Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

В «Головоломке-2» появляется новая эмоция — тревога. Желая помочь главной героине, Райли, эмоция берет действия девочки под контроль. Однако последствия этого оказываются не самыми радостными. Так раскрывается неоднозначность тревоги как эмоции. Эти же ощущения неопределенности и ожидания чего-то плохого, которыми обычно характеризуют состояние тревожности, активно пользуются и режиссёры в кино. Рассказываем, с помощью каких приёмов киноделы воздействуют на зрителя.

Цвет

С помощью цвета можно вызвать у зрителя нужные автору эмоции. Это связано с ассоциациями, которые у нас возникают при виде того или иного оттенка. Например, красный — это страсть или опасность, зеленый — жизнь, а белый — чистота и невинность. В фильме «Астрал» тревога показана с помощью оттенков красного. Ведь его появление сигнализирует о приближении демонических сил, а значит — опасности для героя. В кульминации красный цвет становится темнее, приобретая кровавый оттенок.

8273812738172381

Фильм «Астрал» 2010 года, режиссёр Джеймс Ван. Источник фото: © FilmDistrict

Свет

Свет играет важную роль в создании атмосферы на экране. Низкая освещенность и скрывающая героя тень создают ощущение тайны. Никогда не знаешь, что находится во тьме. Также правильно выставленный свет искривляет черты лица. Это делает и без того пугающего героя ещё страшнее. Этим приёмом мастерски пользуется Фрэнсис Коппола в ленте «Апокалипсис сегодня». В фильме локации скрыты темнотой, а черты лица персонажей изменены падающими на них тенями.

874821748327483758475

Фильм «Апокалипсис сегодня» 1979 года, режиссер Фрэнсис Коппола. Источник фото: © United Artists

Звук

Жуткая музыка может вызвать тревогу у человека, для усиления этого эффекта создатели кино используют приём — контрапункт. Это противопоставление звука и изображения, создающее когнитивный диссонанс. Когда в кадре нет угрозы для героя, но играет страшная музыка, мозг зрителя на подсознательном уровне начинает испытывать панику, так как не видит источник опасности. Таким способом создаётся тревожная атмосфера в фильме «Челюсти». Один из эпизодов ленты открывается сценой плавающей в море девушки. На первый взгляд — умиротворяющая картина, но нарастающая тревожная мелодия намекает на опасность. Именно неизвестность волнует зрителя.

8746238764328765328765834

Фильм «Челюсти» 1975 года, режиссёр Стивен Спилберг. Источник фото: © Universal Pictures

Монтаж

Быстрая и жёсткая смена кадров создаёт «не комфортную» для человека картинку на экране. Нашим глазам просто не за что «зацепиться». Из-за этого мозг не успевает обрабатывать новую информацию и входит в состояние стресса. Сцена убийства в душе в фильме «Психо» пугает резкой сменой кадров в первые секунды зритель не успевает осознать, что происходит.

58285283534854

Фильм «Психо» 1960 года, режиссёр Альфред Хичкок. Источник фото: © Paramount Pictures

Обрывание события

Вызвать тревожное ожидание можно, оборвав интригующее, важное для сюжета событие. Когда острый момент обрезается чёрным экраном или переходом к другой сюжетной линии, зрителю остаётся лишь взволнованно ждать, а что произойдёт дальше. Например, в серии «Смешариков» «Железная няня» из-под земли появляется железная рука робота, и эпизод на этом заканчивается. Приём использовался, чтобы уйти от однозначной концовки и оставить загадку для зрителя.

1680284826_pictures-pibig-info-p-zheleznaya-nyanya-raskraska-vk_p82084

Мультсериал «Смешарики». Источник фото: © Студия анимации «Петербург»

Саспенс

Саспенс это стресс, который зритель испытывает в ожидании развязки сюжета. Он появляется тогда, когда авторы специально затягивают ощущение неизвестности. Например, в фильме «Вонка» есть сцена, где главные герои тонут в шоколаде. Зрителю не сразу показывают момент спасения. Волнение за судьбу героев заставляет затаить дыхание. Также саспенс возникает, когда зритель знает больше героя. Подобная ситуация происходит в одной из серий «Друзей». Чендлер хочет сделать предложение Монике. Однако девушка не думала, что у парня настолько серьезные намерения. Переживая из-за этого, Моника думала бросить Чендлера. Зритель видит ошибку героини, но не может повлиять на её судьбу. Страх расставания любимых героев заставляет паниковать.

shch2384g2384g2384g2384

Сериал «Друзья» 1994–2004. Источник фото: © Warner Bros. Television Distribution и Netflix

Источник фото обложки: © Walt Disney Studios Motion Pictures

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 
Мы используем Cookies, в том числе с использованием сервиса веб-аналитики "Яндекс.Метрика". Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие обработку данных Cookies, в том числе с использованием сервиса веб-аналитики "Яндекс.Метрика" в соответствии с Политикой. Это файлы, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Яндекс.Метрика