Новый роман писателя и филолога Евгения Водолазкина «Лавр» – это агиографическое повествование, щедро пропитанное постмодернистскими идеями и приемами, ведущееся на «всевременном» русском языке.
Можно сказать, на «русском диахроническом». Это не просто жизнеописание средневекового лекаря (ведь роман-то «неисторический» по определению самого автора), но история четырех жизней одного героя. Новое имя не дает новую физическую жизнь, а открывает еще одно измерение, растягивает «ткань» романа. Так, пространство ширится от Руси до Израиля, а время скачет из XV – XVI веков прямо в наши дни и обратно, то и дело «истирая до дыр» иллюзию правдоподобия и реалистичности, прорастая то пластиковыми бутылками в средневековом лесу, то изящным «тет-а-тет» из уст древнерусского священника. И даже отсутствие знаков препинания, оформляющих прямую речь, уже не вызывает удивления, ничуть не смущает – только дает понять, что слово как таковое имеет право на собственную жизнь, что нет слова индивидуального, а есть только общее (в традициях древнерусской литературы), переходящее в буквальном смысле «из уст в уста» по велению писателя.
О чём книга?
Здесь всё связано со всем. События, герои, время, место, слова, воспоминания, образы. Это происходило, происходит, будет происходить везде и нигде, всегда и никогда. Карнавальные постмодернистские «па» создают новаторское житие героя. Здесь условно не только время (эта идея давно не нова), но и пространство: «тот свет» почти неотделим от «этого», не то любовь, не то горизонт связывает небо с твердью, а земной путь можно пройти за другого человека, назвавшись его именем.
Для стандартной схемы «нестандартного постмодернистского романа» не хватило, пожалуй, только пласта «будущего». Остальное соблюдено: анахронизмы, нелинейность времени, растянутое пространство, смена имен, уплотнение причинно-следственных связей. Сразу вспомнились и «Бойня номер 5» Курта Воннегута, и нашумевший «Облачный атлас» Дэвида Митчелла, да и вообще почти всё, написанное «между». Это к тому, что всё уже было, «всё сказано до нас». Но если хочется, а главное – «можется» тонко, осмысленно, увлекательно и на русском, то почему бы и нет, почему бы и не написать.
Книга Евгения Водолазкина одновременно и «о ком», и «о чём». Как ни странно, сочетание довольно редкое – обычно что-то одно перевешивает.
И жизненный путь главного героя, и архитектоника самого романа «Лавр» – всё здесь по образу и подобию средневековой мозаики. И выглядит она крепкой. Рассыпаться не должна. Не зря «Лавр» Водолазкина в числе главных претендентов на премию «Национальный бестселлер».
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!