянутой приёмной дочерью Сан и кабан Оккотонуси. Концептуально конфликт сформирован достаточно наглядно. Аситака становится его свидетелем, как и мы — однако сторону он не выбирает, скорее занимая миротворческую позицию.
© Studio Ghibli
Символика
В одном из интервью Миядзаки признавался: даже спустя четыре месяца после выхода «Принцессы Мононоке» он не до конца понимал, что именно изобразил в фильме. Лента стала первой масштабной исторической работой японского мастера, сочетающей в себе одновременно элементы привычной ему семейной сказки и боевика с присущими жанру жестокостью и кровопролитностью. Отчасти расширила жанровое своеобразие картины и одна из главных тем аниме — тема защиты природы. Развиваясь, люди всё больше подавляют могущество Земли, вредят и пренебрегают ей как источником необходимых ресурсов. Хотя и идея эта не стала новаторской для режиссера — для Миядзаки единство природы и человека — идеал, представленный в противовес мрачным суждениям о войне («Ветер крепчает», «Ходячий замок») — впервые оказалась в центр повествования.
Сам 1997 год поставил перед постановщиком новые задачи: невозможно было игнорировать очевидные проблемы и продолжать снимать о радостях жизни. Для чего и для кого снималось бы такое кино, лживое и пропагандистское? Именно об этом Миядзаки и говорил после: он не собирался намеренно транслировать чёткой идеи, игнорировать политику, экономику и общество и просто подать на блюдечке мысль «давайте дорожить природой». Снимать фильм о том, что итак всем ясно, было бесполезно. Такая здоровая прямолинейность и реалистичный взгляд на вещи, даже лёгкий цинизм — то, за что фанаты всегда любили и уважали мастера. Кроме того, именно в этом кроется причина, почему его фильмы, созданные для детей, помогали этим детям судить как взрослым. Во многом эта позиция и сформировала сам механизм «Принцессы Мононоке». По крайней мере, именно под таким углом стоило смотреть картину.
© Studio Ghibli
Мастер риторики, Хаяо Миядзаки из раза в раз задаёт вопросы, на которые никто не просто не находит точного ответа — его не существует. «Мононоке» не стала исключением. Во вневременную идею противостояния человека и природы японский постановщик внёс немаловажную деталь — природа не стала смиренно ждать, когда люди её уничтожат, она дала отпор, возвращая каждый полученный удар с удвоенной силой. Аниме не кричало о выгодном, здоровом сосуществовании леса и людей — компромисс в этом конфликте пока невозможен — и пути решения оставалось (и остаётся) только додумывать, дофантазировать.
«Почему человек не может жить в мире с Лесом?». Потому что он никогда ему не принадлежал. Горечь от финала фильма, в котором дух леса погибает, разрывается, словно ядерная бомба — неочевидная отсылка к одной из главных японских национальных травм — сопровождался также и надеждой на саму жизнь. Да, погибнув, понеся страшные потери, лес будет восстанавливаться годами, едва ли достигнув былого величия. Долгое возрождение и жалкое зрелище, но нескончаемое стремление к тому, чтобы жить — вот, чем предстал лес в истории Миядзаки. Людям же, считающим, что они могут быть узурпаторами, убийцами и ворами безнаказанно, потому что у них есть ружья, осталось будущее, в котором рано или поздно они понесут наказание за самонадеянность.
Немаловажной деталью в этом контексте стало и проклятие Аситаки — изображённая в виде уродливых чёрных червей всепоглощающая ненависть, которая разъедает живое создание изнутри. Интересно, кого она в итоге съест? И уж точно не лес.
© Studio Ghibli
Притча о жизни
Японский мастер, как и главный герой Аситака, не принимает чьей-либо стороны. Опять же, это невозможно, когда одни так зависят от других. Однако в его истории читается горечь по судьбе природы. Миядзаки демонстрирует эдакое перетягивание каната: он принимает жадное стремление человечества к росту и процветанию, которое устранит всё на пути, но также трепетно относится к желанию природы сохранить саму себя.
© Studio Ghibli
«Принцесса Мононоке» показывает, что было бы, возьмись природа за оружие; как она бы мстила, безжалостно и очень по-человечески, обретя голос. Мы не видим героев и злодеев, чёрное и белое. Глубина понимания людской сути и осознание ключевых вопросов современности делают из Миядзаки искусного рассказчика, над тейками которого будут размышлять десятилетиями.
Особенность многих работ мастера как раз в том, что они не просто идут в ногу со временем, а с годами приобретают всё больше актуальности. Глобальное потепление, загрязнение атмосферы и мирового океана, вырубка лесов и истощение природных ресурсов — сейчас не какая-то абстрактная апокалиптическая концепция, а реальность, которую мы продолжаем игнорировать в погоне за прогрессом. Человечество как никогда нуждается в поиске гармонии и мира и, возможно, мы могли бы начать оттуда, с чего всё и началось: первозданный лес, бескрайние степи и океан. Или хотя бы с городского парка по соседству.
В конце-концов, «Принцесса Мононоке» — история не только о противопоставлении природного и человеческого, но и двухчасовой вопрос о том, как жить в этой жестокой реальности.
© Studio Ghibli
Напоминаем, что аниме снова покажут в российских кинотеатрах с 18 января 2024 года.
Источник фото обложки: © Studio Ghibli
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!