Продолжение культового блокбастера 2019-го ставит всё новые антирекорды с каждой неделей мирового кинопроката. Да так, что фильм выходит в Сети уже 29-го октября. Почему зрители вновь невзлюбили мюзиклы, какой метакомментарий скрывается за поддельной улыбкой второй части и как общество снова не поняло шутку Джокера — в рецензии.
© Warner Bros.
Нужно ли вообще напоминать, чем был для зрителей первый «Джокер»? Кино было одновременно студийным и авторским, фестивальным и кинотеатральным, протестом против жанра кинокомикса, но частью новой тенденции на реалистичную супергероику про злодеев. Фильм и награды собрал, и поставил рекорд по кассовым сборам для ленты с рейтингом R. К тому же «Джокер» настолько удачно попал в социокультурный контекст того времени, что мысль о продолжении, кажется, не могла прийти даже во сне.
Однако «Безумие на двоих» не столько сиквел с цифрой «2» на конце, сколько дополнительная глава с оригинальным подзаголовком Folie à Deux — психическое заболевание, когда одно бредовое состояние разделяют сразу два человека и от которого в фильме осталось лишь поэтичное название. Так, мы снова с головой окунаемся в музыкально-театральные фантазии заглавного героя, тогда как воображение второй половинки остаётся в стороне, покрытое занавесом лжи и лести. Получается, что такой термин больше характерен для синтеза жанров судебно-тюремной драмы и мюзикла. От психологического триллера же остался лишь анимационный пролог за авторством Сильвена Шоме в стилистике Looney Tunes, пересказывающий события первого фильма с намёком на новые темы во втором.
Читайте также
© Warner Bros.
Первая сюжетная линия ленты начинается в Аркхэме. Артур Флек глотает пилюли из рук надзирателей в ожидании судебного слушания. Присяжным предстоит решить его судьбу: признать невменяемым с раздвоением личности, отправив и дальше гнить в лечебницу, или виновным, подарив смертную казнь. В любом случае один должен умереть, чтобы жил другой. На первой версии настаивает адвокат Флека (Кэтрин Кинер), тогда как Харли убеждает возлюбленного, что именно Джокер — его истинное лицо. С девушкой тот познакомился якобы случайно на местном кружке по хору. Туда его заботливо записал надзиратель Джеки Салливан (Брендан Глисон). Харли возвращает Артуру мелодию жизни и превращает её в мюзикл на яву. И всё сильнее влюбляется. Но не в самого человека, а в его образ (читай как маску).
И точно так же, как Артур без ума от Харли, «Безумие на двоих» нездорово зависит от первого фильма. Если ранее были оммажи и референсы на картины Скорсезе, то сейчас лента гордится тем, что может цитировать себя же. Но, надо сказать, и не злоупотребляет этим. Очевидно, что сюжетная линия в зале суда — часть метанарратива, чтобы зритель (и критик) увидел, какого кумира себе сотворил. По Готэму бегают подражатели Джокера в его гриме и костюме, а про самого клоуна-психопата аж сняли противоречивый телефильм. Само же слушание — взгляд со стороны на сюжет первого фильма, но не от лица Артура. А судьи кто? Все те второстепенные персонажи оригинала, которым Джокер нанёс психологические травмы и которые ныне получили некую глубину раскрытия. Зритель же засвидетельствует деконструкцию ложного идола и зарождение мифа, которое, однако, невежественно и крайне неэтично обращается с темой психиатрии в угоду слабой драматургии.
© Warner Bros.
Издевается новый «Джокер» не только над рядовым зрителем, но и над обычным фанатом DC. В первую очередь изменения затронули Харли Квин. Её превратили в Ли — девушку из небедной семьи, которая приходит в лечебницу не как профессионал, а из-за помешательства образом Джокера. Да и сами отношения безумно влюблённой парочки токсичны по большей части как раз благодаря ей. Появляется в кадре и культовый враг Бэтмена — Двуликий. Правда, от местного наивного прокурора Харви Дента (Гарри Лоути) вряд ли можно было дождаться хоть капли злодейской двуличности, если, конечно, не считать травмы с последнего заседания. В заключительной сцене и вовсе становится очевидно, что перед нами не настоящий комиксный Джокер, хотя подобный сюжет уже не в новинку для графических романов. Вместо Готэма на соседствующую второплановую роль метит психлечебница Аркхэм. Её неуютный и суровый мир был также показан на экране в мини-сериале «Пингвин». Пожалуй, не хватает разве что коварного Хьюго Стрейнджа в роли антагониста.
© Warner Bros.
Если в первом фильме Джокер выражал чувства через танец, то во втором Артур на пару с Харли перепевают Фрэнка Синатру, Луи Армстронга, The Carpenters. Лейтмотивная воодушевляющая That's life сменяется молитвенной If you go away. Обделённой, пожалуй, осталась лишь композитор Хильдур Гуднадоуттир, чей оскароносный саундтрек можно изредка услышать в моментах драмы. Однако новых тем зрителю запомнить, увы, не дано. Внушительный список саундтреков без сомнения намекает, что воспалённое сознание превратило процедурал в мюзикл, прямо как в одной из серий «Клиники». Само же «Безумие на двоих» притворяется неким «Ха-Ха-Лендом». Главный актёр в нём намеренно фальшиво поёт (всё-таки у Феникса за плечами байопик о Джонни Кэше), тогда как в грёзах его вокал заметно усиливается.
И поскольку к языку танца подключили пение, в жанровое поле просочился мюзикл. Герои поют под дождём, бредят Шербурскими зонтиками, а перед пожаром в Аркхэме смотрят классический мюзикл «Театральный фургон». Последнюю сцену можно считать ещё одной самоцитатой из фильма 2019-го, когда Артур наслаждался комедией «Новые времена» — ещё одно жанровое кино, которое развлекало зрителей во время Великой депрессии (шутка Джокера?). Если лента Чаплина была этакой сатирой на индустриальное общество, то персонаж Джека Бьюкэнэна заявляет с экрана: «Покажите мне величайшего трагика или же любого красноносого клоуна и это будет развлечение!» Да это не «Аннетт» Каракса или «Танцующая в темноте» Триера, но музыкальные вставки базово работают на раскрытие внутреннего мира героев, как и в голливудских мюзиклах, которые юный Артур наверняка смотрел с мамой по телевизору.
© Warner Bros.
Всё-таки мюзикл — жанр, мягко говоря, на любителя, особенно экспериментальный. Если первого «Джокера» зритель или отвергал, или проникался, то второго надо просто принять таким, какой он есть — несмешным анекдотом всем фанатам и критикам в лицо (всё-таки режиссёр снимал комедии). Словно Балабанов с «Братом 2», героя которого так же неправильно считали в первой ленте, Филлипс и соавтор сценария Скотт Сильвер учудили постироническое высказывание для тех, кто посмел романтизировать образ Флека (даже если это были сами авторы). И их замысел удался — «Джокер» больше не нравится никому. Но разве не это ли истинный Джокер, рисующий граффити на произведениях искусства? Или, быть может, это та самая шутка из финала первой части, что никто не понял? Что ж, ответит лишь тот, кто постукивает в дверь, которой не существует.
Источник фото обложки: © Warner Bros.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.