Новогодний стол с оливье и селёдкой под шубой, встреча с друзьями в бане, душевные песни под бренчание гитары и невероятная ошибка, которая стала началом любовной истории – всё это мы видим каждый год на своих экранах, знаем наизусть весь сюжет и всё равно продолжаем смотреть, как впервые. Советское кино давно стало классикой. Каждый смотрел «Иронию судьбы», пока нарезал салаты, знает наизусть хотя бы одну искромётную фразу из «12 стульев» и использует моменты из «Иван Васильевич меняет профессию» в мемах.
Но перед каждой из этих известных картин появляется надписи «Мос- и Ленфильма». А что же снимали в других республиках СССР?
В Казахской ССР киностудия художественного кино появилась в 1941 году в городе Алма-Ата, до этого выпускались только документальные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Алма-Атинская киностудия слилась с эвакуированными в Казахстан «Мосфильмом» и «Ленфильмом». В этот период времени было выпущено 80% всего отечественного художественного кино.
В 60-ые годы Алма-Атинская киностудия получила название «Казахфильм».
В то время, как про российское советское кино написано с десяток статей и подборок, кино других советских республик не получает столько же внимания. Что же посмотреть, чтобы хотя бы немного узнать про фильмы казахского производства?
Ангел в тюбетейке (97 мин.)
Фильм режиссёра Шакена Айманова был выпущен 1968 году, но остался неизвестен широкому зрителю в СССР. Зато в народ вышли песни, такие как «Песня про Одиссея», «Всё равно ты будешь мой!» и «Песня о матери».
В фильме рассказывается об учителе географии по имени Тайлак. Он очень добрый, как ангел, но одинокий мужчина, который однажды влюбляется в девушку Айшу. Мать главного героя, Тана, до этого активно подбирающая сыну невест, не одобряет его выбор. Причиной её неодобрения становится тот факт, что Айша – дочь бывшего жениха Таны, который не сдержал своё слово.
Этот фильм для многих казахстанцев стал приятным воспоминанием из детства. Он показывает, как выглядела и чем дышала Алма-Ата того времени. История очень добрая и даже немного наивная, как и главный герой. Кино снято в лучших традициях советского времени, но при этом не теряет своего национального шарма: Тайлак даже за столом не расстаётся со своим любимым головным убором – тюбетейкой.
Алпамыс идёт в школу (73 мин.)
Это детское кино режиссёра Абдулла Карсакбаева. История повествует о двух мальчиках Алпамысе и Калихане. Первый мечтает ходить в школу, но ему ещё не исполнилось семи лет. А второй имеет совершенно противоположное отношение к учёбе. Алпамыс каждый день стоит у окон школы и слушает, что первоклассникам рассказывает учитель. Калихан же придумывает, как помочь другу попасть в первый класс. В этой истории показаны правдоподобная игра актёров-детей, жизнь в казахском ауле, образ прекрасного учителя начальных классов.
Фильму была присуждена главная премия в категории детских фильмов на X Всесоюзном кинофестивале 1977 года в Риге.
Девушка-джигит (100 мин.)
Фильм режиссёра Павла Боголюбова стал первой цветной картиной в истории казахского кинематографа и открыл для него жанр музыкальной комедии.
Сюжет рассказывает о двух влюблённых, Галие и Айдаре. Из-за недоразумения они ссорятся, чем хочет воспользоваться заведующий магазином Ангарбай. Фильм был снят в пятидесятые, когда в Казахской ССР продвигали идеи дружбы народов, поэтому в кинокартине встречаются и казахи, и русские, и украинцы. Даже главная героиня росла в семье украинцев. Для некоторых этот фильм остаётся милой и забавной историей про «любовный треугольник», а для некоторых он рассказывает о том, как менялся Казахстан в послевоенные годы, как выглядела жизнь республики в коммунистических реалиях того времени, как в это время менялись люди. Джигитами в степи называли юношей и воинов, отличающихся отвагой, выносливостью, умением управлять конём и всем тем, что нужно знать настоящему защитнику. В фильме главная героиня действительно отличается от образа кроткой восточной красавицы-дочки какого-нибудь султана, ведь мир вокруг изменился. Фильм также показывает уже привычных нам советских персонажей, добрых, немного наивных и дружных.
Игла (76 мин.)
Фильм режиссёра Рашида Нугманова отличается от всех перечисленных выше.
В начале фильма Моро, главный герой, сыгранный Виктором Цоем, возвращается в Алма-Ату и останавливается у своей бывшей возлюбленной Дины. Сначала его целью было получение долга от своего друга Спартака, но узнав, что Дина сидит на морфине, начинает помогать подруге избавиться от зависимости и разобраться с её поставщиком.
Этот фильм показывает все неприглядные стороны того времени: бандитов, наркоманов, пустые улицы-лабиринты, мрачные квартиры, неопрятные парки и аллеи города. Это уже не Алма-Ата шестидесятых или семидесятых с зелёными солнечными улицами. Весь фильм состоит из серых видов города, образов знойной пустыни, которые кажутся сном главного героя из-за своей кажущейся излишней яркости на фоне тёмных переулков, и песен группы «Кино». Фильм стал одним из самых кассовых для киностудии, а Виктор Цой в роли Моро – неким символом Алма-Аты.
Эта лишь крупицы в истории всего кинематографа Казахской ССР, но это можно считать стартом в его изучении.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!