Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили книгу или сборник стихов? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru

Ловец в хлебном поле

Почему его стоит прочесть?

Гениальная работа, меняющая сознание или косноязычная рождественская сказка про школьника? «Над пропастью во ржи» или «Ловец в хлебном поле» – роман Джерома Сэлинджера 1951 года. История шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Подростка выгоняют из закрытой школы «Пэнси», а тому не с руки возвращаться с такой новостью домой, ведь это не первая школа, с которой не сложилось. Стараясь оттянуть счастливую встречу, он проводит время, мотаясь по городу: проводя время в тех местах, где ему противно, с теми людьми, которые ему неинтересны и кому, в свою очередь, не интересен он. В конце концов, он возвращается домой, откуда попадает в лечебницу – у героя туберкулез. Конец истории. Теперь добавить к этому его рассуждения о мире и людях, а все выше описанное пустить в обратном порядке – и суть я передала.

Сюжет романа

«Над пропастью во ржи» собирался, как мозаика. Еще в университете Сэлинджер написал ряд рассказов, где так или иначе упомянуты герои романа. Поэтому то, что мы видим сейчас – целая картина, законченная, доработанная. Но сюжет считают посредственным. Как это у героя ни любви всей жизни, ни высшей цели? Где стремление спасти или поработить мир, наконец? Эта обычность многих раздражает. Совсем не по законам жанра. Да и какое отношение эта книга имеет к современности, все же вокруг меняется. А так ли уж меняется? Стоит сместить фокус, и станет ясно: этот роман о каждом, каждому, про каждого.

Над пропастью во ржи

Главный кошмар Холдена Колфилда – стать тем, кем ты не являешься. Д.Б. – так герой называет в романе своего брата – человек, серия рассказов которого талантливо написаны. По мнению Холдена, эти рассказы настоящие, а все, что брат теперь делает в своем Голливуде – фальшивка, отрава, растрачивание себя. Герою не понять, что взрослому человеку порой ради общей пользы приходиться смириться с чем, что ему не нравится. Но, знаете, в шестнадцать лет еще так далеко до понятия «ответственность».

Позер, пацифист, лгун, трус. И все-то с ним не так, и заметно седой в своем сопливом возрасте, и каланча. А в мыслях и понимании мира он то удивляет, то расстраивает. Разве может один человек думать как сформировавшаяся и несформировавшаяся личность одновременно? Его принципы граничат с безумием, а понятие свой личности мрачно. Единственный человек, которого он любит по-настоящему – это его братишка Алли, который умер от малокровия. «Оттого, что человек умер, его нельзя перестать любить, особенно если он был лучше всех живых, понимаешь?» – объясняет он своей сестренке Фиби. Он не ждет чего-то хорошего. Все хорошее уже было. Эта потеря, на которой то ли он зациклен, и тогда это грустно, то ли этой потерей он оправдывает свой социальный провал, и в таком случае это уже подло.

Джером Сэлинджер

Рядом с ним хватает людей, которые его поддерживают, и это не только семья. Старик Спенсер, который в неком ужасе спрашивает:

- Неужели ты совершенно не думаешь о своем будущем, мой мальчик?
- Нет, как не думать – думаю, конечно. Только не очень часто. Не часто.

Героя не интересует, что там думает о его жизни старый историк. Хотя, рассуждая о нем, он скорее восхищается, чем не понимает: «Живет себе такой человек вроде старого Спенсера, из него уже песок сыплется, а он все еще приходит в восторг от какого-то одеяла». Другой преподаватель, по литературе говорит Холдену: «Пропасть, в которую ты летишь,- ужасная пропасть, опасная. Тот, кто в нее падает, никогда не почувствует дна. Он падает, падает без конца. Это бывает с людьми, которые в какой-то момент своей жизни стали искать то, чего им не может дать их привычное окружение. Вернее, они думали, что в привычном окружении они ничего для себя найти не могут. И они перестали искать. Перестали искать, даже не делая попытки что-нибудь найти». Такие настойчивые пинки к здоровью и счастью. Только никто не спросил, к чему стремится сам Холден Колфилд. Надо ли это ему? Но позиция Холдена в этом вопросе предельно ясно выражена: «Когда разговариваешь с преподавателем, думать вообще не надо».

Над пропастью во ржи

Его речь полна экспрессивных выражений, оценок (Я ужасный лгун. Я чуть не сдох. Я подпрыгнул на тысячу метров). Но, кажется, он даже воспевает свои негативные черты. Взять ту же ложь. Он гордится, что может спонтанно по причине или без соврать и убедительно, за секунду придумать себе новую жизнь. Он рад этому, потому что, по сути, больше нечему. О таких персонажах говорят – «с надломом». Поиск в людях, которые вон – в шаговой доступности – некого понимания. Неуклюже, а потому это раздражает. Мало кто поймет, если к тебе в комнату придут и констатируют: «У тебя случайно нет сигарет? Если нет – я умру!» Говорит одно, думая в тот же момент о совершенно другом. А какая разница, что именно говорить, когда тебя никто не слушает? А если слушают, так это еще хуже. Все настоящее уже умерло. Даже эпистолярно. Никому это и надо. Настоящее, в смысле. Сочинение про бейсбольную рукавицу Алли. Разорвано, выброшено, обесценено. «Никогда ты ничего не делаешь по-человечески!» – выкрикивает ему сосед по комнате. Не понимая того, что в этом сочинении последняя правда и последнее по-человечески.

А причем тут вообще «Над пропастью во ржи»? Это из разряда часто задаваемые вопросы. В романе дается ответ один раз, вполне исчерпывающий: «Понимаешь, я себе представлял, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И моё дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверное, я дурак».

Над пропастью во ржи

Вместо эпилога

Джером Сэлинджер показал образ человека, который живет и думает не так. Поэтому роман обрывается. Что ждет Холдена Колфилда? Перфекционизм и специфическое восприятие этой жизни не даст ему быть счастливым. Он не пойдет на компромисс, никогда не согласится, никогда не смирится. А если этот мальчик все же повзрослеет, то с багажом преувеличенных в своем значении разочарований. Это будет тихонько его ломать, и доломает либо до угрюмого пьяницы, либо до преуспевающего циника. Это роман-исповедь. Такие речи обречены на восхищение или осуждение. Историю выносят на суд, забывая, что суть исповеди совсем не в том. Суть – в прощении. И понимании высшей степени. А, что ни говори, нам еще так далеко до этих понятий.

Когда-нибудь, говоря об этом романе, люди смогут ответить на все вопросы. И все станет понятно. Кроме одного. Пруд, в Центральном парке, у Южного выхода: замерзает он или нет, а если замерзает, куда деваются утки?

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика