В этой подборке лучшей музыки, что появилась за первые полгода 2023-го так: кто-то возвращается после долго отсутствия, а кто-то в то же время уходит навсегда. Что ж, это — двадцатые годы столетия, которое можно назвать оглашенным уже сейчас. Или это просто жизнь. Хорошо, что музыка остаётся. Вашему внимаю 13 важных альбомов минувшего полугодия.
Sigur Rós — ÁTTA
Не важно, что делает эта величайшая группа: красоту и спокойную фатальность «замедленной лавины» или потусторонний пост-рок, взятый в плен электроникой, — мы хотим этой изящности.
ÁTTA — это не просто возвращение, это — камбэк музыкального явления. Здесь в составе вновь и наконец-то мультиинструменталист Кьяртан Свейнссон. Это ли не повод впервые за десяток лет сработать в полную силу известной творческой химии. Ещё и при поддержке Лондонского оркестра.
Музыканты и сами говорят о своём стремлении обнять великолепием звучания, вселить надежду и заставить каждого что-то почувствовать. Только тогда слушатель может переключить внимание с внешнего на внутреннее и ощутить равновесие.
В ÁТТА исландцы уходят от пост-рока, разрежая звук и увеличивая плавность музыки до натуральной неоклассической формы. Sigur Rós так часто называли «кинематографичной» группой, что теперь формация и сама выдаёт будто саундтрек к никогда не снятому фильму. И это тот случай, когда невозможно выделить отдельные композиции. ÁТТА от начала и до конца — единое целое.
Читайте также
Foo Fighters — But Here We Are
Старина Дэйв говорит сам о себе не иначе как об историке и евангелисте рока — нет никаких оснований в этом сомневаться. Вместе с тем мы знаем его как неугомонного трудоголика и марафонца, который зажигает грёбаный факел на твоём стадионе.
Соединив лучших музыкантов вокруг Foo Fighters, Гроул создал неоклассическую рок-величину с жизнерадостным духом. Казалось, ничто не сможет помешать этому неудержимому массиву, заслуженно вписанному в Зал Славы рок-н-ролла в ковидный 2021 год.
But Here We Are — это запись без ушедших из жизни, барабанщика Тейлора Хокинса и соавтора Гроула – его матери Вирджинии. Это одиннадцатый альбом банды, которая идёт будто единственным доступным путём бодрого рок-риффа. Трансформирует потрясения в бурные куплеты и режет сгустившуюся тьму лазерным мечом ярких припевов. И да – Дэйв Гроул снова буквально потеет за до грубости точными барабанами — сам! Во всех песнях релиза.
Через ободряющую скромность и в то же время болезненную прямоту группа, кажется, успокаивает и излечивает саму себя. В Show Me How Гроул становится к микрофону вместе с дочерью, чтобы выразить свою скорбь вместе. Мощная десятиминутная The Teacher — это посвящение матери. А сама заглавная But We Are Here утешает живых, которые всё ещё здесь. Все эти яростные песни могли бы горячо звучать на любом релизе Foo Fighters… но нет — они должны быть именно здесь.
Metallica — 72 Seasons
Семь лет минуло с последнего лонгплея великой Металлики.
В случае с их новым альбомом — этого более чем достаточно, чтобы весь мир обратил внимание и застыл в ожидании, когда синглы предвосхитили это событие в начале года. И вряд ли мы ждём, что они в очередной раз перевернут историю тяжёлой — и музыки вообще. Просто это — Металлика. Этим всё сказано.
«72 Сезона» сочетает в себе всё лучшее за необъятные четыре десятилетия существования глыбы. В этом смысле Хэтфилд-сотоварищи — консервативный коллектив. Это звучание, которое вы не спутаете ни с чем, даже на самом экспериментальном релизе мужиков.
«Сезоны», по ощущениям, продолжают развивать дух своего предшественника 2016 года и будто бы не стесняется влияния даже дебютного Kill Em’ All, как бы это ни показалось неожиданно. Получается, что это самая что ни на есть классическая Металлика, но, кажется, в этом и проблема. Как отметил на этот счёт рецензент из журнала Classic Rock — для фанатов это не меньше, чем разочарование. Как знать. Для старых адептов здесь есть, как минимум, Lux Æterna.
Depeche Mode — Memento Mori
Так получилось, что этот обзор альбомов пропитан ностальгией и доброй грустью по всему уходящему. Не без следа, конечно.
Это первая в истории Depeche Mode запись без клавишника и сооснователя Энди Флетчера, которому светлая память. Но всё же самое примечательное в Memento Mori то, что Депеши по-прежнему существуют. И это не последний сюрприз.
Мартин Гор впервые написал песни с соавтором. С этой ролью, похоже, отлично справился его друг и вокалист группы Psychedelic Furs Ричард Батлер. А заметный эпизод, заслуживший отдельного сингла, Wagging Tongue подписан авторством Гор-Гаан. Тоже, знаете ли, случай, подобный которому поклонники вряд ли смогли бы припомнить.
Привычные мрачные гипнотически тягучие синтезаторы забирают с первых аккордов пластинки, не заставляет себя ждать и мистер Гаан. С самого начала музыканты сообщают нам: My Cosmos Is Mine, делая тавтологию момента не только уместной, но настойчиво указывающей на суть сказанного. Это звучит, как приглашение в холодную атмосферу альбома. Мелодические находки здесь будто специально возникают внезапно и время от времени. Пока вы об этом думаете, вас держит в крепких объятиях разнообразие приёмов. Soul with me, например, это реально соул.
Gorillaz — Cracker Island
Похоже, Деймон Албарн отказался от идеи сиквела Song Machine Season 1, который выходил в далёкие времена карантинов и вирусов, то есть три года тому назад. Но это, возможно, пока. А сейчас — сдержанный и минималистичный номер на сорок минут приятной альтернативной поп-музыки. Исключительно в своём личном жанре под названием Gorillaz без особых примесей. Но не без панка и хип-хопа, конечно.
Говорят, впечатляющий список гостей — не гарантия успеха. Проверим. На этой вечеринке тусуется, например, Thundercat и его фанковые танцевальные бас-риффы поверх электричества — сразу же на заглавном треке. Голос Стиви Никса гармонично сочетается с тембром Албарна в электропоп-балладе Oil. Правда, первый здесь больше в роли бэк-вокалиста. Tame Impala в известной манере вторит рефрен в New Gold.
Вы знаете, это не похоже на настоящий альбом Gorillaz, хотя в целом он содержит типичные для проекта хиты. Возможно, это звучит как оксюморон. Но в этом альбоме нет продолжения истории мультяшной четвёрки. Это — вечеринка не мультяшек, а реального Албарна и его реальных друзей.
Iggy Pop — Every Loser
Ещё одно возвращение. Легендой можно не глядя назвать кого угодно просто за выслугу лет, но применительно к Игги это слово вряд ли обесценивается. И скорее всего вы не спрашиваете: «Почему?». Тем не менее у нас есть ответ: потому, что это крёстный отец панк-рока, которому удаётся сохранить хватку остроты и традиционности. Что в этом необычного? Ну, этому древнему повстанцу 75 лет, а он выпускает ортодоксальный рок-альбом в 2023 году, что вы ещё хотите?
Напор, задор, злость голоса вечного изгоя рок-н-ролла столь же убедительны, как и выражение неповторимого панковского духа. Поставьте это кому-то, кто не очень шарит, а потом скажите, что это не какой-нибудь энергичный юнец, как им могло показаться — наблюдайте реакцию. Это ваше новое guilty pleasure.
Звук пластинки конкретный, собранный, злой и насыщенный при всей простоте композиций. Здесь решает вот эта пылкость, от которой мы второй абзац не можем отделаться. Это шумно, это куда более дико, чем что-либо за многие прошедшие годы бесконечной карьеры Игги Попа. Альбом не лишен и прилипчивых мелодик с аурой хита. Впрочем, ничего удивительного, учитывая сколько талантов участвовали в создании. Продакшн курирует молодой самородок от рок-индустрии, уже поработавший, например, с Оззи — Эндрю Ватт.
Every Loser — это неудержимый гимн первого и последнего панка, который всё ещё жаждет жизни. Долгая лета.
Skrillex — Quest for Fire
Это не единственный релиз Скриллекса в этом году, но первым появился именно этот грузный дэнспоп. И это очередной громкий камбэк ’23.
На Quest for Fire, помимо Four Tet, Noisia и прочих, присутствуют Missy Elliot и Mr. Oizo — тот, кто нехотя изменил электронную музыку на стыке веков. Это уже немало, но число гостей в трек-листе приближается к 13.
Эта пластинка часто вызывает ностальгию. Например, характерными чертами того самого дабстепа, который в далёком 2014 году отважился переизобрести Сонни Мур. Флешбеки продолжаются в брейкбите, будто косплеящим дуэт Scrillex x Diplo, на котором, как дома, расположился, рэпер Starrah. А короткая интерлюдия Warped Tour '05 With Pete Wentz, похоже, не преследует никакой иной цели, кроме отсылки к пост-хардкорному прошлому Мура ещё до Скриллекса.
Тут есть и откровенные неудачи, которые просто выдыхаются на фоне других крепких работ. Но, во-первых, их минимум, во-вторых, они будто ведут тебя по синусоиде для контраста и более разностороннего впечатления.
Talib Kweli and Madlib — Liberation 2
Обзор эпичных камбеков продолжает пара инди-хип-хоп классиков, что воссоединилась аж спустя 17 лет после первой части «Освобождения».
Альбом приурочен к полувековому юбилею целой культуры и, как принято у древнего бруклинца, призывает объединиться всех адептов большого хип-хопа. Лучшей мотивацией для этого служит сам дуэт старичков. Десять лет работая над сиквелом, им удалось сохранить не только себя, но и как-то соответствовать стандартам музыки, которые сильно изменились с 2013-го. В этом смысле старые кореша не заходят на неизведанные территории за пределами зоны хип-хоп-комфорта. Но именно этим они доказывают непоколебимость их музыки перед модными уловками и временем.
На Liberation 2 несомненно главное влияние оказывает путешествие артистов в Африку. Об этом свидетельствуют присутствующие южноафриканские эмси. Состав гостей здесь вообще на особой высоте. К примеру, тут есть легендарный Рой Айерс, посмертное камео Мака Миллера и представители королевской семьи андерграунда Westside Gunn и Roc Marciano.
На фоне первого Liberation, этот — звучит гораздо более выверено и «альбомно», если можно так выразиться. В том смысле, что это точно не похоже на микстейп, пусть очень хороший. Определённо Талиб в хорошей форме. Приправа образованности бруклинского нёрда присутствует. MadLib как всегда методичен и проникновенен атмосферой.
Прежде чем выделите что-то для своего плейлиста, зацените эту последовательность целиком.
T-Pain — On Top of the Covers
Один из главных популяризаторов автотюна, который вы либо приемлете, либо ненавидите, — снова в здании. Если вы раньше не выбирали музыку T-Pain, то это тот случай, когда мы предлагаем попробовать. В чём разница?
Ну… здесь мы узнали, что Фахим умеет петь. Он раскрывает этот свой талант во всей красе так, что вызывает недоумение: зачем вообще ему нужны были вокальные примочки? Справедливости ради, их здесь хватает, но в этот раз очень они вписаны очень деликатно исключительно ради современной фирмы.
Это альбом кавер-версий больших песен не менее крупных музыкальных величин, очевидно, чувственно важных для самого исполнителя. И это именно тот факт, из-за которого название релиза хочется перевести не иначе как «Поверх покровов». Кроме вечной американской классики, вроде Френка Синатры, Сэма Смита или Криса Стэплтона, среди каверов вы с удивлением обнаружите песни Black Sabbath и Journey. Всё это переиначено с авторским чувством и в форме оды одного исполнителя другому — в каждом новом прочтении. Сердечно, весело, фанково.
Janelle Monáe — The Age of Pleasure
Уже привычное дело для потрясающей Жанелль полдесятилетия не выпускать очередную часть своей научно-футуристической саги. Однако этот номер больше похож на отпуск, каждая минута которого посвящена исключительно кайфам и траханию. Нельзя сказать, что это неприятно и уж тем более не цепляет.
