Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

У кинематографа в каждой стране свое «лицо». Искушенный зритель без труда отличит французское кино от итальянского или японского. И в такой многонациональной стране, как Россия, формируются региональные школы со своим уникальным стилем. Настоящим феноменом в последние годы стал кинематограф Якутии. Рассказываем, чем якутское кино привлекает зрителей, какой вклад вносит в развитие мирового кинематографа и что посмотреть из работ якутских режиссёров.

В чем феномен якутского кино

Развивать собственную киноиндустрию Якутия начала только в постсоветский период. Но уже сейчас фильмы якутских режиссёров становятся участниками международных фестивалей и служат важным инструментом сохранения и популяризации якутской культуры и языка. К примеру, фильм «Царь-птица» (2018) получил гран-при на Московском международном кинофестивале, а лента «Пугало» (2020) стала первой якутской картиной, попавшей в конкурсную программу фестиваля «Кинотавр» и также получившей гран-при. В 2022 году фильм «Нуучча» (2021) был включён в лонг-лист «Оскара».

Источник фото: © Art Doydu

Якутский кинематограф, или «Саха­вуд» (Sakhawood), относят к самостоятельному культурному явлению со своей уникальной системой художественных принципов. Одни из главных отличительных черт этого кино — якутский язык, на котором говорят герои, и бесчисленное количество кадров с пейзажами этого региона. Природа республики становится самостоятельным персонажем в этих картинах. В то же время малобюджетность фильмов даёт возможность экспериментировать режиссёрам и, несмотря на сложности такого производства, искать интересные пути воплощения замысла. Также зачастую в региональных проектах снимаются местные или вовсе непрофессиональные актёры, что позволяет не повторить, а перенести на экран в аутентичном виде местный говор и манеру движения, а жесты, мимика и реакции героев кажется от этого ещё более искренним и настоящими. Все это позволяет максимально погрузиться в историю, проникнуться судьбами персонажей.

Для жителей западной части России якутское кино — это и окно в ярчайший мифологический мир, столь непохожий на привычные, вроде растиражированных греческого или скандинавского. Этот что-то новое, в чем хочется разобрать — и это несомненно привлекает зрителя, утонувшего в однообразном контенте. Урбанизация стирает из жизни человека мистику, а древние верования из памяти поколений, оставляя простор для инсинуаций и трактовок мифологических сюжетов. Якутское кино помогает обратиться к истокам и традициям народов этого региона, заняться своеобразной культурной археологией и возродить к ней интерес не только у молодого поколения, но и у представителей других национальностей, причем даже за пределами России.

{module 260}

С чего начать знакомство с якутским кино

Познакомиться с самыми яркими работами «Саха­вуда» и узнать больше об этом культурном феномене можно было на киностудии «Ленфильм» с 22 по 26 апреля на неделе Якутского кино. В честь дня рождения республики прошли показы пяти картин якутских режиссеров. О некоторых из них рассказываем подробнее.

Источник фото: © Сайсары Синема

«Легенды вечных снегов» (режиссёр Алексей Романов, 2024 год)

История трагической любви и воли к свободе. Пожилой герой Хабый и два его помощника получают задание доставить юную Килук во владения старого князя — он намерен жениться на красавице. Ее насильно увозят из родной юрты, и теперь главная цель девушки — сбежать домой. Хабый жесток и не проявляет сострадания к Килук, а вот его помощник Ньукус влюбляется в прекрасную девушку и, кажется, даже готов помочь вернуться на родину. Фильм интересен тем, что показывает культуру эвенков XVIII века, а также их язык и национальный костюм, рассказывая почти мифологический сюжет, передаваемый из поколения в поколение.

«Там где танцуют стерхи» (режиссер Михаил Лукачевский, 2024 год)

Фильм рассказывает о восьмилетним мальчике Ване, переживающем смерть мамы. Несмотря на знакомый сюжет, который уже не раз встречался в кино, этой картине есть чем удивить. Легенды о местной ведьме, традиционные детские игры, пастеральные пейзажи и живые эмоции от потери родителя — в драме спрятано то, что заставляет верить абсолютно каждому слову, шагу, чувству персонажей.

Источник фото: © Art Doydu

«Иччи» (режиссёр Костас Марсаан, 2020 год)

Фолк-хоррор о последствиях урбанизации и вечном конфликте природы и технологий. По-настоящему страшная картина — не только за счёт визуального нарратива, но и темы утраты дома, исторической памяти и рассудка. По сюжету нелюдимый парень Айсен живёт с пожилыми родителями в глухих якутских лесах и не собирается перебираться в цивилизацию. Но однажды из города приезжает его старший брат Тимир с женой Лизой и маленьким сыном и просит отца продать дом, чтобы расплатиться с долгами.

Источник фото обложки: © Сахафильм

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика