Большие музыкальные альбомы в современном мире — форма, которая имеет большие риски для артиста. Если раньше полноформатные концептуальные альбомы пытались делать даже рэперы, сейчас это скорее прерогатива настоящих авантюристов. Авантюристами группу «Вайолет» назвать мало, ведь они решили написать не просто музыкальную сказку или аудиокнигу с музыкальными вставками, а самый что ни на есть эпос на средневековый манер, в котором величественный рок соседствует с поэзией и театром. И имя этого детища «Вавилон» — произведение с претензией на театральные подмостки и стадионы.
«Каждый релиз — своего рода лотерея. Потому что никогда заранее не известно, понравится ли он публике или нет. Особенно если идти путём, который выбрали мы — экспериментировать».
История неожиданная — оказывается, что Данте Алигьери успел, помимо того что побывать в аду, в чистилище и в раю, совершить ещё одно путешествие к доживающему свои последние дни Вавилону. Своей эпичностью и хитросплетённостью сюжета альбом может вполне себе соревноваться с фэнтези классикой. Только сравнивать её с чем-то вообще-то кажется не очень корректным, ведь «Вавилон» совмещает в себя множество форм, среди которых и поэзия, и мюзикл, и рок-опера, и чего только не. И во всех своих проявлениях альбом старательно держит планку качества, не перетягивая одеяло.
Самой неожиданной частью релиза становится его многоголосие. Все персонажи истории не просто часть повествования, а полноценные персонажи со своими уникальными голосами, озвученными актёрами мюзиклов. И вкупе со всем вышеперечисленным мы получаем какое-то абсолютно уникальное произведение, в котором есть своего рода гигантомания, но она оправдана. «Вайолет» ходит по опасной грани перенасыщения слушателей, и всё же скатываться в театральную безвкусицу им не удаётся — слишком хорошо чувствуют как музыку, так и литературу участники записи во главе Надежды Львовой.
«Вавилон» — это альбом, раскрывающийся на дистанции. Чтобы разобраться в его музыкальных тонкостях и поэтической красоте вряд ли хватит одного прослушивания, тем более что помимо этого надо следить ещё и за сюжетом. Время пройдёт и покажет, насколько релиз попал в сердца слушателей. Одно можно сказать точно — перед нами один из самых необычных и масштабных релизов года, и уже ради такого звания можно оправдать все риски.
Читайте также
На наши вопросы ответила вокалистка «Вайолет» Надежда Львова.
— Последнее интервью порталу вы дали два года назад. Что изменилось за это время у группы?
— На самом деле в 2023 выходило ещё одно интервью журналу «Бункер» №35. Но из-за фестивально-альбомной суеты мы его так и не анонсировали. За последние два года мы многое успели: посетить различные фестивали, в том числе такие, как «Вереск-2022«, первый «Фэнтези Фест 2023«, выпустить сингл «Снежная Королева» и клип на него, а также записать и выпустить новый полноформатный альбом с участием артистов мюзикла «Вавилон»! Из последних не очень приятных, но случающихся порой изменений — на данный момент группа в поиске гитариста и басиста. Наши постоянные участники Евгений и Иван, к сожалению, вынуждены покинуть группу по семейным обстоятельствам. Но мы остаёмся в хороших отношениях и, конечно, будем рады их видеть нашими гостями.
— На том же интервью вы рассуждали про русский язык в музыке и рассказывали, что планировали выпускать англоязычные версии песен. Какое у вас сейчас отношение к английскому языку в своём творчестве?
— Выпуск песен на иностранных языках по-прежнему есть в планах. Но без конкретных дат и сроков. На данный момент мы больше сосредоточены на нашей русскоязычной аудитории, что, на наш взгляд, уместно и правильно, исходя из происходящих в мире событий. При этом какого-то негатива к какому-либо языку нет и не было, но в связи с массовым ростом цен везде и на всё, а также ограничениями иностранных площадок выделять ресурс на качественный перевод и перезапись треков с другим текстом стало намного сложнее. Возможно, с будущим синглом мы поэкспериментируем и выпустим его на немецком языке помимо русского, так как перевод уже есть. Но всё упирается во временные и, к сожалению, финансовые ресурсы. Мы хотим и готовы работать для слушателей за пределами России и не владеющих русским языком, но обстоятельства иногда играют против нас.