Хронометраж половины песен здесь не превышает двух минут, но этого хватает для того, чтобы, помимо страсти физической, выразить ещё всепроникающую любовь к себе и самоутвердиться, как положено в около-хип-хопе. Пожалуй, невозможно не заметить, что это превратилось в бизнес-технологию. Знакомые приёмы, как старые приятели, отдают честь нейрончикам в мозгах тех, кто не пропускал предыдущих альбомов Жанелль.
На самом деле «Эпоха удовольствий» начинается не сразу. Ты ощущаешь её солнечным послевкусием угасшего тропического дня, как только последний аккорд альбома прозвучал секунду назад. Потрясный звук с полными карманами белоснежного песка, пропитанный морской солью и запахом безжалостного секса. Здесь у самой береговой линии стоит почти совсем обнажённая Монэ и посылает утопию куда подальше. Ведь если утопия — это место, которого не существует, то упоительная мука «Эпохи наслаждения» определённо осязаема.
«Каспийский Груз» — «Осторожно окрашено»
Амбассадоры ёмкого плейворда и криминальной романтики всея СНГ просто хотели отметить юбилей своего дуэта, а получился номерной альбом-камбэк. Пожалуй, нельзя отделаться от ощущения, что это звучит скорее как продолжение, по крайней мере, второго «Гаддэма» Брутто, но с активным участием ВесЪа. Тем не менее молниеносно взлетевший на вершины чартов главный thugs-бэнгер с неповторимым тембром Гио Пики в рефрене «На белом» спродюсирован Тимуром и Анаром совместно и очень вкусно. И это только второй трек из не очень длительного листа шести композиций.
Ну а дальше всё своим чередом: «не произноси АУЕ* в суе» (*запрещено в РФ), фит с макабрическими ATL/Horus вместе взятыми и великолепный вокал Miravi в атмосферном эпилоге.
«Осторожно…» — это обаятельно обыгранные семплы, художественная повседневность и мрачный юморок парней из мира, от которого, похоже, лучше держаться подальше. О том и читают. Всё это совсем невесело, хотя фирменная горькая ирония парней по возможности разгружает темы, о которых нужно говорить.
OG Buda — «Скучаю, Но Работаю»
За пару лет до выхода «Скучаю...» Гриша говорил, что готовит серьёзный альбом, который ощущает его своим magnum opus — потому что пора. На этой сборке Буда использует уши слушателя так, будто последний — психотерапевт. Всё-таки местами он исключительно по-рэперски рисуется и не желает пока идти глубже. Но перед нами артист, чья аудитория должна повзрослеть вместе с ним — так что это порядок вещей.
Даже старина Гуф прямо на гостевом куплете рассказывает, как ему нравится парт «молодого», существуя в своём привычном ленивом постмодерне. Конечно, здесь обязательно гостит Майотик, и даже есть куплет подземной глыбы Бразильца. Сам Буда очень лиричен, мелодичен и техничен в стремительно изломанном флоу. Magnum opus? Время покажет.
CREAM SODA — INTERNET FRIENDS
Если вы попросите нас в двух словах описать этот альбом, то мы уложимся в четыре: торжественная меланхолия и депрессивная эйфория. Впереди ещё осенний сезон релизов, но «Друзья по интернету» уже претендуют на титул одного из ярчайших звучаний года. В нём встретились и сошлись в сочетании трагедия внезапности, фатальная до мистики прозорливость главного вдохновителя, священный рэйв и гиперпоп. В общем — самое горячее во всём интернете.
Нарочитая примитивность заедающих припевов, хулиганские выходки Рустама Рептилоида и чувственно осязаемые фолк-украшения новой вокалистки Алисы Стяжковой, она же Afelia — всё это открывает истинное универсально рэйверское лицо Крем Соды как яркого явления большой электронной сцены большой страны. Это хитовая стильная музыка, которую хочется слушать, пританцовывая, даже если плачешь на техно. Фирма.
Светлая память, Дима Нова.
Ещё несколько альбомов первой половины года, мимо которых сложно пройти:
- Kelela — Raven
- Pink — Trustfall
- Fever Ray — Radical Romantics
- Manchester Orchestra — The Valley Of Vision
- Скриптонит — 7
- Jahmal TGK & VibeTGK — «Будни»
- «НЕДРЫ — «И Грянул Гром»
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!