В конце декабря в Царском фойе Александринского театра состоялся творческий юбилей заслуженного деятеля искусств России, заместителя художественного руководителя театра и известного театрального историка Александра Чепурова. В рамках встречи прошла его лекция «“Маскарад”: воспоминания для будущего».
Под руководством Александра Чепурова в Александринском театре создана уникальная экспозиция «Музей русской драмы». Он смог объединить богатейшую историческую коллекцию театра, и сделать ее доступной для широкой публики.
Особое место в жизни театра и карьере Александра Чепурова занимает спектакль «Маскарад». Он участвовал в сохранении исторического наследия, которое оставила после себя первая постановка, а также в создании спектакля Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего». Существует легенда, что до 90-х годов все декорации погибли в пожаре и ничего не сохранилось до наших дней. На самом деле, декорации живы! После репрессий над Мейерхольдом, работники театра спрятали декорации в стенах театра. После своего освобождения он по кусочкам собирал все декорации спектакля: нашёл несколько стульев из постановки у гардеробщика; кресло использовалось в другой постановке.
Фотограф: Дарья Амеличева
История «Маскарада» тесно связана с Александринским театром. Например, классический занавес Александринского театра создан по мотивам именно этого спектакля. Сам Чепуров говорит, что «Маскарад» — «Чайка» «Александринского театра»
Впервые спектакль увидел свет в 1852 году, однако постановка была подготовлена уже в 1832. Временной промежуток в 20 лет возник из-за запрета властей показывать на сцене глобальную идею гибели современного мира, потому что многие посчитали её слишком депрессивной. В эпоху романтизма эта тема была популярна. Декорации создали братья Гроппиус, которые смогли воплотить все идеи в кратчайшие сроки.
Второй раз спектакль ставил Мейерхольд 1910 году. Особую ценность постановок «Маскарада» Мейерхольда составляют декорации, созданные по мотивам реально существующих интерьеров Петербурга – кабинет Арбенина является отсылкой к интерьерам коттеджа Николая I и Александрины в Петергофе.
Камерность музыки предыдущих постановок «Маскарада» не устраивала Мейерхольда, поэтому композитор и дирижёр Александра Глазунов, продумывая музыкальное сопровождение, опирался на творчество классиков – отчётливо различимы мотивы «Вальса-фантазии» Михаила Глинки, а музыкальная структура отсылает к опере «Пиковая дама» Петра Чайковского. Александр Чепуров специально подобрал музыкальное сопровождение чтобы слушателям было проще усвоить материал.
Современная постановка 2014 года отличается от своих предшественников. Помимо использования новых технологий была изменена идея — она заключалась в том, что жизнь и театр отличаются друг от друга, люди — это не просто бездушные марионетки, а создания, которые умеют чувствовать. Основным лейтмотивом стала актуализация проблемы искренности человека в быте и общении.
Пусть лекция и продлилась несколько больше положенного времени, но никто из слушателей этого не заметил. Покидая фойе выхватываю восторженную фразу среди старших коллег: «вы только посмотрите, сколько молодых студентов! Отрадно видеть».
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!