— Дебютный альбом был космическим путешествием. «Вавилон» же имеет совершенно другой сеттинг. Почему вы решили обратиться к такой эстетике?
— Наверное, потому что мне как музыканту и писателю интересно работать с разными темами и идеями. Мир многогранен, каждый человек — целая Вселенная. И ограничивать восприятие одной тематикой в моём случае тяжело. Приходит интересная идея, и хочется её реализовать. Обычно это так и происходит.
— Были ли у вас референсы при создании своего мира?
— Началось все со знаменитого Vide Cor Meum Патрика Кэссиди, которое можно услышать в фильмах «Молчание ягнят» и «Царство небесное». Помню, меня настолько поразила эта композиция, что я слушала её часами. Было ощущение, что это часть огромного классического произведения, в то же время будто не имеющая начала и конца. Такой миг вечной красоты, обрывок которого поймали и показали нам. И она как раз имеет прямое отношение к творчеству Данте — к его сборнику сонетов «Новая жизнь». Это же название, кстати, носит последний четвёртый сонет с нашего альбома как дань и знак уважения к великому поэту. Тогда же я начала перечитывать «Божественную Комедию» с комментариями исследователей — ведь там очень много отсылок, непонятных современному человеку. И тогда же зародилось желание сделать что-то новое, необычное, современное, но в том же время в более классическом стиле, с элементами барокко. Хотя идея ввести Данте Алигьери в качестве полноценного участника пришла сильно позже. На самом деле я очень люблю, когда возникает эффект, что всё, что написано, ты уже когда-то знал и помнил, просто забыл. И история не читает мораль, не учит жить, а просто напоминает о том, что тебе и так всегда было известно. В этом очень помогают сказки. Поэтому «Вавилон» — это смесь классики, сказки и рока.
— «Вавилон» получился вашим самым масштабным релизом, претендующим на театральную постановку. Как создавался альбом?
— Сложно! Это было сложно! Ведь изначально мы планировали сделать ЕР из четырёх или пяти песен. Были даже написаны музыкально три песни, которые вошли в итоговый альбом в новом звучании и с измененными текстами: «Замок изо Льда», «Пастырь слепых овец» и «Вавилон». Но чем больше разрасталась идея, тем очевиднее становилось, что её невозможно уместить в такие рамки. И решено было делать полноформатный альбом. Также изначально планировалось пригласить только одного участника на роль Короля — в этой роли я не видела никого, кроме Ильи Жигарева. Но потом было решено вводить ещё одного персонажа — Данте, роль которого исполнил Максим Раковский. А где Данте, там Беатриче. А раз падение Вавилонской башни, то как же без вмешательства «Высших сил» — тут нам на помощь пришел Александр Хананин. И пошло-поехало. В итоге приглашённых гостей на альбоме несколько больше, чем планировалось. Но, на наш взгляд, он от этого только выиграл. Ещё очень радостно, что собрался отличный разнохарактерный ансамбль из замечательных музыкантов: Марины Дякиной, Ольги Павловой, Дмитрия Макарова и Алексея Верчёнова, без которых не было бы такого потрясающего колорита.
Помимо подготовки материала и раздачи, надо было скоординировать запись и своих, и приглашённых участников и сделать это сильно заранее, с учётом гастролей, возможных накладок и даже внезапной болезни кого-либо из артистов. Было такое, что на запись участники приезжали чуть ли не с поезда в перерыве между концертами и гастролями. Поэтому квест был ещё тот. Но всё прошло отлично, все справились на ура! Также над альбомом трудились два звукорежиссёра: Андрей Якимов и Никита Зинич. Никита, кстати, написал всё музыкальное сопровождение к сонетам.
Дальше всегда есть очень солидный кусок работ вне подготовки музыкального материала: обложка, промо, шортсы. Башню нарисовала замечательная художница Софья Голованова, а над видео и дизайном трудились наш барабанщик Владимир Алимин и Анна Соколова. Это огромный пласт работ, который частенько упускают из виду, поэтому в группе скоро запланирован большой пост, посвящённый всем, кто работал над альбомом.
— Какой вам видится идеальная презентация такого крупного альбома?
— Я мечтаю, что это всё-таки будет театральная постановка. Если сбудется много «если»: режиссёр, возможно, хореограф. Полновесный музыкальный спектакль со всем составом альбома был бы идеальной вишенкой на торте. Возможно, успеем осуществить, кстати.
