Я попал в театральное объединение «Образ» более года назад. По чистой случайности меня позвали на пробы, где я впервые предпринял попытки показать себя на сцене. Нашим творческим наставником выступала Наталья Павловская, руководитель объединения, человек, который организует и координирует работу театра уже долгие годы. Театральные постановки, школа, хор — все это и многое другое существует благодаря нашей героине более двадцати лет на площадке воскресной школы при Спасо-Парголовском храме. Сегодня Наталья поделилась с нами, как устроены любительские театральные сообщества, на что существуют, а также какие имеют плюсы по сравнению с большим театром.
— Вы являетесь руководителем творческого объединения «Образ» при Спасо-Парголовском храме. Чем занимается ваше объединение?
— Наше объединение занимается постановкой и показом спектаклей, а также в него входят творческие хоровые отделения и концерты.
— В интернете не так много информации о творческом объединении «Образ», но первым доступном упоминанием является «Проект "1941-й. Начало"» 2016 года, с момента которого прошло уже 8 лет. Было ли это первой деятельностью коллектива, и, что стало причиной создания творческого объединения?
— Это был не первый проект. Первый спектакль был поставлен в 2015 году. Это была блокадная пьеса Евгения Шварца «Одна ночь». Как создавалось наше творческое объединение.… У нас существовал хор — здесь, при воскресной школе, при Спасо-Парголовском храме — и очень уже давно, около 25 лет. На мне была такая обязанность — я отвечала за праздники. Но изначально это была постановка рождественских и пасхальных спектаклей. Сначала это были какие-то сценки, поскольку я сама это раньше и не умела делать, потом стала углубляться и поняла, что сценки мне уже не интересны, что хочется заниматься чем-то серьезным. И вот случилось это чудо, что мне разрешили уйти с этого занятия, чтобы я праздниками больше не занималась.
— И «Одна ночь» была вашим первым спектаклем? С какой периодичностью выходили дальнейшие постановки?
— После первой постановки прошел длительный период, так как была текучка в ролях. У меня начали артистки массово выходить замуж, вплоть до того, что несколько человек уехало за границу. Но это был не постоянный процесс.
— Давайте, чтобы не возвращаться, вопрос о коллективе: насколько большая текучка кадров? И какие основные причины, почему уходят?
— На самом деле, раньше была, как уже сказала, а сейчас ее почти нет. Если люди уходят, то в основном потому, что уезжают из города. Даже не могу сейчас вспомнить, почему человек ушел, но в городе остался. То есть бо́льшая часть людей, которые тут играют, они здесь с самого начала.
— С 2015 года?
— Да с 2015 года, только молодежь прибавляется с каждым годом.
—А если говорить про «жизнь» и финансирование, на чем строятся творческие объединения, как, например, приобретается реквизит?
— Они ни на что не живут. Это личные вложения, личная инициатива. То есть ищем и вещи, и реквизит, если надо покупаем, скидываемся.
— Если люди не получают никаких гонораров за выступления, как Вы считаете, почему они этим занимаются?
— Ну, я думаю, что первоначально люди, которые здесь находятся, они объединены чем-то. Большая часть — всё-таки верой, общими знакомствами и детьми, потому что, на самом деле, в театре играют родители детей, которые поют у нас в хоре. Вот какая у нас интересная затея: получился семейный театр, потому что в нём несколько семейных пар, ну фактически все взрослые идут семьями, а есть те, кто и вместе с детьми играют. Ну и кроме веры — общий интерес, любовь к театру, интерес вместе заниматься театром, шутить, импровизировать, заниматься творческим процессом. Я думаю, что всё это, конечно, влияет.
— Текучку обсудили, а как новый человек попадает в коллектив, если такой понадобится?
— Чаще всего этого человека я нахожу. Но в данном случае я могу сказать совсем без ложной скромности: я могу видеть в людях актерские способности. Часто могу просто в церкви, в школе увидеть какого-то персонажа и позвать. Бывает такое, что ищем через кого-то, временами пускаем такое задание, чтобы все пригляделись к окружению. Ну и после уже, соответственно, приглядываюсь к человеку, задаю вопросы, а потом принимаю решение.
— Вы сказали, что можете видеть актерские задатки в человеке; если говорить о тех людях, которых вы находите, их много? И большинство ли может играть на сцене?
— Я считаю, что все, кто сюда попали — они все способны. Очень часто человек сам не понимает этого и не понимает, что сделать с собой, чтобы вытянуть из себя вот эти способности. Моя задача как режиссера эти способности проявить, но поскольку я тоже не профессиональный режиссер, а самоучка, то тоже не всегда справляюсь с этим на 100%, но я всегда верю в людей до последнего, на самом деле, это всегда и оправдывается.
— А что, по Вашему мнению, отличает любительский от профессионального театра? И какие тогда преимущества и недостатки по сравнению с большим театром у творческих объединений?
— Недостатки — конечно, всё, что связано с материальной частью: неоснащенность, невозможность воплотить идею в том виде, в котором я хочу просто потому, что нет материальной базы. Ну и что вознаграждений актёрам нет, конечно.
