Книга «Понедельник начинается в субботу» давно поселилась в сердцах сначала советских, а после и российских читателей. Знакомая деревенская реальность, приправленная мистическим сеттингом, построенном на русской мифологии, юмор и захватывающий сюжет сделали своё дело. Если вы давно искали подобную быль, но не от братьев Стругацких, то рекомендуем обратить внимание на роман-дилогию Владимира Фадеева.
Действие романа разворачивается в 1988 году (по мнению автора, году «невозврата») в небольшом селе Дединово, в 20 километрах от Коломны — в сакральном месте, ставшем родиной российского триколора и флота, первого русского военного корабля «Орёл», прообраз которого в виде некоего архетипа континентального русского духа неизменно возвращается за подготовленной командой в нашу реальность за три года до национальной трагедии, чтобы помочь стране пройти через предстоящие трудности.
Учёные, ещё и с весьма романтической специальностью «физики-ядерщики», по сути — материалисты-реалисты, оказываются в ситуации, когда реальность и мистика не просто соприкасаются, а даже меняются местами. В романе возникает пространство, в котором из смеси случайностей, мистических предопределённостей и почти научных открытий рождается такое знание о себе самих и родине, которое вполне готово стать национальным мифом, так необходимым подошедшей к краю гибели стране.
Стоит отметить, что сама история «Возвращения орла» завернута в качественно сделанную и работающую по всем правилам книжную форму, с живыми образами и диалогами, легендарным юмором советских технарей, с богатым языком и держащим в напряжении до последних страниц сюжетом. Автор романа, как и его главные герои, не просто учёный, понимающий суть природы вещей и физических законов, но прежде всего художник, которому удается переплести несколько пластов повествования: научный, исторический, фольклорный, мистический, религиозный, социальный, любовный.
Пожалуй, из недостатков работы, которые, к слову, кто-то посчитает и за достоинства, стоит назвать большой объём произведения, не каждый сможет осилить такое количество страниц, и высокая интертекстуальность, чтобы понять даже отдельные реплики героев придётся обратиться к его величество интернету.
Источник фото: Nazar Sharafutdinov on Unsplash
Как учёный, специализирующийся на естественных науках, решился создать крупное литературное произведение? Почему миф и наука на самом деле говорят почти об одном и том же? И каким должен быть современный национальный миф, спрашиваем у автора романа-дилогии «Возвращение орла» Владимира Фадеева.
— Каким Вы представляете своего идеального читателя? Или всё же Ваш роман для каждого человека, проживающего в России?
— Идеальный читатель — это человек, которого волнуют те же вопросы, что и автора, вопросы, ради поисков ответов на которые и написана книга. А поскольку я считаю, что эти вопросы должны волновать, как вы сказали, «каждого человека, проживающего в России» — а я действительно так считаю, иначе и не стал бы писать эту книгу, то в Вашем вопросе «или» надо заменить на «и».
— Стремились ли Вы создать по-настоящему универсальный современный миф? Или роман — это прежде всего большое эпическое полотно, герои которого размышляют о современной идентичности тех, кто населяет нашу страну?
— «Возвращение орла» — это «большое эпическое полотно, герои которого размышляют о современной идентичности тех, кто населяет нашу страну», но сформировать эту самую идентичность можно только «создав по-настоящему универсальный современный миф». Одно без другого — пустой перевод времени и бумаги. Только мне не нравится слово «универсальный». Один миф на все случаи жизни? Так не бывает, даже такой могучий миф, как, например, христианство, не универсальный. И потом, универсальность в этой области не надёжна, и даже опасна, как яйца в одной корзине: вот, лишили нас универсального мифа «коммунизм», и мы едва не погибли. Для устойчивости нужно создавать — теперь, увы, почти на пустом месте! — систему из нескольких, немногих, но не менее трёх-четырёх, как ножки у стула или стола, мифов. Это и было целью и смыслом написания романа.
Источник фото: Debby Hudson on Unsplash
— Вы — ученый-естественник, взявшийся за внушительного объёма эпическое полотно. Как Вам удалось совместить в творчестве, казалось бы, полярные специальности?
— Какие же они полярные? То, что науки во времена «оно» разбежались по отдельным квартирам, не отменяет их кровного родства. Для меня и физика, и литература (поэзия особенно) — это лишь разные инструменты для одного дела, понимания мира, в котором мы пребываем. Недаром же один из главных героев создал науку «физика истории», а другой — «физику лирики». Причём это реальные, ныне живущие люди, у них в книге даже настоящие имена и фамилии, и совсем ведь не случайно подзаголовок романа «Быль». Так что ничего полярного: просто я, как, например, хирург, сначала поработал скальпелем-физикой, потом иглой-литературой…
— Помогает ли опыт научного познания мира препарировать душу человека?
— На этот вопрос я, по-моему, только что ответил. Конечно, помогает. А уж физика современная не просто помогает, но препарирует непосредственно и душу, как место, где в человеке горит искра бога, и самого бога. Тут вам и волновая генетика Петра Гаряева, и масштабная гармония вселенной Сергея Сухоноса, и антропные принципы, и целый массив статей и книг именно с этими названиями: «Физика души», «Физика Бога».
— На ваш взгляд, миф и наука в сути своей говорят об одном?
— Наука — это самый настоящий классический миф, который периодически развенчивается и перманентно сменятся новым. Как геоцентризм гелиоцентризмом, или Ньютон Эйнштейном. С другой стороны —то, что мы все условились называть мифом, гораздо более научно, ибо более устойчиво, то есть они, миф и наука, не просто «говорят об одном», они по сути — одно.
Источник фото: Nick Kulyakhtin on Unsplash
— Какие основные идеи Вашей книги Вы бы хотели донести до каждого человека, живущего в нашей стране?
— Боюсь, для ответа надо будет писать ещё целую книгу. Хотя… основная идея — Россия. То, что сейчас называется — Россия. Россия вечная. Россия вне времени — гибнущая и неизменно воскресающая (отсюда «возвращение» в названии), страдающая, но этим и равная миру и богу.
— На ваш взгляд, можно ли создать универсальную историю, которая будет понятна и близка человеку в любое время?
— Нельзя. Да и незачем. Разве если только хотите насмешить бога…
Источник фото обложки: Ioann-Mark Kuznietsov on Unsplash
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!