Им аплодировал Тарантино, выражал восхищение Долин и поднимал просмотры даже самый привередливый читатель. Перед вами — лучшие примеры сотрудничества российских кинематографистов и литераторов.
«Ночной дозор», 2004 год
Экранизация романа Сергея Лукьяненко «Ночной дозор». Режиссёр Тимур Бекмамбетов.
Ночью по улицам современной Москвы бродят тёмные силы. Их выслеживает Ночной Дозор, предназначенный для сохранения равновесия между добром и злом. Мир ждёт появления Великого Иного, которому будет суждено перейти на сторону зла и погрузить мир во тьму.
«Ночной дозор» стал первым блокбастером в истории российского кино и одним из первых российских фильмов, шумно и успешно показанных за рубежом. Высоко оценивший картину Квентин Тарантино впоследствии назвал Тимура Бекмамбетова своим любимым российским режиссёром из современников.
«Изображая жертву», 2006 год
Экранизация пьесы братьев Пресняковых «Изображая жертву». Режиссёр Кирилл Серебренников.
Циник и интеллектуал Валя, неудовлетворенный, нервозный и иронизирующий по поводу и без, после окончания университета устраивается в милицию изображать жертв преступлений во время следственных экспериментов. Расследования, конечно же, проводятся для галочки и сопровождаются торжеством абсурда и сумасшествия.
Призрак мёртвого отца, бесконечная брань и культурные параллели – так выглядит современная чёрно-комедийная аллюзия на сюжет шекспировского «Гамлета». «Изображая жертву» – кино, запоминающееся выдающейся актёрской работой, монологами о наболевшем и актуальном по сей день. Кстати, именно в нём прозвучала знаменитая фраза «Русское кино в жопе».
«Овсянки», 2010 год
Экранизация повести Дениса Осокина «Овсянки». Режиссёр Алексей Федорченко.
Директор целлюлозного комбината Мирон едет хоронить свою жену. Сделать это он хочет по выдуманного обряду народа мери, к которому себя причисляет. По дороге Мирон рассказывает своему попутчику-фотографу Аисту интимные подробности своей жизни – этого, по его словам, требует архаичный погребальный ритуал.
После премьеры российские кинокритики сравнивали «Овсянки» с «Зеркалом» Тарковского и отмечали, что фильм обладает огромной эмоциональной силой, действующей на зрителя гипнотически. Его жанр определили как «высокую мистификацию», переходящую в очень человечную «языческо-сексуальную утопию».
Высоко оценили картину и за рубежом. Роджер Эберт, американский кинокритик, отметил, что «Овсянки» «всего за 75 безупречных минут» достигают «глубин эпоса». А Квентин Тарантино, присутствовавший на премьере российской картины на Венецианской кинофестивале, стоя аплодировал съёмочной группе фильма.
«Generation П», 2011 год
Экранизация романа Виктора Пелевина «Generation П». Режиссёр Виктор Гинзбург.
Россия, девяностые годы. Выпускник Литературного института Вавилен Татарский занимается продвижением западных брендов, адаптируя их под «русскую ментальность». Через карьеру в рекламном бизнесе он проходит путь от продавца в ларьке до цифрового воплощения мужа богини Иштар.
Одни утверждали, что в экранизированном «Generation П» нет и тени Пелевина. Другие уверены, что фильм — точный подстрочник романа. В любом случае, как сказал обозревать нью-йоркского Time Out, посмотреть его стоит, «даже если происходящее на экране вас озадачивает; ведь это во многом замочная скважина, сквозь которую открывается будущее всего мира».
«Географ глобус пропил», 2013 год
Экранизация романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Режиссёр Александр Велединский.
Биолог Виктор Служкин идёт работать учителем географии в районную пермскую школу. Он борется и дружит с учениками, пьёт с друзьями, пытается жить с женой, которая его больше не любит, и водит в детский сад маленькую дочку.
Возраст героя книги создатели фильма осознанно повысили лет на десять — и представили зрителю не 27-летнего паренька с затянувшимся инфантилизмом и юношеским максимализмом, а вполне взрослого мужчину. Каким бы неудачником не делала его судьба, он умудряется оставаться хорошим человеком, вызывая в первую очередь уважение, а не брезгливость.
