Заглядываем в платяной шкаф — и оказываемся на дороге из жёлтого кирпича, откуда потом спешим за белым кроликом через мост в Терабитию. Кинематограф, пожалуй, самая наглядная форма эскапизма, но порой и сами главные герои фильма не прочь убежать от тягот суровой реальности в собственную, может, и выдуманную, но точно фантастическую.
«Там, где живут чудовища» (2009)
Экранизация одноимённой сказки Мориса Сендака от Спайка Джонса («Быть Джоном Малковичем», «Она», «Адаптация»). Психологическое фэнтези с номинациями на «Золотой глобус» за лучший саундтрек и на «Сатурн» за лучший сценарий.
Бережно работая с книжным оригиналом в 338 слов, режиссёр не столько экранизировал иллюстрации, сколько привнёс в двухчасовую фантазию скромный межпоколенческий психологизм, отчего самый низкий возрастной рейтинг даже несколько обманывает ожидания зрителя от местами недетской истории. В визуальном образе «чудовищ» очевидно проглядывается ностальгическая любовь к знаменитым кукольным фэнтези восьмидесятых, будь то «Тёмный кристалл» или «Бесконечная история», а с чудесами современных спецэффектов герои выглядят вполне живыми существами, отчего абсурдистский киностиль Спайка Джонса невольно пробуждается и в этой прямолинейной картине.
Девятилетний Макс живёт с мамой и старшей сестрой: у первой горят дедлайны на работе, а вторая предпочитает брату окружение недружелюбных сверстников. Одиночество порождает в мальчике обиду, из-за чего во время ссоры с матерью тот в пижаме кота сбегает из дому и на лодке сквозь шторм доплывает до острова, где посреди ночи неведомые говорящие монстры в ярости крушат свои же дома.
©️ Legendary Pictures, Village Roadshow Pictures, Playtone, Warner Bros. Pictures, Wild Things Productions
«Бумажный дом» (1988)
Драматическое тёмное фэнтези режиссёра Бернарда Роуза («Кэндимен») с музыкальным сопровождением от Ханса Циммера. Экранизация романа Кэтрин Шторр «Сны Марианны» с премьерным показом на Международном кинофестивале в Торонто.
В этой картине нет ни чудных зверей, ни красочных пейзажей или необычных артефактов, напротив, декорации однотонные, неприветливые и неуютные, будто перекочевали из немецкого киноэкспрессионизма. Атмосфера сновидческого мира поначалу заманивает фантазийными возможностями, но ближе к финалу жанр сменяется на триллер, если не хоррор, с которым легко посоперничают заслуженные представители слэшеров.
За непослушание во время урока Анну выставляют за дверь, и она падает в обморок. Девочка заболевает железистой лихорадкой, и хоть из какого-то развлечения схематично чертит в альбоме домик. Погрузившись в сон, Анна гуляет возле нарисованного ей здания и на утро понимает, что с помощью карандаша и бумаги может сотворить такой мирок, какой только может вообразить: со всевозможными яствами, игрушками и друзьями.
©️ Working Title Films
«Последний киногерой» (1993)
Комедийный фэнтези-боевик режиссёра Джона МакТирнана («Хищник», «Крепкий орешек») с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Пародийный блокбастер имеет при себе противоположные номинации: на кинопремию «Сатурн» и на «Золотую малину».
Для массового кинематографа девяностых подобный эксперимент был в новинку: первые шаги в метаиронию, высмеивание сценарных клише и гипертрофированное насилие вместе слились в рефлексию над жанром боевика. В фильме на каждой минуте встречаются отсылки, пасхалки и звёздные камео, которые не пропустит даже самый невнимательный зритель, ведь их всех подмечает главный герой. Не спешите ругать киноленту и за логические ошибки героев, и за нереалистичные спецэффекты, поскольку всё это — часть фильма в фильме и намеренная комедия авторов.
Для Дэнни, живущего с мамой в неблагоприятном районе Нью Йорка, прогулять школу в почти заброшенном кинотеатре ради очередного показа любимого фильма про Джека Слейтера — значит пережить всю скуку и насилие реального мира. За день до премьеры новой части франшизы старый друг и по совместительству киномеханик Ник дарит преданному посетителю золотой билет Гудини и разрешает первым окунуться в мир экранного кумира.
©️ Columbia Pictures Corporation, Oak Productions
«Плезантвиль» (1998)
Фэнтезийное драмеди режиссёра и сценариста Гэри Росса с саундтреком от Рэнди Ньюмана. Три технические номинации на «Оскар» и премия «Сатурн» Тоби Магуайра за лучшего молодого актёра.
Что отличает кинокартину от подобных ей по тематике, так это её цветовая палитра: чёрно-белый формат служит не только для погружения в консервативную суматоху пятидесятых, но и отражает психологический рост персонажей, а также является основополагающей метафорой киноленты. Удивительно, как с помощью незамысловатых образов фильм резко и прямо говорит о политических, социальных и экзистенциальных вопросах общества. При всём этом назвать «Плезантвиль» кино о кино было бы несколько поверхностным замечанием.
Дэвид и Дженнифер живут в Америке девяностых: экономика в упадке, статистика эпидемии СПИДа набирает обороты, а экология планеты оставляет желать лучшего. И только в старом телесериале с говорящим названием «Плезантвиль» всё спокойно и благоприятно, по крайней мере, так ощущается по эту сторону экрана. Благодаря магическому пульту от загадочного телемастера брат и сестра погружаются в американскую мечту со всеми её стереотипами и клише.
©️ Larger Than Life Productions, New Line Cinema
«Лабиринт Фавна» (2006)
Драматическое тёмное фэнтези от Гильермо дель Торо и его излюбленного оператора Гильермо Наварро. Три технических «Оскара» и номинация на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, где и прогремел премьерный показ.
Для дель Торо это второй фильм в его неофициальной трилогии: первым был «Хребет дьявола», на 2009 режиссёр планировал некий «3993», но проект так до сих пор и не вышел в прокат, в отличие от недавнего «Пиноккио», замыкающего серию мистических военных историй. «Лабиринт Фавна» позиционируют как фильм с элементами ужасов, хотя кошмар в этой кинокартине не прекращается даже при переходе из одного мира в другой.
По приказу отчима Видаля и по совместительству капитана карательного отряда Офелия приезжает с беременной матерью в военный лагерь, окружённый древним лесом северной Наварры. Самовластный Видаль относится с пренебрежением к юной особе и твёрдо верит в рождение мальчика от супруги. Ночью к девочке прилетает фея и проводит её через лабиринт прямиком к его обитателю, который признаёт в Офелии принцессу подземного царства.
©️ Telecinco, Estudios Picasso, Tequila Gang, Esperanto Filmoj, OMM, Sententia Entertainment
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!