Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

У кинематографа в каждой стране свое «лицо». Искушенный зритель без труда отличит французское кино от итальянского или японского. И в такой многонациональной стране, как Россия, формируются региональные школы со своим уникальным стилем. Настоящим феноменом в последние годы стал кинематограф Якутии. Рассказываем, чем якутское кино привлекает зрителей, какой вклад вносит в развитие мирового кинематографа и что посмотреть из работ якутских режиссёров.

В чем феномен якутского кино

Развивать собственную киноиндустрию Якутия начала только в постсоветский период. Но уже сейчас фильмы якутских режиссёров становятся участниками международных фестивалей и служат важным инструментом сохранения и популяризации якутской культуры и языка. К примеру, фильм «Царь-птица» (2018) получил гран-при на Московском международном кинофестивале, а лента «Пугало» (2020) стала первой якутской картиной, попавшей в конкурсную программу фестиваля «Кинотавр» и также получившей гран-при. В 2022 году фильм «Нуучча» (2021) был включён в лонг-лист «Оскара».

Источник фото: © Art Doydu

Якутский кинематограф, или «Саха­вуд» (Sakhawood), относят к самостоятельному культурному явлению со своей уникальной системой художественных принципов. Одни из главных отличительных черт этого кино — якутский язык, на котором говорят герои, и бесчисленное количество кадров с пейзажами этого региона. Природа республики становится самостоятельным персонажем в этих картинах. В то же время малобюджетность фильмов даёт возможность экспериментировать режиссёрам и, несмотря на сложности такого производства, искать интересные пути воплощения замысла. Также зачастую в региональных проектах снимаются местные или вовсе непрофессиональные актёры, что позволяет не повторить, а перенести на экран в аутентичном виде местный говор и манеру движения, а жесты, мимика и реакции героев кажется от этого ещё более искренним и настоящими. Все это позволяет максимально погрузиться в историю, проникнуться судьбами персонажей.

Для жителей западной части России якутское кино — это и окно в ярчайший мифологический мир, столь непохожий на привычные, вроде растиражированных греческого или скандинавского. Этот что-то новое, в чем хочется разобрать — и это несомненно привлекает зрителя, утонувшего в однообразном контенте. Урбанизация стирает из жизни человека мистику, а древние верования из памяти поколений, оставляя простор для инсинуаций и трактовок мифологических сюжетов. Якутское кино помогает обратиться к истокам и традициям народов этого региона, заняться своеобразной культурной археологией и возродить к ней интерес не только у молодого поколения, но и у представителей других национальностей, причем даже за пределами России.

С чего начать знакомство с якутским кино

Познакомиться с самыми яркими работами «Саха­вуда» и узнать больше об этом культурном феномене можно было на киностудии «Ленфильм» с 22 по 26 апреля на неделе Якутского кино. В честь дня рождения республики прошли показы пяти картин якутских режиссеров. О некоторых из них рассказываем подробнее.

Источник фото: © Сайсары Синема

«Легенды вечных снегов» (режиссёр Алексей Романов, 2024 год)

История трагической любви и воли к свободе. Пожилой герой Хабый и два его помощника получают задание доставить юную Килук во владения старого князя — он намерен жениться на красавице. Ее насильно увозят из родной юрты, и теперь главная цель девушки — сбежать домой. Хабый жесток и не проявляет сострадания к Килук, а вот его помощник Ньукус влюбляется в прекрасную девушку и, кажется, даже готов помочь вернуться на родину. Фильм интересен тем, что показывает культуру эвенков XVIII века, а также их язык и национальный костюм, рассказывая почти мифологический сюжет, передаваемый из поколения в поколение.

«Там где танцуют стерхи» (режиссер Михаил Лукачевский, 2024 год)

Фильм рассказывает о восьмилетним мальчике Ване, переживающем смерть мамы. Несмотря на знакомый сюжет, который уже не раз встречался в кино, этой картине есть чем удивить. Легенды о местной ведьме, традиционные детские игры, пастеральные пейзажи и живые эмоции от потери родителя — в драме спрятано то, что заставляет верить абсолютно каждому слову, шагу, чувству персонажей.

Источник фото: © Art Doydu

«Иччи» (режиссёр Костас Марсаан, 2020 год)

Фолк-хоррор о последствиях урбанизации и вечном конфликте природы и технологий. По-настоящему страшная картина — не только за счёт визуального нарратива, но и темы утраты дома, исторической памяти и рассудка. По сюжету нелюдимый парень Айсен живёт с пожилыми родителями в глухих якутских лесах и не собирается перебираться в цивилизацию. Но однажды из города приезжает его старший брат Тимир с женой Лизой и маленьким сыном и просит отца продать дом, чтобы расплатиться с долгами.

Источник фото обложки: © Сахафильм

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 
Мы используем Cookies, в том числе с использованием сервиса веб-аналитики "Яндекс.Метрика". Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие обработку данных Cookies, в том числе с использованием сервиса веб-аналитики "Яндекс.Метрика" в соответствии с Политикой. Это файлы, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Яндекс.Метрика