А из плюсов, думаю, что живое общение, живой, ненаигранный, несоревновательный интерес. И какое-то такое отсутствие академических знаний... Вот у нас три спектакля, и после каждого представления бо́льшая часть зрителей говорит такую фразу: «Вы играете так, как будто вы живете». И да, это правда! Я как раз думаю, что это связано с тем, что актеры наши искренне стараются. Школа — это, конечно, крутота, и она дает инструменты для классной игры, что помогает открыться человеку и зайти в тот или иной образ, но зато, когда человек не замылен, он может быть более искренен. У нас ведь и известные артисты есть, которые не имели образования актерского, но стали великими. Думаю, что и среди наших есть такие, несколько человек точно, которые могли бы стать настоящими артистами.
— Почему многие режиссеры прибегают к авторским интерпретациям постановки: к изменениям в сценарии, действиях на сцене или даже к полному переосмыслению произведения?
— С первым спектаклем у нас было так: мы почти не меняли текст, то есть мы не заменяли реплики совсем, в некоторых местах посокращали, поскольку Шварц писал свою пьесу в блокадные годы и был советским писателем, и некоторые строчки сложны для понимания идеи, особенно для современной молодежи. А мне, конечно, было всегда интересно ориентироваться на более молодую аудиторию.
Спектакль второй, которым мы сейчас занимаемся, возобновляем его — «Не личное дело 10Б» — это бывшая киноповесть, написанная Георгием Полонским, сценарий к фильму «Ключ без права передачи». Этот сценарий был полностью мной переписан, поскольку сценарий кино — одно дело, потому что кино снимается в разных локациях: на улице, в помещении, а монтаж позволяет перемещаться из одной локации в другую. В театре мы себе такого позволить не можем, поэтому приходилось адаптировать для сцены этот сценарий. Некоторые сцены переместились, поменялись местами, но сам текст не особо трогался.
Следующий спектакль «Вишнёвый Сад» А.П Чехова, к нему отнеслись трепетно, слова никакие не изменяли. В некоторых местах были небольшие сокращения.
На самом деле, я стараюсь очень внимательно относиться к авторскому слову, поскольку автор писал не просто так, а для чего-то, он какую-то цель видел в этом. Но это не значит, что те задумки, что приходят ко мне в голову, будут соответствовать ярлыкам, к которым привыкли. Например, к тому же «Вишнёвому Саду», который мы привыкли видеть на сцене или слышать, какими должны быть персонажи или какой должна быть сцена в тот или иной момент. Здесь я, конечно, прислушиваюсь к себе, то есть переосмысливаю авторский текст и пропускаю через себя. Потому что я осознаю, что если для меня непонятно и для меня неудобно, то я не поставить, не объяснить актерскую задачу не смогу — актеры не будут понимать, что они делают — и тогда зрители не смогут понять, что мы этим хотели сказать. То есть я для себя должна четко выстроить задачу, цель, вернее, наоборот, цель и задачи.
— Осталось всего пару вопросов, на бис! Мы уже касались любительского и профессионального театра, но спрошу еще, если бы у вас была возможность стать режиссером крупного театра, и это могло стать Вашей основной работой, Вы бы согласились?
— Не знаю, удивишься ты сам или нет, Вань, но я уже сама задавала такой вопрос. Наверное, чтобы понять, насколько для меня это важно. Чаще всего, мне кажется, что сдрейфила бы. Просто испугалась бы ответственности, того, что не смогу справиться, но интересно очень.
— Ну и напоследок. Что бы Вы могли пожелать начинающим творческим объединениям, молодым режиссерам или людям, только желающим создать подобный коллектив и заниматься тем же, чем Вы?
— Сначала задать себе вопрос: зачем тебе это надо и можешь ли ты без этого жить? Если без этого ты жить не можешь, то тебе надо этим заниматься при любых обстоятельствах, какие бы палки в колеса не вставлялись, чтобы у тебя там не было за спиной, надо все преодолеть. Но если у тебя есть хоть какие-то сомнения: «Не знаю, может это не мое» или еще что-то, то не знаю, стоит ли биться. Мне кажется, что вообще за любое дело стоит браться, чувствуя внутреннюю, личную искру. А дело обязательно должно быть таким, без которого ты не мог жить. Ну не можешь ты без этого, тогда это будет честно, тогда тебе поверят, тогда за тобой пойдут, тогда тебе будут доверять, тогда тебя будут любить. И тогда что-то и сложится рано или поздно.
— Знаете ли примеры, когда такое творчество «сложилось», к чему это привело?
— Да, на самом деле ведь многие театры так жили: любимовский театр («Театр на Таганке») также складывался на коленках, современный «МХТ» долгое время не имел собственного помещения, то есть это ведь великие театры, и у них было тяжелое время, но люди, которые горели и не сдавались, они и вывезли это искусство. Именно благодаря им оно и живо. Ведь говорили и когда кинематограф появился: «этот театр скоро никому и не нужен будет», а нет — ты посмотри-ка, недавно с тобой говорили, что на некоторые спектакли не попасть, и не только потому, что билеты такие дорогущие — на хорошие спектакли всегда аншлаги. Значит это нужно людям! Благодаря творцам, которые горят.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!