Масс-медиа давно уже приучили нас, что современная рок-композиция обязательно должна быть с вокалом. Но даже сейчас в России есть инструментальная гитарная сцена. Один из её представителей — проект питерского гитариста и композитора Петра Балдина Fire And Gate. Уже 5 лет Пётр плодотворно экспериментирует с любимыми жанрами и стилями от металла и альтернативного рока до электроники и лоу-фай, а недавно он выпустил новый альбом Dance With A Fire, приурочив его к юбилею Fire And Gate.
Dance With A Fire поражает скрупулёзностью, с которой автор относится к своей работе. С трудом верится, что над материалом трудилась не команда продюсеров, а один человек, у которого даже нет музыкального образования. Альбом пестрит разнообразием партий разных инструментов, но основа звука Fire And Gate – это гитары и синтезаторы. Тут композитор даёт волю своим капризам и самым смелым музыкальным фантазиям! На лонгплее есть и меланхоличные гитарные мелодии, и агрессивный риффинг с чисто металлическими ходами. То тёплые, то холодные стильные лоу-фай синтезаторы создают атмосферу фантастических фильмов, да и сам автор подчёркивает кинематографичность своей музыки.
Альбом открывает Digital Echoes - самая показательная метал/лоу-фай композиция с футуристической электроникой, нарочито сырыми гитарами, звучащими отстранённо и невероятно стильно. А следующая — как раз мой любимый трек с Dance With A Fire — Electric Dawn. Она напоминает мне по стилю God Is An Astronaut – группу моих 10-х! Спасибо, Пётр! Загадочная Pulsewave Paradox держит в напряжении до самого конца, благодаря выбранной композитором восточной гамме. Не зря эта композиция выходила синглом. Neon Vibes цепляет синтезаторами, играющими вместе с классическим фоно где-то с середины композиции. Также хочется отметить нетривиальные ритмы барабанов и всех остальных инструментов. Тем, кто слушал дебютник Fire And Gate — Ladder, наверняка будет любопытно открыть для себя новую интерпретацию двух треков с него — DYHI и F.A.G. По моим ощущениям, автору удалось раскрыть новые грани этих композиций! Во всех отношениях Dance With A Fire получился очень интересным. Рекомендую его всем, кто любит, когда в музыке размыты границы между роком и электроникой.
Читайте также
Отдельно хочется отметить названия: «Частота слияния», «Электрическая заря», «Цифровое эхо». Изучать заглавия инструментальных произведений — всегда особое удовольствие! Фантазия слушателя не ограничивается рамками лирики и рисует более многогранные картины, в то время как названия лишь задают вектор. А так как они здесь преимущественно техногенные и киберпанковые, широта осмысления возникающих образов может быть невероятной: никто же не знает, что ждет нас в будущем!
Об особенностях создания инструментальной рок-музыки, причинах, по которым релиз содержит ремейки с первого альбома, а также о связи Fire And Gate с нейросетевыми технологиями Пётр рассказал «Порталу Субкультура» в этом интервью.
— Пётр, привет! Поздравляю с релизом! Как ты пришёл к такому высокому уровню создания музыки? Раскроешь пару секретов и особенностей твоего звучания?
— Привет. Спасибо редакции за интерес к проекту Fire And Gate. Говоря о звучании, хочу отметить, что всё делается своими силами и на слух. Было время, когда я пробовал освоить различные гайды по «вылизыванию» звука, что-то применил на практике. Однако все эти цифры и формулы не укладываются в голове человека, у которого нет большого опыта работы со звуком. Сейчас я пользуюсь пресетами, которые уже встроены в плагины по обработке звука, и не занимаюсь выведением какого-либо «авторского» саунда.
Не то чтобы я пропагандирую такой подход, но если ты решил всё делать сам, лучше направить свою творческую энергию на качество исходного материала, самой музыки, нежели на то, как она будет звучать потом. Пресеты предлагают широкий выбор обработки звука, подчёркивающие нюансы того или иного жанра. В крайнем случае можно выбрать какой-нибудь общий мастер на том же «Изотопе» и отправлять на рендер.
Есть ещё пара лайфхаков, но если я о них расскажу, профессионалы будут не нужны. (смеётся)
— Знаю, что в новом релизе есть пасхалки. Например, в одной композиции есть отсылка к советским спейс-рокерам Zodiac, которых слышали даже те, кто не знает ничего об этой культовой группе. Расскажешь подробнее?
— Да, речь о композиции Cybernetic Symphony. Там действительно появилась творческая необходимость в отсылке к известному произведению. С творчеством Zodiac я почти не знаком, но они являются ярким и показательным примером советской экспериментальной электронной музыки.
Если ты ищешь вдохновение для создания необычного саунда, рекомендую обратить внимание на электронных композиторов времён СССР, там действительно много того, что стоит внимания.
— Ты принципиально играешь только инструментальную музыку? Мог бы записать фит с кем-то из вокалистов, кто это мог бы быть и что это был бы за трек?
— Это не то чтобы принцип, скорее так сложились обстоятельства. Проект Fire And Gate появился в 2020 году, когда самым популярным инфоповодом была пандемия. В том же году у меня родился сын, а первые месяцы после — это почти бессонный режим.
Фактически бессонные ночи и первые эмоции повлияли на идею создания нового музыкального проекта. Вспомнил, что есть гитара, вспомнил несколько риффаков и музыкальных наработок, которые пытался реализовать в своих прежних коллективах, открыл программу и начал писать музыку.