— В пресс-релизе сказано, что проект был создан при поддержке Людмилы Савостьяновой из «Марко Поло». Какой она вклад внесла в группу?
— Ну, как минимум, практически все песни, кроме одной, музыкально созданы ей. Но это, конечно, далеко не всё. Несмотря на то, что «Вайолет» — отдельный независимый проект, вклад Людмилы очень сложно переоценить. Это не просто автор музыки и части текстов, это человек, с кем можно творить на одной волне, а ещё замечательный психолог, отличный друг и крутой наставник. Помимо этого, Людмила была на всех записях, выступив в качестве саунд-дизайнера, давала множество крайне важных советов и рекомендаций. И по жизни я горда и счастлива, что у меня есть такой друг, как она. Не представляю, что решилась бы реализовать «Вавилон» с другим композитором и человеком. Только с ней.
— У вас был вопрос в соцсети о том, должен ли автор творить, опираясь на мнение аудитории. А насколько вы сами ориентируетесь на слушателя?
— Каждый релиз — своего рода лотерея. Потому что никогда заранее не известно, понравится ли он публике или нет. Особенно, если идти путём, который выбрали мы — экспериментировать. Ещё очень сложно предсказать, какой именно трек «зайдёт». Например, в «Вавилоне» фигурируют сонеты. Я не думала, что им уделят много внимания, так как люди больше ждут музыку и полноценные песни. Но оказалось, что сонеты с удовольствием слушают и читают. Так что, возможно, я наконец-то решусь издать сборник стихов. Но да, каждый раз, приступая к записи альбома или сингла, я спрашиваю себя — а если это никто не будет слушать, всё равно делаем? И ответ всегда «да». Для меня максимально важно гореть идеей, творить, когда бесконечно веришь в то, что создаёшь, чем пытаться придумать, чего ж такого написать, чтобы люди побольше послушали. Я свято убеждена, что слушатель эту неискренность почувствует. Мы можем не совпадать по убеждениям, идеям. Но сердце не обманешь — оно правду чует. Собственно, это одна из причин, почему у меня нет любимых и нелюбимых песен в «Вайолет»: как невозможно выбрать, какой из пальцев на руке я больше люблю, так и с песнями: каждая важная, каждая заняла прочное место в сердце и в жизни. Я просто не выпущу в мир то, что не люблю всей душой. И это, кстати, даёт бесконечное поле для профессионального роста: ведь когда любишь, стараешься сделать всё как можно лучше и качественнее.
— Какие миры вы бы ещё хотели реализовать в будущих релизах?
— У нас есть идеи, но пока не можем рассказать подробнее, так как я уверена, что если много и публично о чём-то говорить, то потом очень тяжело реализовать. Могу только сказать, что в следующем альбоме мы бы хотели уйти ближе к фолк-тематике. Там много очень интересных историй, которые хотелось бы рассказать. Но я пока не знаю, что из этой идеи получится. Возможно, и совсем не фолк…
— У вас на странице ВК был пост с аниме «Кэнган Асура». Как вы относитесь к аниме?
— Я не могу сказать, что являюсь горячим фанатом. Но иногда смотрю. Просто это огромный культурный пласт. Пройти мимо него было бы странно. К тому же у японцев часто бывают потрясающие идеи, которые просто разрывают на части воображение. Также они очень внимательны к деталям. Ещё мне нравится, что аниме предлагает огромный выбор: хочешь просто отдохнуть и посмеяться — одно. Хочешь задуматься о смысле бытия — пожалуйста. Нужна потрясающая картинка — держи. Что угодно для всех возрастов и на любой вкус. Я смотрю то, что меня зацепит с первых серий. Например, совершенно нереальная и беспощадная «Тетрадь Смерти», обожаемая мною космическая сага «Легенда о героях Галактики», детективы вроде «Кости, зарытые под ногами Сакурако», самая настоящая фантастическая история о маньяке в «Городе, в котором меня нет». Я свои рассказы и книги, кстати, часто в голове представляю в виде аниме или сериала. Как бы оно смотрелось зрителем, на что бы обращали внимание, было бы это интересно или нет. Так проще понять, всё ли хорошо получается или же есть пробелы, которые надо доработать.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!