Пока книга говорит о быстротечности и бесперспективности юношеских надежд, фильм на примере одного русского интеллигента рассказывает о бесперспективности жизни вообще.
«Жажда», 2013 год
Экранизация повести Андрея Геласимова «Жажда». Режиссёр Дмитрий Тюрин.
Художник Костя возвращается из Чечни с изувеченным лицом, замыкается в себе и начинает рисовать мрачные портреты в духе Гойи. Когда фронтовой друг, во время боевой операции спасший Косте жизнь, пропадает, молодому человеку приходится выйти из замкнутого круга и вместе с товарищами учиться жить дальше.
Проблема поствоенного синдрома, феномен добровольного отчуждения от жестокого мира и творческое переосмысление последней российской войны — всё это делает «Жажду» блестящей киноадаптацией, незаслуженно прошедшей мимо внимания массового зрителя.
«Синдром Петрушки», 2015 год
Экранизация повести Дины Рубиной «Синдром петрушки». Режиссёр Елена Хазанова.
Мальчик Петя одержим кукольным театром и похожей на куклу рыжеволосой девочкой Лизой. Она становится его партнёром, музой, женой, и даже выросший Петр продолжает считать, что Лиза — всё та же кукла из детства, красивая и полностью ему подчинённая. У идеальной Лизы нет переживаний и нервных срывов. Поэтому когда идеальная Лиза с депрессией попадает в психиатрическую больницу, Петр создаёт по её образу и подобию живую копию-марионетку.
В основе фильма, как и книги, лежит конфликт современных Пигмалиона и Галатеи. С той лишь разницей, что в «Синдроме Петрушки» реальная женщина не укладывается в кукольные стандарты своего мастера.
Антон Долин, оценивая «Синдром Петрушки», назвал его романтической притчей, не претендующей на реализм и напоминающей о сюрреалистических взрослых сказках Гофмана.
«Пищеблок», 2021 год
Экранизация романа Алексея Иванова «Пищеблок». Режиссёр Святослав Подгаевский.
Лето, 1980 год. В преддверии Олимпийских игр в советском пионерском лагере «Буревестник» на Волге открывается олимпиадная смена. В отрядах оживают страшные пионерские легенды, а руководство лагеря игнорирует странные происшествия. Вожатый Игорь и пионер Валерка узнают, что среди воспитанников лагеря есть вампиры, и начинают собственное расследование происходящего.
В мире российских молодёжных сериалов, в основном состоящих из нижнебельевого юмора и пропаганды стереотипов, любовь, дружба, мистика и советская эстетика «Пищеблока» действуют как глоток свежего воздуха Профессиональная операторская работа, неожиданный перенос всем знакомых героев в альтернативную реальность и аллюзии на коммерчески успешные зарубежные проекты (например, «Очень странные дела») дают в итоге вкусную, красивую и почти что философскую причту о взрослении, тоталитаризме и пропаганде.
«Петровы в гриппе», 2021 год
Экранизация романа Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». Режиссёр Кирилл Серебренников.
Канун Нового года, постсоветский Екатеринбург. Петровы — слесарь, его бывшая жена-библиотекарь и их сын — заболевают гриппом. Жизнь семьи наполняется безумием, фантастикой и сюрреализмом.
Роман, по которому снят фильм, стал одной из самых продаваемых книг среди русских писателей последнего времени. «Петровых» назвали текстом, в котором «каждый россиянин может узнать себя».
«Петровы в гриппе» — музей жизни провинциальных нулевых и бесконечный трип через хтоническую Русь к прожжённой и не очень удачной жизни. Водка смешивается с космосом, отсутствие перспектив в отношениях с тлеющим еще интересом, а убогий быт — с ожиданием невозможного новогоднего чуда. Кинокритик Вадим Рутковский охарактеризовал картину как «крепкий кинематографический коктейль из хоррора, новогоднего капустника, городской семейной драмы, пасмурной ностальгии и притчи о воскрешении».
Звучит дико, но оно того стоит.
Фото: kinopoisk.ru
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!