Записав несколько демок, я нашёл второго участника — Василия Корнышёва, который помог со звуком на дебютной пластинке Ladder и привнёс в материал свои идеи. Когда всё было готово и стал вопрос о поиске вокалиста, мы поняли, что материал звучит полноценно и без голоса.
Тем не менее я не против поучаствовать в каком-либо не инструментальном проекте как соавтор музыки. Конкретных имён не назову, считаю, что любой опыт коллабов важен.
— Как ты характеризуешь свой стиль? Кто больше всего повлиял на его становление?
— Самую удачную характеристику моей музыки придумали в одном из радиоэфиров: после прослушивания ведущий сравнил одну из моих тем с отличным саундтреком. Наверное, кинематографичность и отличает мои инструменталы от иных подобных проектов.
На творчество, как я и говорил ранее, повлияла бессонница. Также в какой-то момент я стал испытывать дефицит музыки, которую хочу слушать сам. И если чужие новые релизы не могут дать то, что хочется, почему бы мне не сочинить ту музыку, которая играет у меня в голове. (смеётся)
— Связано ли название твоего проекта со шведской melodic death metal группой At The Gates?
— Параллелей нет. Название скорее отсылает к Фаренгейту, создателю альтернативной шкале Цельсия мере измерения температуры. Это также отражает моё музыкальное видение, которое может показаться слегка извращённым и неправильным рядовому слушателю.
— С чего у тебя начинается создание композиции? С мотива или риффа в голове, может быть с яркого названия или образа, который хочешь передать?
— Изначально я — гитарист. Поэтому многое из того, что пишу, рождается из гитарного риффа или небольшого соло. Потом добавляю остальные инструменты и семплы.
— У твоего проекта в этом году юбилей — 5 лет. В альбоме есть ремейки композиций с твоего дебютника Ladder. Почему ты решил «обновить» именно эти треки?
— Решил просто вдохнуть в треки Do You Hear It и Fire And Gate новую жизнь, скорректировать название и подогнать звучание под обновлённый саунд, на котором хочется сделать сейчас упор. То, что сейчас происходит с проектом — это творческое перерождение. Путешествие по тёмным и мрачным материям — захватывающий процесс, но хочется отойти от мрачняка, попробовать иную стилистику создания музыки. Не исключено, что в скором времени появится реинкарнация треков с дилогии Edda.
— Ты говорил, что накануне подготовки второго альбома у тебя разошлись пути с сооснователем проекта Василием Корнышёвым. Расскажешь об этом подробнее? Как это повлияло на музыку, процесс её сочинения?
— Всему виной недопонимание. В какой-то момент Василий захотел получить деньги за своё участие в проекте. Я безусловно благодарен ему за неоценимый вклад и формирование изначального звучания Fire And Gate, но денежный вопрос не стоял перед нами во время записи дебютного альбома Ladder. Он действительно выполнил свою работу на высочайшем уровне, показал мастерство владения обработкой звука. Помимо этого, он привнёс две композиции в первый полноформатный релиз. Но, как мне кажется, финансовые вопросы нужно оговаривать заранее, нежели постфактум требовать оплату.
— Ты делаешь изображения и видео клипы с помощью нейросетей — возможно ли, что ты будешь создавать музыку с их помощью, и что думаешь о такой возможности в принципе?
— На альбоме Dance With A Fire уже есть вмешательство нейросетей. Процентов семьдесят всех шумов и семплов были сгенерированы нейросетью. Например, в заглавной композиции вся электроника — продукт искусственного интеллекта. Я лишь упаковал всё это дело по хронометражу и добавил ударные, чтобы был каркас для ритма.
— Перед интервью ты сказал, что на твоё творчество низкий спрос. Но ведь музыка очень продуманная, я бы сказал продуманнее, чем у многих известных проектов! Ну или как минимум на их уровне. Насколько тебе важна популярность?
— С одной стороны, обидно, что активность слушателей крайне низка, несмотря на то, что каждый год получается выпускать по крупному релизу — будь то EP или LP. Надо признать и собственный промах в раскрутке в соцсетях. Кроме ВК, я так и не смог подружиться с другими площадками. Да, я переживаю, но это не должно меня останавливать перед созданием нового материала.
— Я знаю, что ты муж и отец. Насколько трудно совмещать семейную жизнь с сочинением музыки такого высокого уровня?
— Помимо семьи есть ряд и других творческих и бытовых активностей. И самый главный мой противник — время. Благо, проект сольный и не нужно тратить лишние ресурсы на сборы коллектива, репетиции и концерты, не знаю как я раньше мог это выдерживать. (смеётся)
— На каком лейбле ты выпускаешься? Что даёт тебе это сотрудничество?
— С прошлого года я вновь стал активным артистом лейбла Patriot, который сейчас переживает ренессанс и может похвастаться сотрудничеством с интересными именами. Благодаря лейблу мои релизы попадают на площадки, и это помогает освободиться от необходимости самостоятельно загружать музыку на дистрибуцию и отслеживать её статус. Хотя дилогию Edda я выгружал через ONErpm.
— Какие планы у проекта на будущее? Будут ли выступления?
— В планах записать мини-альбом к концу года. О концертах пока не думаю. Не могу представить формат мероприятия, где я могу выйти с гитарой на сцену и молча отыграть сет. Всё же сольное творчество — это проникновение в интимную оболочку и выстраивается на откровенном диалоге между музыкантом и слушателем.
Фото из личного архива Петра Балдина
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.