Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили книгу или сборник стихов? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru

Книга «Понедельник начинается в субботу» давно поселилась в сердцах сначала советских, а после и российских читателей. Знакомая деревенская реальность, приправленная мистическим сеттингом, построенном на русской мифологии, юмор и захватывающий сюжет сделали своё дело. Если вы давно искали подобную быль, но не от братьев Стругацких, то рекомендуем обратить внимание на роман-дилогию Владимира Фадеева.

Действие романа разворачивается в 1988 году (по мнению автора, году «невозврата») в небольшом селе Дединово, в 20 километрах от Коломны — в сакральном месте, ставшем родиной российского триколора и флота, первого русского военного корабля «Орёл», прообраз которого в виде некоего архетипа континентального русского духа неизменно возвращается за подготовленной командой в нашу реальность за три года до национальной трагедии, чтобы помочь стране пройти через предстоящие трудности.

fadeev_vozvrashenie-orla_1_cover_isp_preview-1

Учёные, ещё и с весьма романтической специальностью «физики-ядерщики», по сути — материалисты-реалисты, оказываются в ситуации, когда реальность и мистика не просто соприкасаются, а даже меняются местами. В романе возникает пространство, в котором из смеси случайностей, мистических предопределённостей и почти научных открытий рождается такое знание о себе самих и родине, которое вполне готово стать национальным мифом, так необходимым подошедшей к краю гибели стране.

Стоит отметить, что сама история «Возвращения орла» завернута в качественно сделанную и работающую по всем правилам книжную форму, с живыми образами и диалогами, легендарным юмором советских технарей, с богатым языком и держащим в напряжении до последних страниц сюжетом. Автор романа, как и его главные герои, не просто учёный, понимающий суть природы вещей и физических законов, но прежде всего художник, которому удается переплести несколько пластов повествования: научный, исторический, фольклорный, мистический, религиозный, социальный, любовный.

Пожалуй, из недостатков работы, которые, к слову, кто-то посчитает и за достоинства, стоит назвать большой объём произведения, не каждый сможет осилить такое количество страниц, и высокая интертекстуальность, чтобы понять даже отдельные реплики героев придётся обратиться к его величество интернету.

nazar-sharafutdinov-lxld_j1cvyo-unsplash

Источник фото: Nazar Sharafutdinov on Unsplash

Как учёный, специализирующийся на естественных науках, решился создать крупное литературное произведение? Почему миф и наука на самом деле говорят почти об одном и том же? И каким должен быть современный национальный миф, спрашиваем у автора романа-дилогии «Возвращение орла» Владимира Фадеева.

— Каким Вы представляете своего идеального читателя? Или всё же Ваш роман для каждого человека, проживающего в России?

— Идеальный читатель — это человек, которого волнуют те же вопросы, что и автора, вопросы, ради поисков ответов на которые и написана книга. А поскольку я считаю, что эти вопросы должны волновать, как вы сказали, «каждого человека, проживающего в России» — а я действительно так считаю, иначе и не стал бы писать эту книгу, то в Вашем вопросе «или» надо заменить на «и».

— Стремились ли Вы создать по-настоящему универсальный современный миф? Или роман — это прежде всего большое эпическое полотно, герои которого размышляют о современной идентичности тех, кто населяет нашу страну?

— «Возвращение орла» — это «большое эпическое полотно, герои которого размышляют о современной идентичности тех, кто населяет нашу страну», но сформировать эту самую идентичность можно только «создав по-настоящему универсальный современный миф». Одно без другого — пустой перевод времени и бумаги. Только мне не нравится слово «универсальный». Один миф на все случаи жизни? Так не бывает, даже такой могучий миф, как, например, христианство, не универсальный. И потом, универсальность в этой области не надёжна, и даже опасна, как яйца в одной корзине: вот, лишили нас универсального мифа «коммунизм», и мы едва не погибли. Для устойчивости нужно создавать — теперь, увы, почти на пустом месте! — систему из нескольких, немногих, но не менее трёх-четырёх, как ножки у стула или стола, мифов. Это и было целью и смыслом написания романа.

debby-hudson-asviigr3cpe-unsplash

Источник фото: Debby Hudson on Unsplash

— Вы — ученый-естественник, взявшийся за внушительного объёма эпическое полотно. Как Вам удалось совместить в творчестве, казалось бы, полярные специальности?

— Какие же они полярные? То, что науки во времена «оно» разбежались по отдельным квартирам, не отменяет их кровного родства. Для меня и физика, и литература (поэзия особенно) — это лишь разные инструменты для одного дела, понимания мира, в котором мы пребываем. Недаром же один из главных героев создал науку «физика истории», а другой — «физику лирики». Причём это реальные, ныне живущие люди, у них в книге даже настоящие имена и фамилии, и совсем ведь не случайно подзаголовок романа «Быль». Так что ничего полярного: просто я, как, например, хирург, сначала поработал скальпелем-физикой, потом иглой-литературой…

— Помогает ли опыт научного познания мира препарировать душу человека?

— На этот вопрос я, по-моему, только что ответил. Конечно, помогает. А уж физика современная не просто помогает, но препарирует непосредственно и душу, как место, где в человеке горит искра бога, и самого бога. Тут вам и волновая генетика Петра Гаряева, и масштабная гармония вселенной Сергея Сухоноса, и антропные принципы, и целый массив статей и книг именно с этими названиями: «Физика души», «Физика Бога».

— На ваш взгляд, миф и наука в сути своей говорят об одном?

— Наука — это самый настоящий классический миф, который периодически развенчивается и перманентно сменятся новым. Как геоцентризм гелиоцентризмом, или Ньютон Эйнштейном. С другой стороны —то, что мы все условились называть мифом, гораздо более научно, ибо более устойчиво, то есть они, миф и наука, не просто «говорят об одном», они по сути — одно.

nick-kulyakhtin-ndrtvw-id9o-unsplash

Источник фото: Nick Kulyakhtin on Unsplash

— Какие основные идеи Вашей книги Вы бы хотели донести до каждого человека, живущего в нашей стране?

— Боюсь, для ответа надо будет писать ещё целую книгу. Хотя… основная идея — Россия. То, что сейчас называется — Россия. Россия вечная. Россия вне времени — гибнущая и неизменно воскресающая (отсюда «возвращение» в названии), страдающая, но этим и равная миру и богу.

— На ваш взгляд, можно ли создать универсальную историю, которая будет понятна и близка человеку в любое время?

— Нельзя. Да и незачем. Разве если только хотите насмешить бога…

Источник фото обложки: Ioann-Mark Kuznietsov on Unsplash

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика