90-е вернулись… как минимум на экраны. Невозможно не заметить, что количество сериалов об этом десятилетии сейчас растёт в геометрической прогрессии. «Мир! Дружба! Жвачка!», «Слово пацана», «Лада Голд» — это только несколько проектов, которые первыми приходят в голову. А с 4 марта в эфире ТНТ можно получить очередную порцию ностальгии с новой историей «Камера! Мотор!». По такому случаю разбираемся, с помощью каких примет эпохи киношники отправляют нас прямиков в прошлое.
Криминальные (и не очень) авторитеты
Нравится это или нет, но позднеперестроечное время и последнее десятилетие XX века в России ассоциируются в первую очередь с разгулом преступности. С одной стороны, появились многочисленные мошенники, наживающиеся на доверчивом и не знакомом с законами капитализма населении. С другой — многие молодые люди не находили себя в стремительно меняющейся стране и переходили черту закона. В числе первых ситуацию задокументировал Алексей Балабанов в первом «Брате», вышедшем ещё 1997-м. Активно же переосмыслять «криминальный опыт» начали на заре 2000-х, в первую очередь в «Бригаде» и «Бумере», но тогда образы «братков» активно романтизировались.
И сегодня «криминальная Россия» — главный признак фильма или сериала о 90-х. Только смотрят на неё под разными углами. Бритые затылки и разбитые в кровь кулаки старшеклассников из «Слова пацана» внушают скорее тревогу и ужас. Романтики в этих парнях мало: тот, кто досматривает последнюю серию до конца, понимает, что даже те из ребят, кто не отправился на кладбище, вряд ли хорошо закончат.
Источник фото: © START
В «Мир! Дружба! Жвачка!» самый сложный и трагичный герой — это Дядя Алик (Юра Борисов). Бывший афганец с трудом привыкает к мирной жизни, и как многие сослуживцы, оказывается в банде. Назвать Алика положительным язык не поворачивается. Впрочем, и на сто процентов отрицательным персонажем его тоже считать нельзя. Какое время — такие и герои.
Некоторые кинематографисты ищут в 90-х юмор. Например, золотозубый криминальный авторитет Мидас из «Лады Голд» (Павел Прилучный) вызывает скорее улыбку. Его дружки страшны в своих поступках, но выглядят откровенно комично.
Создатели «Камеры! Мотор!» идут ещё дальше и показывают, что преступниками в 90-е могли случайным образом оказаться и самые обычные люди. Главный герой сериала — работник видеопроката Коля Виденини (Павел Рассомахин). Во время школьного показа он случайно включает детям фильм для взрослых. Результат закономерный: парня судят и отправляют в колонию-поселение. Очевидно, что Виденин не «браток», но внезапно для самого себя он становится частью криминального ландшафта. Впрочем, в заключении Коля встречает типичных для позднего Советского Союза и новорожденной России героев «вне закона»: мелких и покрупнее хулиганов, заигравшихся в серьезных уголовников, интеллигента-фальшивомоннетчика, юного воришку. Вряд ли кто-то из них когда-то примерит малиновый пиджак, но отмотать свой срок придется всем.
Источник фото: © ТНТ
Шварц против зажёванных видеокассет
До 1991-го года редкий иностранный фильм доходил до советского кинопроката, а многие голливудские картины считались «идейно вредными». Падение «железного занавеса» совпало с бумом видео: впервые у людей появилась возможность посмотреть дома то, что хочется, а не исключительно эфир первой и второй программы (так раньше называли телеканалы). На рубеже десятилетий видеомагнитофон был дорогим удовольствием, которое могли себе позволить только единицы. Поэтому как грибы после дождя в подвалах, библиотеках и школьных актовых залах начали появляться видеосалоны. По сути, это те же кинотеатры, только вместо большого белого экрана телевизор с видеомагнитофоном. Их основной репертуар: хлынувшие в страну пиратские фильмы с узнаваемой гнусавой озвучкой Леонида Володарского (в то время официальный прокат иностранных картин не был отлажен, кроме того, вчерашние советские граждане нередко стремились увидели голливудские хиты 70-х и 80-х, вроде «Крестного отца»).
Источник фото: © ТНТ
В «Слове пацана» с кражей видеомагнитофона и открытием видеосалона связана целая сюжетная линия, ведь главные герои быстро понимают, что это прибыльный бизнес. А в «Камера! Мотор!» сюжет и вовсе крутится вокруг популярных картин начала 90-х. Когда главный герой оказывается в колонии, по поручению «гражданина начальника», то есть, руководителя исправительного учреждения, он начинает снимать ремейки голливудских хитов. Во-первых, в тайге сложновато найти кассеты с новыми фильмами для уже имеющегося у полковника магнитофона. Во-вторых, в подобном творчестве он видит эффективную меру перевоспитания. Так, заключенные под руководством Виденина делают собственные версии «Терминатора», «Коммандо», «Челюстей» и многих других лент.
Свою «режиссерскую карьеру» Коля начинает со съемок боевиков, что неудивительно: в 90-е это был самый популярный жанр. Даже спор мальчишек «Шварц или Сталлоне» легко перерастал в потасовку. Впрочем, терпение можно было потерять еще раньше, ведь магнитофоны нередко «зажевывали» кассеты на самом интересном месте. Однако, если повезёт, ножницы и карандаш «спасали» Арнольда из самой сложной ситуации.
Источник фото: © Premier
Свитер Данилы Багрова в царстве «фирмЫ»
Пару лет назад модные журналы кричали: «90-е вернулись!». В какой-то момент подиумы действительно заполнили вещи, которые многие из нас помнят с детства. Ну, а в сериалах именно одежда, макияж и прически чаще всего служат маркерами эпохи.
Например, в ленте «Мир! Дружба! Жвачка!» один из персонажей появляется в футболке Nirvana. В 90-е Россию всерьез и надолго пришла западная рок-музыка, а гранж оказался самым популярным направлением во всем мире. Тогда впервые в нашей стране начали зарождаться музыкальные субкультуры и фанатские движения, что и постарались отразить на экране. Кстати, по словам художницы по костюмам сериала Марии Шевченко в качестве референса для другого героя она использовала фотографию своего брата, сделанную в 90-е. Так Санька (Егор Губарев) носит свитер с геометрическими фигурами и голубые «бананообразные» джинсы. Кто помнит, тот знает, что 30 лет назад это была распространенная одежда и для мужчин, и для женщин.
Источник фото: © Premier
В «Слове пацана» сюжет разворачивается несколькими годами ранее, но многие герои одеваются похоже, только попроще. Все члены банды — выходцы из простых семей и на дорогие вещи у них очевидно нет денег. Также невозможно не заметить, что подбирая свитеры для героев, создатели сериалов, явно ориентируются на «оригинальный» продукт — узнаваемую одежду Данилы Багрова. Интересно, что серый свитер для первого «Брата» 1997-го года художница по костюмам и жена Алексея Балабанова Надежда Васильева купила «с рук» на барахолке. К тому моменту, это уже была, что называется, одежда second hand. Скорее всего, этот предмет выпустили с фабрике где-то в начале десятилетия, поэтому лучшего референса и не найти.
Главная материальная ценность любого «пацана» или «девчонки» 90-х — спортивная куртка, а лучше полный костюм, которые носят куда угодно, только не на тренировки. Подобный предмет гардероба стоил больших денег, поэтому гантели тягали в старых майках и «трениках». Если же удалось раздобыть настоящий Adidas, а не Abibas, то все знают, что это «фирмА!» (с ударением на последний слог). Значит, владелец изрядно потратился. Брендозависимость, желание показать, что тебе удалось купить «заграничную шмотку» — характерная примета времени.