Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили книгу или сборник стихов? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru
«Своя Атлантида» Ольги Лаврентьевой: горящий дом снаружи и берег Финского залива внутри

В декабре 2022-го в издательстве Alpaca вышла, пожалуй, одна из самых ожидаемых российских комикс-новинок года — «Своя Атлантида» Ольги Лаврентьевой. Книга о Карельском перешейке, а точнее её аннотация, завлекает читателя кладами и старинными руинами. Однако внутри она оказывается своеобразным автопортретом художницы, историей о человеке и эпохальных событиях, в наслоении которых его угораздило родиться. Найти Атлантиду Ольги Лаврентьевой попыталась наша книжная редакция.

Карельский перешеек, Выборгский район, посёлок N, лето 1993 года. Зелёный дом, дачу Лаврентьевых, подожгли соседи. Семья спаслась.

Серый дом, тот же посёлок, октябрь 1993 года. Телевизор сломан, поэтому информацию о количестве жертв при штурме Белого дома пришлось слушать по радио. Этот Серый дом, пропитанный запахом далёкой гари («один горящий дома переходит в другой горящий дом») не просто точка на карте, а «место силы» девочки Оли. Построенный главным архитектором ещё финского Выборга в начале 1930-х, он стал летним прибежищем семьи и очагом, в котором так метафорично горели первые неудачные писательские опыты комиксистки.

На самом деле, существует ещё минимум два способа описать сюжет, и все они приближают нас к пониманию «Своей Атлантиды» лишь отчасти.

_05tqm_b-om

© Alpaca

Над «Своей Атлантидой» художница начала работать ещё в феврале 2012, задолго до выхода графического романа «Сурвило», сделавшего её популярной. И хотя история о бабушке Ольги, пережившей годы репрессий и блокаду Ленинграда, уже стала классикой российского графического искусства и переведена на несколько языков, нельзя сказать, что до неё Лаврентьева была незаметна в отечественной индустрии комиксов. Первой книгой художницы, выпущенным самиздатом в 2012 году, стал «Процесс двенадцати» — графический репортаж о громком политическом процессе над национал-большевиками (*НБП признана экстремистской организацией на территории РФ). В 2015-м выходят её «Непризнанные государства» — сборник о сепаратизме. Обе работы выполнены в сложной технике коллажа. В 2016 году Лаврентьева начинает сотрудничество с «Бумкнигой», в которой выпускает сначала необычный детектив в реалиях 90-х «ШУВ», а затем и «Сурвило», ставший главным флагманом издательства. На жизнь Ольга также зарабатывает дизайном, коммерческой иллюстрацией и даже коммерческими комиксами (вспомним её недавнюю работу «Сломавший истину» для «Фонтанки»).

Новая книга комиксистки с таким разноплановым бэкгранудом, к тому же вышедшая в новом издательстве, как минимум интригует. Ждать ли поклонникам чего-то «лёгкого» вроде «ШУВ», честного вроде «Сурвило» или политического в духе ранних коллажей? Забегая вперед, скажем, что ждать стоит всего и сразу. Пожалуй, это самая личная и оттого такая неоднородная работа Лаврентьевой. Атлантида художницы скрыта не под одним смысловым слоем. О части из них она говорит прямо, ярко, умело и образно, как умеет только Лаврентьева. На другую указывает лишь выразительным молчанием в местах, где, кажется, молчать невозможно. Но это тема других дискуссий, наш удел смотреть и видеть, на что формат комикса способен в умелых руках талантливой комиксистки.

atlantida_218-219

© Alpaca

Так о чём же книга? Любая книга многоярусна и неоднозначна, как и сам человек. Отчасти «Своя Атлантида» и есть Лаврентьева: снаружи у неё горит дом, а внутри плещется берег Финского залива. Заявленная в аннотации тема — Карельский перешеек — на самом деле лишь фасад для исторических событий, «вещей», людей и идей, сформировавших художницу. С одной стороны, Ольга вводит лирического героя, с другой — тут же забрасывает его, так и не завершив сюжет. По совету брата она пытается не писать о себе, но, кажется, постоянно пишет только о себе. Она «хочет рассказать» о штурме Белого дома в 1993 году, ставшей «точкой отсчёта» в формировании настоящего нашей страны, но не может подобрать для этого слов. Автор ищет клад на земле, много лет с боем переходящей из рук в руки, а находит лишь чужие воспоминания. Выходит, что книга эта скорее о человеке и призраках эпохальных событиях, в наслоении которых его угораздило родиться.

Карельский перешеек — удивительный регион со сложной (будто у нас есть простые) историей. Это еловый лес, хранящий в себе остатки неразорванных снарядов времён Великой Отечественной войны, заросший тростником берег Финского залива, приносящий сквозняки, с одной стороны, и холодная, обманчиво спокойная Ладога, с другой. Это полуразрушенные шведские крепости и гранитные пирсы, старые финские улицы с новыми советскими названиями, чудом уцелевшие кирхи, с которыми местные жители часто не знают, что делать. Это безликие блок-посты, военные части и памятники Ленину вперемешку с архитектурой настоящего северного модерна и псевдонастоящими античными руинами особняков олигархов 90-х. Вот в таком нагромождении культур и прошло детство Ольги Лаврентьевой.

atlantida_279-280

© Alpaca. Фото из личного архива автора

Помимо присущей автору автобиографичности новый роман можно считать пазлом вселенной мира Лаврентьевой. В нём находим Васю Шломова, который ловит рыбу, младшего брата Ольги, огромные гранитные валуны, на которых играют дети, и лес, где много лет назад спасалась Валентина Сурвило. Реальные истории здесь переплетаются с вымышленными: корабль-призрак «Звезда Балтики» кочует по Финскому заливу, местное Лох-Несское чудовище иногда появляется в тростнике, финские клады ищутся скорее от скуки, чем от надежды обогатиться, и «главный герой» корнет лейб-гвардии гусарского полка Алексей Осинин сражается на дуэли за сердце дамы.

В отличие от предыдущих комиксов, нарисованных кистью, «Своя Атлантида» выполнена тушью, что значительно замедлило процесс создания. Кажется, уже излишне говорить, как профессионально Лаврентьева работает с матекадрами, но промолчать, как и сколько-нибудь достойно описать итог её работы, совершенно невозможно.

Комиксы Лаврентьева рисует от руки, а затем переводит в цифровой формат. Для «Своей Атлантиды» она также сама занялась вёрсткой, забрав часть хлеба у издателя. Alpaca, к слову, явно поторопились с выпуском книги в декабре прошлого года. Комикс отлично вписался в серию RUS BD, а лакировка на переплёте — отдельный восторг, да и альтернативные обложки Аскольда Акишина и Екатерины Волжиной явно украсили издание. Однако работа корректора и редактура оставляют желать лучшего. Одна аннотация чего стоит. Надеюсь, ко второму изданию, «Советский союз» станет «Советским Союзом», и Alpaca с автором разберутся, является ли он цивилизацией.

atlantida_oblozhki

© Alpaca. Альтернативные обложки

Обложка: © Лаврентьева. Холст, масло, картина по мотивам «Своей Атлантиды»

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика